Жактовские дворы 60-х. Часть 2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Практически все вспоминают ужасающие очереди в бани. Бани были огромной бытовой проблемой, так как они были единственным местом для мыться, и их было мало. Родителям с детьми приходилось часами выстаивать в очередях. «Стоять очередь» - не совсем точное выражение: взрослые сидели, дети помладше часто бегали по коридорам и играли в какие-нибудь игры, старшие дети садились вокруг на корточки и рассказывали истории. Если удавалось к ним примазаться, можно было услышать что-нибудь интересное. Я, например, узнала про графа Монте-Кристо и научилась танцевать модный тогда танец «чарльстон» в очереди. Когда, наконец, доходила очередь мыться, младшие дети уже спали на руках у матерей, их мыли сонными, а потом уже спящими несли на руках домой.
Жактовские дворы 60-х. Часть 2

Жактовские дворы 60-х. Часть 2

Практическивсе вспоминают ужасающие очереди в бани. Бани были огромной бытовой проблемой, так как они были единственным местом для мыться, и их было мало. Родителям с детьми приходилось часами выстаивать в очередях. «Стоять очередь» - не совсем точное выражение: взрослые сидели, дети помладше часто бегали по коридорам и играли в какие-нибудь игры, старшиедети садились вокруг на корточки и рассказывали истории. Если удавалоськ ним примазаться, можно было услышать что-нибудь интересное. Я, например, узнала про графа Монте-Кристо и научилась танцевать модный тогда танец «чарльстон» в очереди. Когда, наконец, доходила очередь мыться, младшие дети уже спали на руках у матерей, их мыли сонными, а потом уже спящими несли на руках домой.

Людисостоятельные могли позволить себе мыться «в номерах». Это значило, чтосемья могла мыться в отдельной комнате с ванной. В очереди все равно приходилось стоять, но они были не такими длинными. «Номера» были роскошью, и лишь немногие могли позволить себе мыться в номерах каждую неделю. Вот что вспоминает одна из жительниц жактовского дома: «Когда у отца была получка, мы ходили мыться в номера». Баня была местом общения иразвлечения, а не просто санитарно-гигиеническим мероприятием. К ней готовились заранее, детей иногда после школы посылали занимать очередь, поскольку родители работали по субботам и после работы приходили мыться смладшими детьми.

Летомпроблема бани стояла не так остро. Выручали летние самодельные душевые,вода в которых нагревалась благодаря жаркому климату. Для этого годилась обычная бочка или любой металлических бак. Душевые огораживались досками или просто завешивались старой тканью. Они также были рассчитаны только на одну семью. Если у семьи была такая возможность, строилась душевая, и пользоваться ею чужим было не принято.Несмотря на такие бытовые трудности, многие вспоминают необыкновенную чистоту в домах, накрахмаленное белье, белоснежные салфетки, подметенныедворы.

Большинствожителей дворов были людьми разных национальностей, хотя преобладали русские, евреи, украинцы, белорусы. В представлении людей, они жили не вУзбекистане, а в Советском Союзе, и местное население естественным образом вписывалось в этот порядок вещей. Узбекские семьи в жактовских дворах были не частым явлением, что вполне объяснимо, так как они были местными и жили в своих домах. Редкие узбекские семьи воспринимались какчасть интернационального коллектива двора. Никому из жителей дворов и вголову не приходило учить узбекский язык. Хотя обязательные уроки узбекского языка в школе рассматривались как достаточная необходимость, жители жактовских дворов не делали никаких попыток выучить узбекский язык или общаться на нем с местными, которые, как правило, могли общаться на узбекском языке на бытовом уровне.

Несмотряна внешнюю однородность людей, внутри двора все-таки существовало представление о бедных и богатых. Жительница жактовского двора, где жилиработники 84-го завода, вспоминает, что начальники цехов и рабочие жилив бытовом отношении совершенно одинаково, однако ее семья первой купилателевизор КВН, потому что ее отец был начальником цеха и, соответственно, его зарплата была выше. Все дети двора собирались смотреть телевизор, когда показывали мультфильмы, да и возрослые приходили, особенно мужчины, когда транслировали футбольные матчи. Неравенство можно было зримо ощущать во время традиционной сушки одежды.Каждое лето хозяйки вывешивали зимнюю одежду и одеяла на просушку, это было абсолютно необходимой процедурой, так как являлось почти единственным средством борьбы с молью: нафталин был редким и дефицитным товаром, а химчистки еще не существовали. Так вот, одеяла на шелковой подкладке, малиновые шелковые наволочки были предметом зависти одних и гордости других. Это был знак благосостояния.

Онатакже вспоминает своего одноклассника, который приносил на завтрак в школу булку с шоколадным маслом, которое ему присылала тетя из Москвы, иэто было отличительной чертой состоятельности его семьи, так же как первая клубника в некоторых более зажиточных семьях. Дети были особенно чувствительны к таким вещам и всегда их замечали, поскольку общество декларировало равенство всех, и оставалось не совсем понятным, как быть склубникой и шоколадным маслом.

Ольга Богатова, г. Ташкент

Продолжение следует...

Статья вошла в Социокультурный альманах "Узбекистан через пространство и время". Ташкент 2010.

фото: homeland.su

Теги: История

Поделиться: