Спор хозяйствующих субъектов: МТС vs Туркмения

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Хочу поделиться наболевшим. Несколько лет назад одна из наиболее влиятельных российских компаний сотовой связи МТС вошла на туркменский рынок. Она приобрела работавшую ранее в сфере коммуникаций компанию Barash Communications Technologies, Inc. (BCTI). Условия сделки предполагали серьезные ограничения для компании, как например - "замечания уполномоченных государственных органов Туркменистана влияющих на условия предоставления услуг связи приравниваются к обстоятельствам непреодолимой силы". Сила оказалась непреодолимой в принципе. Об этом российские бизнесмены стали догадываться почти сразу после завершения сделки, поскольку спустя непродолжительное время у BCTI были отозваны лицензии и конфискованы частоты. Путем сложных переговоров конфликт между руководством республики и новым собственником BCTI был урегулирован, но МТС была вынуждена перечислять в бюджет Туркменистана не только определенные законом налоги, но и специально оговоренный процент от чистой прибыли.
Спор хозяйствующих субъектов: МТС vs Туркмения

Спор хозяйствующих субъектов: МТС vs Туркмения


Хочу поделиться наболевшим. Несколько лет назад одна из наиболее влиятельных российских компаний сотовой связи МТС вошла на туркменский рынок. Она приобрела работавшую ранее в сфере коммуникаций компанию Barash Communications Technologies, Inc. (BCTI). Условия сделки предполагали серьезные ограничения для компании, как например - "замечания уполномоченных государственных органов Туркменистана влияющих на условия предоставления услуг связи приравниваются к обстоятельствам непреодолимой силы". Сила оказалась непреодолимой в принципе. Об этом российские бизнесмены стали догадываться почти сразу после завершения сделки, поскольку спустя непродолжительное время у BCTI были отозваны лицензии и конфискованы частоты. Путем сложных переговоров конфликт между руководством республики и новым собственником BCTI был урегулирован, но МТС была вынуждена перечислять в бюджет Туркменистана не только определенные законом налоги, но и специально оговоренный процент от чистой прибыли.


Одновременно на российскую компанию были "повешены" серьезные репутационные издержки. Например, у абонентов МТС пользующихся интернетом, был заблокирован доступ к сайтам туркменских правозащитных и оппозиционных организаций. В период подготовки к выборам блокировались все мобильные телефоны корреспондентов Радио "Азатлык", в том числе и обслуживаемые компанией МТС. Технически осуществить эти операции было не столь сложно, поскольку российская компания арендовала междугородные каналы и часть оборудования у "Туркментелекома", следовательно, блокирование, как сайтов, так и мобильных телефонов, осуществлялось вне зоны ответственности российской компании.


Однако репутационные риски в подобных условиях все равно ложились не только на туркменскую сторону, которая, понятное дело не обращала внимания на сопутствующие "технические детали", но и на российскую компанию. МТС заведомо ставили в сложное положение с точки зрения условий работы в стране, где рынок сотовой связи еще только проходит путь становления, и пытались сделать частью государственной политики по контролю над обществом.


Но вот в самом конце декабря прошлого года абоненты МТС в Туркменистане получили сообщение следующего содержания ""МТС Туркменистан" сообщает о получении от Министерства связи Туркменистана уведомления о приостановке действия лицензии в области связи с 21 декабря 2010 года без объяснения причин". Finita la comedia. В течение месяца МТС обращалась за разъяснениями и пыталась вести переговоры с правительством Туркменистана. Но, как сообщается в сообщении пресс-службы МТС, "не получила никаких внятных основанных на законодательстве объяснений ни о статусе своей лицензии, ни о судьбе своего бизнеса".


Цена этого "спектакля", на секундочку, не менее 600 млн. долларов. В правительстве Туркменистана, напротив, полагают, что никаких убытков компания не понесла. Сейчас на рассмотрении международного арбитража при Международной торговой палате находятся совместный иск МТС и BCTI к министерству связи Туркмении, а также иски BCTI к государственным телекоммуникационным операторам "Туркментелеком" и "Алтын Асыр". Стремление произвольно распоряжаться чужими активами - в крови местных чиновников, ну, а изменение правил игры для инвесторов после подписания контрактов воспринимается с восточной непосредственностью, ведь соблюдается государственный интерес. Другой вопрос, что не только в арабских странах, но и в постсоветской Азии, есть кому вспомнить исторические слова "государство это я".


Проблемы МТС в Туркменистане подробно освещались не только в российских, но и в западных СМИ. Руководство компании готово отстаивать свои позиции в высоких международных инстанциях. Но возникает закономерный вопрос - а где еще один влиятельный игрок, государство российское, которое по идее должно "служить и защищать" интересы инвесторов в любой точке земного шара. Хочу обратиться к читателям нашего сайта. Как вы полагаете, "спор хозяйствующих субъектов" в котором страдают интересы российских компаний - повод для вмешательства Кремля или пусть выживает сильнейший? Буду благодарен за участие в обсуждении.

Поделиться: