Эдуард Ковель: Москва-Алматы: кипят эмоции.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Именно поэтому фраза Делягина про перевод делопроизводства в Казахстане на государственный язык и возможное в связи с этим ухудшение положения русскоязычного населения страны, вызвала достаточно бурную реакцию в алмаатинской студии. Нурлан Еримбетов выглядел человеком, которому нанесли личную обиду, а потому большая часть времени, отведенного на выступление казахстанских коллег, была посвящены эмоциональным репликам в адрес тех «провокаторов», которые искажают суть процессов, происходящих в межэтнической сфере РК.
Эдуард Ковель: Москва-Алматы: кипят эмоции.

Москва-Алматы:кипят эмоции.

Два дня назад в агентстве РИА «Новости» состоялся видеомост«Москва-Алматы-Бишкек-Кишинев», в котором с казахстанской стороны принялиучастие известные журналисты, в том числе и руководитель «Айт парка» НурланЕримбетов. Несмотря на то, что тема «20 лет СНГ на первый взгляд смотрится какабсолютно «юбилейная» проходная проблема, в реальности все вышло далеко не так,так первоначально предполагали организаторы этой встречи. Пожалуй, что не самымудачным решением модератора встречи Михаила Гусмана была предоставление первогослова с российской стороны известному экономисту Михаилу Делягины, который,безусловно, один из самых компетентных специалистов по проблемам экономическойинтеграции, но формальный этикет и его соблюдение на подобных «пафосных»встречах, как оказалось не его конек.

Именно поэтому фраза Делягина про переводделопроизводства в Казахстане на государственный язык и возможное в связи сэтим ухудшение положения русскоязычного населения страны, вызвала достаточнобурную реакцию в алмаатинской студии. Нурлан Еримбетов выглядел человеком,которому нанесли личную обиду, а потому большая часть времени, отведенного навыступление казахстанских коллег, была посвящены эмоциональным репликам в адрестех «провокаторов», которые искажают суть процессов, происходящих вмежэтнической сфере РК.

Надо сказать, что господину Гусману удалось относительнолегко погасить закипевшие страсти, но настроение, как говорится, былоиспорчено. Хотя во время второго включения Алматы, уже в самом концезатянувшейся встречи Нурлан Еримбетов сделал все возможное для того, чтобыразвеять негативные впечатления от заочного словесного конфликта. Хотя в то жевремя, было абсолютно понятно, что ни одна из сторон даже в минимальной степенине пыталась как-то уязвить или огульно обвинить другую сторону.

Но тут, какговорится, что вышло, то вышло. Между тем, бросалось в глаза, что казахстанскаястудия была едва ли не единственной из других включений стран СНГ, способнаподдерживать высокий уровень дискуссии и говорить не только о «местечковых»проблемах, но и пытаться выйти на вопрос более общий – к чему мы стремимся? Вчем состоит движение к интеграции? Зачем нам нужно СНГ? И здесь, конечно,существует выбор.

Хотим ли мы акцентировать экспертное внимание только напроблемах, которые, условно говоря, нас объединяют или откровенно обсуждать,может быть даже публично, те вопросы, которые могут предметом конфликта вотсутствии полной и достоверной информации о реальном состоянии дел, как вКазахстане, так и в России, между прочим. Поскольку ни для кого не секрет, чтотема взаимных фобий начинает уже серьезно влиять на наше восприятие друг друга.А ведь Казахстан и Россия являются главными партнерами в ключевых проектах наевразийском пространстве.

Еще раз подчеркну, все это повод для самого серьезногоразмышления. Тем более, что подозревать Нурлана Еримбетова в попыткахотстаивать какие-то националистические идеи, было бы безмерной ошибкой,поскольку он и его семья как раз и являются живым свидетельством эффективностисовременной евразийской идеи.

Важно только подбирать правильные формулировки иза громкостью фраз помнить о необходимости уважительного отношения друг кдругу. Именно с таких простых и очевидных истин и начинается реальноепартнерство, которое, полагаю, в гораздо большей степени способствуютсохранению СНГ, нежели любые даже самые экономически обоснованныебюрократические проекты.

Поделиться: