Распределение и власть.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Обратимся к наиболее ранним формам производственной, экономической и общественной организации, существовавших еще на самой заре развития человечества – в первобытном стадном сообществе. Преобладающим способом производства в то время могло быть только собирательство подножной пищи, основанное на независимых индивидуальных действиях каждой особи.
Распределение и власть.

Обратимся кнаиболее ранним формам производственной, экономической и общественнойорганизации, существовавших еще на самой заре развития человечества –  в первобытном стадном сообществе.Преобладающим способом производства в то время могло быть только собирательствоподножной пищи, основанное на независимых индивидуальных действиях каждойособи. Крайняя примитивность такого способа производства исключаланеобходимость производственной организации и распределения продуктов труда, а вместес ними существование производственных и экономических отношений. Тем самымбыла  обусловлена невыразительностьэкономической организации первобытного сообщества, которой вполнесоответствовала невыразительность организации общественной.

Можнопредположить, что и в том, необозримом историческом прошлом существовалиспособы добывания пищи, для использования которых требовалось организованноевзаимодействие двух и более особей. Таким способом могла быть охота на диких животных, а тем более –  крупных. То есть, уже тогда, пусть иэпизодически, осуществлялась коллективная производственная деятельность,вызвавшая возникновение производственных отношений и необходимостьцентрализованного управления производственным процессом. А обособленныеиндивидуальные производители, которыми являлись независимые собирателиподножной пищи, превращались на время производственного взаимодействия вучастников совместного труда.

Однаконаиболее значительные изменения в укладе первобытного сообщества были вызванынеобходимостью распределения результатов совместной производственнойдеятельности. Распределение, которое в то время могло быть толькоцентрализованным, обусловило возникновение экономических отношений между егоучастниками и образование экономической организации, на основе которой образовалась организация общественная ввиде пирамиды общественной иерархии, явившейся отражением распределенияотношений господства и подчинения, сложившихся в процессе выяснения отношений крезультатам совместного труда посредством насилия.

Вся историячеловечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за передел какрезультатов совместной производственной деятельности, так и результатовобщественного производства в целом.

Еслипроизводственная организация охватывала только участников совместнойпроизводственной де6ятельности, то организация общественная – всех участниковцентрализованного распределения, которое осуществлялось, быстрее всего,  в виде такой своей разновидности, как распределениеединоличное,  на основе которого возниклаЕе Величество Власть в качестве формы человеческой самоорганизации.

Некотороевремя организованное производственное взаимодействие и последующеераспределение продуктов труда происходили от случая к случаю, однако,производственная, экономическая и общественная организация имела болеедолговременный характер, сохраняясь от одного случая к другому, если временнойинтервал между ними не был чрезмерно продолжительным. Более длительноесохранение организационной структуры имело значительный практический смысл, таккак каждое новое ее образование сопровождалось выяснением отношений с помощьюнасилия.

В видумногочисленности первобытного сообщества, даже самой крупной разовой добычи нехватало на всех,  поэтому еераспределение происходило среди более или менее постоянного круга особей,наиболее тесно примыкавших  к той илииной группе охотников, внутри которых и происходили  все организационные изменения. В целом кукладу первобытного сообщества эти изменения относились в той мере, в которойспособствовали его полному разрушению.

Неравномерностьраспределяемой в различных группах добычи зачастую вызывала межгрупповыераздоры, способствовавшие образованию более жестких и более выразительных  групповых организационных структур. Однако,преобладание количества собираемой пищи сохраняло целостность стадногосообщества. Когда коллективная производственная деятельность  превратилась в основнойисточник пищи и возникли неблагоприятные условия для всех форм производства,неравномерность недостаточного распределения повысила накал межгрупповыхраздоров до критического значения, и первобытное стадное сообщество распалось всоответствии с уже сложившимися независимыми источниками единоличногораспределения. Тем самым человечество совершило переход к следующей, болеевысокой ступени своего исторического развития, которой явилсяпервобытно-общинный строй.

Экономическаяорганизация первобытной общины основывалась на натуральном распределении, которое можно осуществить двумя способами.

Одним из них является полномасштабный       неуправляемый самопроизвольный процесс вэкономических и общественных отношениях, сопровождаемый разгулом насилия изавершающийся необратимым распадом первобытной общины. Недопустимость такогоисхода представляется очевидной. Другим, более приемлемым способом натуральногораспределения является распределение единоличное, исключающее возникновениенеуправляемого самопроизвольного процесса со всеми вытекающими из негопоследствиями, так как само оно всегда основывается на насилии.

Образованиев составе общины нескольких производственных коллективов было для неекритическим, так как каждый из них мог превратиться в независимый источникединоличного распределения и отделиться от всех остальных.  Для предотвращения подобного исходанеобходимо было, чтобы произошло отделение производственной иерархии от иерархии общественной, а единомураспределению подлежали продукты труда всех производственных коллективов. Там,где это происходило, единоличное распределение превращалось в централизованное,которым является единоличное управление несколькими источниками единоличногораспределения. Вот так усложнившееся распределение обусловило возникновение ипоследующее разрастание бюрократического аппарата.

Человекбыстро осознал все огромные преимущества, предоставляемые ему правомединоличного распределения, а поэтому добивался обладания таковым,используя  все доступные ему способы исредства, не исключая самое жестокое насилие.

Еслиистория человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы запередел как результатов совместной производственной деятельности, так ирезультатов общественного  производства вцелом, то одновременно она является историей борьбы за обладание правомединоличного распределения.

В процессеэтой борьбы, неотделимой от борьбы за власть, вопрос о праве единоличногораспределения всегда решался с помощью силы. Можно предположить, что ееиспользование зачастую сопровождалось значительным распространением насилия вобществе. Не вызывает никаких сомнений его огромная разрушительность для всехсфер человеческой деятельности. Человечество, пожалуй,  никогда не вышло бы из состояния весьманедалекого от своей первобытной дикости, не найди оно иные, более приемлемыеспособы решения вопроса о власти.

Первойнаходкой подобного рода оказалась наследственная монархия, значительноограничившая число возможных соискателей власти, предотвратив возникновение неодной вспышки насилия в обществе. Тем самым человечеству удалось избежатьзначительное множество разрушительных потрясений, несмотря на то, что законныепрестолодержатели положили непомерно много на алтарь достижения, укрепления ираспространения своего могущества. Не отставали от них и законныепрестолонаследники, умудряясь в своих бесконечных сварах  затевать, иногда весьма продолжительные икровопролитные, династические войны. Со временем и наследственная монархияоказалась чрезмерно обременительной для  все более возраставшейэкономически независимой части общества. Ее настойчивое стремление избавитьсяот произвола чрезмерно централизованной власти вызвало вначале ее частичноеограничение, а затем и полное устранение самодержавия.

Следующейнаходкой в виде еще более приемлемого способа решения вопроса о власти явиласьдемократическая процедура, представляющая собой сплошное надувательство. Однакои до настоящего времени во многих случаях вопрос о власти решается с помощьюнасилия. Будучи  доведенной  до своих крайних форм в виде полномасштабногонеуправляемого самопроизвольного процесса в экономических и общественныхотношениях, борьба за власть несет ужасающие по своей разрушительностипоследствия для охваченной ею независимой человеческой общности и ее средыобитания.

Еслиистория человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы запередел как результатов совместной производственной деятельности, так ирезультатов общественного производства в целом, то одновременно она являетсяисторией борьбы за власть.

Неразрывнаясвязь между распределением и властью заключается в существовании соответствиямежду централизацией распределения и централизацией власти. Недостаточнойстепени централизации распределения соответствует недостаточная степень централизации власти ираспространение в экономических и общественных отношениях неуправляемогосамопроизвольного процесса.  Оптимальнойстепени централизации распределения соответствует оптимальная степеньцентрализации власти.  Избыточной степеницентрализации распределения соответствует избыточная степень централизациивласти. Тотальному централизованному распределению совокупного результатаобщественного производства соответствует тоталитарная власть.  Кто ведет борьбу за обладание правомединоличного распределения, тот ведет борьбу за власть и наоборот. Ктораспределяет, тот властвует и наоборот.

Очевидно,что распределение является экономическим эквивалентом политической власти.Вместе с тем власть, охватывая всю совокупность общественных отношений,является несопоставимой с распределением. Это означает, что распределениепредставляет собой одно, хотя едва ли не самое значительное, из всего множествапроявлений власти.

Совсемнесложно заметить, что любым, соответствующим друг другу степеням централизациираспределения и власти всегда можно поставить в соответствие некоторую долювнеэкономического распределения совокупного результата общественногопроизводства. Уже установленная недостаточность внеэкономического распределенияне позволяет искать возможность дальнейшего совершенствования общественной иэкономической организации среди различных соответствующих друг другу степенейцентрализации распределения и власти. Между тем в свое время  капиталисты усовершенствовали для себяэкономическую и общественную организацию, добившись  экономической независимости утверждениемнеприкосновенности частной собственности.

 Таким образом, решение в областиэкономического распределения, которое позволит получить более качественную общественную и экономическую организацию,должно предполагать достижение экономической независимости всех членовобщества.

Однаковсегда будет существовать  необходимостьсвести до возможного минимума многочисленные отрицательные последствиянеосмотрительной деятельности, обладающего, наряду с непомерным самомнением,весьма ограниченными возможностями человека, неизменно ухудшающие качество ибез того далекой от совершенства экономической и общественной организации.

                                                                                     В.Я. Мач.

Поделиться: