Девять пунктов Турции, Ирана и Азербайджана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Турция, Иран и Азербайджан заявили о намерении повысить уровень экономического сотрудничества и реализовать несколько совместных проектов. Декларация, подписанная 16 апреля министрами иностранных дел трех стран на берегу озера Урмия в одноименном городе в иранской провинции Западный Азербайджан, осталась незамеченной в российской и в целом мировой прессе. Большинство СМИ констатировало лишь сам факт встречи и не более. Однако в региональном аспекте она заслуживает гораздо большего внимания.
Девять пунктов Турции, Ирана и Азербайджана

Девять пунктов Турции, Ирана и Азербайджана

Турция, Иран и Азербайджан заявили о намерении повысить уровень экономического сотрудничества и реализовать несколько совместных проектов. Декларация, подписанная 16 апреля министрами иностранных дел трех стран на берегу озера Урмия в одноименном городе в иранской провинции Западный Азербайджан, осталась незамеченной в российской и в целом мировой прессе. Большинство СМИ констатировало лишь сам факт встречи и не более. Однако в региональном аспекте она заслуживает гораздо большего внимания.


Намерения сторон сближаться экономически и убирать барьеры для взаимной торговли продиктованы новыми реалиями в регионе - ужесточившиеся санкции против Ирана заставляют Тегеран искать содействия у соседей. Турция как новый формирующийся центр большого региона Кавказа и Ближнего Востока согласна играть роль связующего элемента в этой неспокойной части мира. Линия на сближение с Ираном идет вразрез с пожеланиями западных союзников Анкары, однако противопоставить что-то существенное этой независимой политике турок Запад явно не в состоянии. Анкару по-прежнему держат у дверей ЕС.


Для Азербайджана отношения с Турцией далеко не новый тренд, любые новации в этом направлении приветствовались всегда. Включение в сформировавшийся дуэт третьего игрока – Ирана - не противоречит общим устремлениям Баку. Улучшение общего фона отношений с Тегераном с учетом его противоречивой и не всегда последовательной политики в части контактов с Арменией укладывается в схему противостояния Еревану и максимального вытеснения его из схемы регионального взаимодействия. Не случайно в декларации, которая уместилась в девяти пунктах, отдельно прописана необходимость урегулирования конфликтов в рамках территориальной целостности государств и неприкосновенности границ. Кроме того, обозначен пункт о развитии отношений трех стран в международных организациях.


Три страны также подтвердили права на использование ядерных технологий в мирных целях в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, что важно для Тегерана, учитывая его конфликт с Западом из-за собственной ядерной программы. Тегеран, Анкара и Баку задекларировали намерение осуществлять трехсторонние совместные инвестиции в проекты для повышения экономического сотрудничества в области энергетики, туризма и в других областях. Будет также создан трехсторонний комитет по вопросам экономики, снижены таможенные пошлины, облегчено пересечение границ, обновлены и отремонтированы приграничные посты. Консульские службы также получат единый орган для решений общих проблем у граждан, пересекающих границу. В этом контексте Азербайджан, Иран и Турция будут эффективнее обмениваться информацией в сфере безопасности для контроля и борьбы с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и незаконной иммиграцией. Отдельная тема – гуманитарное сотрудничество. Министры договорились, что три страны создадут условия для проведения совместных юбилеев исторических личностей и различных культурных программ.


Чтобы декларация не осталась лишь бумагой с многообещающим текстом, сторонам необходимо пройти большой путь. Одной из слабых ее сторон можно назвать статус подписантов. Обычно такие важные соглашения заключаются главами государств. Но нельзя исключать, что текущая декларация лишь предтеча большому договору, который изменит формат регионального сотрудничества, придаст новые импульсы региональной интеграции. В то же время многие конкретные проекты, которые могут быть реализованы сторонами, будут тормозиться существующими конфликтами, в первую очередь неурегулированностью армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Международная изоляция также не способствует эффективной работе в экономической плоскости. Масштабные проекты и серьезные инвестиции боятся напряженности и нестабильных участков.


Однозначно выполнимой можно считать гуманитарную программу, намеченную министрами. Общность культур и истории формируют благоприятную почву для самых разных проектов в этой области. В целом, Урмийское соглашение – документ, обращенный в будущее, и каким оно станет, будет зависеть лишь от самой тройки.

 Автор: Евгений Кришталев специально для ВК

Поделиться: