К оценке перспектив энергетической политики Евросоюза в Центральной Азии: основные сценарии и рекомендации

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Перспективы присутствия ЕС и европейских энергетических компаний в топливно-энергетическом сегменте стран Центральной Азии, как представляется, будут связаны в основном с Казахстаном. Дело в том, что среди стран региона только Казахстан обладает значительным экспортным потенциалом по нефти, что больше всего интересует Европу. Газовые ресурсы Центральной Азии вряд ли будут представлять значительный интерес для Евросоюза. Тем более, что практически весь объем туркменского газового экспорта уже распределен между Россией и Китаем, а также Ираном, а объем газового экспорта Узбекистана и Казахстана относительно невелик.
К оценке перспектив энергетической политики Евросоюза в Центральной Азии: основные сценарии и рекомендации

 

А.Строков, В.Парамонов 

Перспективы присутствия ЕС и европейских энергетических компаний втопливно-энергетическом сегменте стран Центральной Азии, какпредставляется,  будут связаны в основномс Казахстаном. Дело в том, что среди стран региона только Казахстан обладаетзначительным экспортным потенциалом по нефти, что больше всего интересуетЕвропу. Газовые ресурсы Центральной Азии вряд ли будут представлятьзначительный интерес для Евросоюза. Тем более, что практически весь объемтуркменского газового экспорта уже распределен между Россией и Китаем, а такжеИраном, а объем газового экспорта Узбекистана и Казахстана относительноневелик.

 

Но даже если и предположить, что Туркменистан в долгосрочнойперспективе все же сможет увеличить в 3 раза объемы добычи газа (что крайнемаловероятно), то и в этом случае Ашгабаду будет гораздо выгоднеевоспользоваться российским транзитом для поставок «голубого топлива» в Европу.Если несколько лет назад российский «Газпром» спекулировал туркменским газом,то сейчас Россия продает туркменский газ европейским потребителям почти по тойже цене, что и получает от Туркменистана, зарабатывая только на транзите. Это,в свою очередь, делает бессмысленным любые замыслы Евросоюза относительностроительства из Центральной Азии любых газопроводов в обход России.

 

В частности, Евросоюз поддерживают идею прокладки газопровода изТуркменистана по дну Каспия, но представляется очевидным, что этот проектмаловероятен без достижения соглашения прикаспийских стран о разделе шельфа иакватории моря (чего пока нет и в среднесрочной перспективе, скорее всего, непредвидится). Кроме того, Евросоюз также продвигает идею транспортировки изТуркменистана через Каспийское море газа в сжатом виде, чтобы хоть такимобразом подключить его к газопроводу «Набукко». Однако перевозка сжатого газатребует высокотехнологичных и дорогостоящих терминалов и танкеров, так как впротивном случае неизбежны крупномасштабные аварии.

 

Учитывая все вышеизложенное, можно прогнозировать, что в будущемевропейское присутствие в энергетическом сегменте Центральной Азии ограничитсяпреимущественно лишь нефтегазовой отраслью Казахстана и во многом определитсяналичием/отсутствием «большой нефти» с Каспийского шельфа в целом иудачей/неудачей северо-каспийского проекта в частности.

Если вышеуказанный вопрос решится положительно, то можно ожидатькардинального увеличения масштабов проектно-инвестиционной деятельностиевропейских компаний в том же Казахстане. Следствием этого станет такжеусиление конкурентной борьбы  компанийстран ЕС с компаниями США, Китая и России. В противном случае, интересЕвросоюза к Центральной Азии в плане развития энергетического сотрудничествабудет невелик и, скорее всего, ограничится нефтегазовой отраслью Казахстана вмасштабах примерно соответствующих нынешним.

 

При этом, нельзя полностью исключить и тот вариант, что «большой нефти»на казахстанском шельфе может просто не оказаться. На данную мысль наводит то,что, например, Китай  не спешитвкладывать средства в освоение казахстанского шельфа, хотя Астана предоставляеткитайским компаниям такую возможность. Показательно и то, что британская ВР ужевышла из Каспийского трубопроводного консорциума, а те же российскиенефтегазовые компании, пробурив в 2008 году несколько «сухих скважин», в 2009году заметно охладели в отношении морских проектов в Казахстане.

 

Помимо нефтегазовой отрасли Казахстана, другим объектом повышенного интересаевропейских компаний возможно станет атомная отрасль Казахстана, а вперспективе, возможно, и Узбекистана. Дело в том, что в ряде стран Евросоюзаатомная энергетика играет крайне важную роль в энергобалансе страны. Например,во Франции около 50% генерируемой электроэнергии приходится на атомные станции.Между тем, на территории только Казахстана сосредоточено до 20% мировых запасовурановых руд, а сама республика унаследовала от бывшего СССР достаточноразвитую атомную отрасль, которая включала добычу урановых руд, а такжепроизводство урановых соединений и на их основе топливных таблеток (Ульбинскийметаллургический комбинат).

 

В настоящее время Казахстан активно развивает сотрудничество в атомнойотрасли с Россией и Китаем, но в конце 2010 года интерес к данной отрасли сталапроявлять и Франция. Так, в октябре 2010 года во время официального визитапрезидента Казахстана Н.Назарбаева во Францию «Казатомпром» подписал сфранцузской компанией «Арева» соглашение о создании совместного предприятия по производствутопливных сборок (51% доля принадлежит «Казатомпрому» и 49% - «Арева»).Оператором проекта станет компания «Арева», а запустить производствопланируется в 2014 году в г.Усть-Каменогорске (северо-восточная частьКазахстана).

 

В целом же, с высоты сегодняшнего дня представляется, что по крайнеймере в среднесрочной перспективе Центральная Азия останется второстепеннымобъектом в энергетической и экономической политике ЕС. Вероятность этого особенно возрастает вусловиях последствий мирового кризиса и устойчиво сложной экономическойситуации в Евросоюзе. В этой связи, наиболее вероятно то, что именно Китай, который динамично развивается и активнопроводит политику экономической экспансии в Центральной Азии, «переиграет»Европу и в нефтегазовом и в целом в энергетическом сегменте региона. Тем более,что европейскому капиталу будут нужны центральноазиатские энергоресурсы длясвоих предприятий, расположенных на территории того же Китая, учитывая то, чтонаиболее энергоемкие производства из Европы уже вынесены в азиатские страны, вчастности в Китай.

 

Но даже если предположить, что Европа в среднесрочной перспективе всеже преодолеет кризис, то главным источником сырьевых и в частностиэнергетических ресурсов для ЕС станет вовсе не Центральная Азия, а географическиболее близкие регионы: африканский континент и Ближний  Восток, где к тому же у европейского капиталаеще со времен колониальных империй сохранились прочные позиции. В свою очередь,Центральная Азия будет рассматриваться Брюсселем в качестве некоеговспомогательного источника стратегического энергетического сырья, в основномнефти и урановых руд.

 

* * *

Как представляется, для повышения эффективности энергетическогосотрудничества между ЕС и странами ЦА целесообразно диверсифицироватьпроектно-инвестиционную деятельность европейских компаний, особенно внефтегазовой отрасли. Наряду с добычными проектами, важным направлениемпривлечения европейского капитала должна стать глубокая переработкауглеводородов с последующей реализацией конечной продукции на европейском ииных рынках. На эти проекты и следует ориентировать европейский бизнес.

 

Предлагается создать в сеть совместных предприятий (СП), нацеленных наглубокую переработку углеводородного сырья на территории стран ЦентральнойАзии. Причем, наряду с использованием уже существующих производственныхмощностей, необходимо рассмотреть вопрос о совместном строительстве новыхпредприятий вблизи углеводородных месторождений, чтобы избежать высоких затратна транспортировку. Например, ту же казахстанскую нефть, содержащую высокуюдолю тяжелых фракций экономически более целесообразно не экспортировать, аперерабатывать на месте с применением крекинг-процессов. В частности, путемкрекинг-процессов из мазута эффективнее получать высокооктановый бензин, авиационныйкеросин, другие виды топлива.

 

Одновременно с этим, энергетическое сотрудничество между ЕвропейскимСоюзом и Центральной Азией следует ориентировать и на глубокую переработку газапутем создания сети газохимических производств на территории стран ЦентральнойАзии вблизи газовых месторождений. При этом необходимо всемерно поощрятьевропейских инвесторов осуществлять глубокую переработку углеводородов именнона территории ЦА (снижение налогов, арендных платежей, отсрочки по тем или инымвидам налоговых выплат и т.п.).

 

Помимо вышеизложенного, стратегическим направлением может статьевропейско-центральноазиатское сотрудничество в атомной отрасли, учитываяогромные запасы уранового сырья в Центральной Азии и хорошо развитую атомнуюэнергетику Евросоюза, а также острые потребности ряда крупных стран ЕС в данномсырье. Также заслуживает внимания и изучения идея строительства на территорииЦентральной Азии силами европейских и российских компаний в рамкахмеждународного консорциума мощной атомной электростанции, котораяфункционировала бы на казахстанском и узбекском уране. Институциональная июридическая основа для организации такого многостороннего межгосударственногопроекта уже есть, а запасов урановых руд в Казахстане и Узбекистане более чемдостаточно. Реализация данного проекта могла бы покрыть дефицит электроэнергиив самой ЦА, а также ряде регионов РФ и Восточной Европы. Все это дало бы большой экономический эффект для всехучастников проекта, в частности, частично решило бы вопрос электроснабженияряда восточно-европейских стран Евросоюза.

 

Помимо этого, вовлечение огромных запасов центральноазиатского«ядерного топлива» в энергетический баланс региона помогло бы в решенииболезненного для ЦА «водно-энергетического» вопроса. Как представляется, еслиАЭС покроет дефицит электроэнергии в Кыргызстане и Таджикистане в зимнийпериод, то для этих стран отпадет надобность в строительстве дополнительныхгидроэлектростанций, а также и в импорте значительных количеств узбекскогогаза. Решение «водно-энергетического» вопроса с активным участием европейскогокапитала, в свою очередь, будет означать кардинальное усиление экономических иполитических позиций Европы в центральноазиатском регионе. Как представляется,реальное содействие Евросоюза разблокированию данного, жизненно важного для ЦАвопроса в гораздо большей степени продвинет интересы Европы в Центральной Азии,нежели абстрактные и бесполезные нравоучения Брюсселя о «демократизации» и«правах человека».  

 

В итоге, как представляется, большая ориентация европейскойполитики  на цели комплексного, в томчисле инновационно-промышленного освоения энергоресурсов Центральной Азии будетотвечать не только задаче повышения энергетической и экономической безопасностистран ЦА, но также и реальному, а не декларативному усилениюэкономических/политических позиций ЕС в регионе, выработке новых схем имеханизмов сотрудничества Европы с Россией, а, следовательно, будет «работать»на стабилизацию Евразии.

 

Примечание: данная статьяявляется одной из первых и пробных в общем цикле статей об энергетическихинтересах и политике Евросоюза в Центральной Азии. В последующих публикацияхавторы намерены более детально и подробно остановиться напроектно-инвестиционной активности ЕС и европейских компаний в ТЭК странрегиона, а также перспективах и рисках европейско-центральноазиатскогоэнергетического взаимодействия.

 

Источники: Время Востока, www.easttime.ru

Центральная Евразия, www.ceasia.ru

 

Теги: ЕС

Поделиться: