В Киргизии русский — язык успеха, в Латвии — язык врага?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Алексей Громыко заметил на это, что если рассчитывать на давление международного сообщества, подвижки в законодательстве ЛР могут растянуться лет на 20–30. Но успех акции Линдермана и Осипова по сбору подписей в защиту русского языка говорит об отторжении этнической политики снизу, и это дает надежду, что гражданское общество в Латвии существует и может добиться реальных перемен в своей стране.
В Киргизии русский — язык успеха, в Латвии — язык врага?

В Киргизии русский - язык успеха, в Латвии - язык врага?

"Право на Родину и язык"

Наталья Севидова

В минувший вторник РИА “Новости” совместно с латвийским Институтом европейских исследований провели мультимедийный видеомост Москва - Рига на тему: "Право на Родину и язык".


Вообще–то политики и эксперты чаще предпочитают встречи "живьем" - за общим столом. Но это влетает в копеечку - гостей надо принять, разместить, накормить, арендовать зал… Видеотрансляция дает возможность,никуда не выезжая, оперативно обсудить любую проблему в режиме он–лайн.


Поводом для встречи "поверх барьеров" стала принятая в начале апреля резолюция Совета Европы о соблюдении в Латвии Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Мы уже сообщали, что содержание этого документа было весьма нелицеприятным для Латвийской Республики.


Почему в стране, являющейся членом ЕС, упорно игнорируются политические свободы значительной части населения? Как русским Латвии защитить родной язык и сохранить русские школы? Чем Россия может помочь соотечественникам Латвии? На эти темы высказались участники дискуссии. Со стороны Москвы - руководитель европейских программ фонда "Русский мир", замдиректора Института Европы РАН Алексей Громыко, замдекана исторического факультета МГУ имени Ломоносова, директор Центра постсоветских исследований при МГУ Алексей Власов и Александр Музафаров,директор информационно–аналитических программ Фонда исторической перспективы. От Латвии - депутат Екабпилсской городской думы Наталья Чехова, директор Института европейских исследований Александр Гапоненко ипрезидент Союза журналистов, исследователь, автор ряда книг Юрис Пайдерс.


Не тащите нас в междоусобицу


Наталья Чехова обратила внимание участников разговора на странный перекос в политике руководства Латвии: оно безоговорочно выполняет все резолюции ЕС, к примеру о закрытии сахарных заводов, но игнорирует рекомендации той же Европы о соблюдении прав нацменьшинств.


Алексей Громыко заметил на это, что если рассчитывать на давление международного сообщества, подвижки в законодательстве ЛР могут растянуться лет на 20–30. Но успех акции Линдермана и Осипова по сбору подписей в защиту русского языка говорит об отторжении этнической политики снизу, и это дает надежду, что гражданское общество в Латвии существует и может добиться реальных перемен в своей стране.


На связи был и руководитель фракции "Центр согласия" Янис Урбанович, который подтвердил: латвийское общество готово мобилизоваться и дать отпор нацрадикалам. В Латвии всегда будет один государственный язык, уточнил он свою позицию, но эта акция должна отрезвить "горячие головы",которые стремятся переключить латвийцев с решения проблем кризиса на междоусобицу".


Допекло!


Александр Гапоненко отметил, что инициаторы акции за второй государственный язык сами не ожидали такой волны поддержки. Он уверен, что и 153 тысячи подписей за проведение референдума будут собраны без проблем. "За 20 лет независимости у народа накопилось огромное недовольство. И не только у русских. Опрос, проведенный нашим институтомв конце прошлого года, показал, что 83% всего населения Латвии готовы на любые протесты, включая выход на улицы и даже прибегая к каким–то формам насилия. Но толчком для консолидации русской общины стала инициатива "Вису Латвияй!", которая добивается закрытия русских школ", -прокомментировал он.


Алексей Власов поделился впечатлениями от поездки в Бишкек. Русских в Киргизии сравнительно немного, но сфера применения русского языка широкая и власти всячески поощряют изучение великого и могучего. Русскийтам воспринимают как язык бизнеса и успеха. В Латвии же москвича удивило противоречие между повсеместным использованием русского языка в быту, в общении и попытками власти вытеснить его с помощью законодательных норм. Это, по мнению Власова, расшатывает политическую стабильность страны. "Большая ошибка национальной политэлиты, что она выбрала идеологию "Свой - чужой". В такой маленькой стране, где всего чуть больше двух миллионов жителей, надо делать все возможное для сплочения населения. В Латвии же огромная энергия расходуется не на созидание, а на внутреннее противостояние.


Не делайте пиар маргиналам


Алексея Власова поддержал А. Музафаров: "Руководство ЛР с самого начала независимости игнорирует объективную ситуацию, пытаясь строить мононациональное государство при наличии в стране 40% нелатышей. Опрос "Вису Латвияй!" - это попытка свернуть реальность к своим представлениям, желание сделать мир таким, каким он им кажется, а не таким, каков он есть на самом деле. Все постсоветские страны уже переболели этой болезнью, а Латвия и Эстония пока нет.


В свою очередь, Юрис Пайдерс смотрит на два референдума как на активизацию двух маргинальных групп элиты, которые представляют не более7–8% общества. Он не считает нужным делать рекламу обеим. Но не отрицает, что дискриминация Латвии существует: "Сегодня некоренной европеец, прожив полгода в ЛР, имеет право голосовать на муниципальных выборах, а люди, которые прожили здесь десятки лет, такого права лишены". Однако получить гражданство ЛР сегодня несложно, полагает замредактора газеты Neatkаrīgā. Другое дело, что неграждане, особенно в приграничных районах, не желают терять право на безвизовый въезд в РФ. Близость с Россией - главный источник дохода для них. Что касается угрозы латышскому языку, то она реальна, но со строны не русского, а английского языка, уверен журналист. Сегодня англицизмы составляют уже до трети лексики молодежи! Второй абсурд заключается в запрете преподавать в латвийских госвузах на русском языке, считает коллега.


Русская культура? У нас ее нет


Депутат Екабпилсской думы подняла вопрос о дискриминации русской культуры - на нее из бюджета не выделяют ни сантима. В демократических странах существуют нормы госфинансирования культурных организаций нацменьшинств. Ю. Пайдерс проблему видит в другом: в кризисное время финансовые потоки текут только на коррупционные проекты: "Деньги вкладывают не в культуру, а в бетон. Поэтому дискриминируется и русская,и латышская культура".


Чехова возразила: "У нас кризис только с 2008 года, но даже в самые “тучные годы” выпросить деньги на народные костюмы, инструменты, оплату художественных руководителей было невозможно".


Не понимает она и почему государство палец о палец не ударило, чтобы помочь населению освоить латышский язык. Нет ни бесплатных курсов, ни нормальных учебников, ни аудио–видеопрограмм. У детей в русских садиках предусмотрены лишь 15–минутные занятия латышским два раза в неделю. Затопостоянно ужесточаются меры репрессивного характера. "А хочет ли это государство, чтобы русские действительно знали государственный язык?" - задала она риторический вопрос.


Чем может помочь Россия?


При ее сложном положении и наличии более 40 миллионов русскоязычных на постсоветском пространстве возможности у нее ограничены, полагает Александр Музафаров. Более существенная помощь может идти по линии российских неправительственных организаций, медийного интеллектуального сообщества. Российское же государство, действуя строго в рамках международного права, может влиять на преодоление дискриминации в странах Балтии. Негосударственные организации и экспертные сообщества России надо находить партнеров для диалога в ЛР, считает Власов. Латвия должна быть шире представлена на российском информационном пространстве.


Его коллега Музафаров разделяет это мнение: без объективной и достоверной информации с обеих сторон диалог невозможен. Ситуация с правами нацменьшинств не статична, она меняется, и порой даже эксперты отстают в своих оценках и выводах.


Александр Гапоненко вернул дискуссию к теме негражданства. Этот институт, сделал он вывод, является составной частью общей социально–экономической модели общества. И эту модель не изменить ни призывами, ни давлением извне. Но если проблему не решать сверху, она будет решаться снизу - на улице.


У Гапоненко есть сценарий, как с честью и достоинством для нынешней элиты, вывести страну из тупика конфронтации - это проект строительства латвийской нации. Если проект провалится, между общинами произойдет окончательный раскол, и даже может вспыхнуть этнический конфликт. Допустить такого развития событий ни в коем случае нельзя.


Фото: Латвийцы проявили небывалую активность при сборе подписей в защиту русского языка - вот такие очереди стояли к нотариусу.


Теги: Латвия

Поделиться: