Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Фарах Алиева: «Интерес к мугаму объясняется его глубиной и философской направленностью»

21.04.2011

Автор:

Теги:

Фарах Алиева: «Интерес к мугаму объясняется его глубиной и философской направленностью»

В Баку завершился второй Международный музыкальный фестиваль мугама. Мугам считается старинной традицией Востока, требующей от исполнителя исключительной музыкальной памяти и слуха, умения импровизировать и композиторского дара. Об особенностях музыкального искусства и о бакинском фестивале ВК рассказала завотделом искусств в Министерстве культуры и туризма, доктор искусствоведения Фарах Алиева.

- Можно ли говорить о том, что сейчас мугам переживает свое второе рождение?

- Мугам - основа основ, один из фундаментальных жанров профессиональной азербайджанской музыки, устной традиции. Мугам формировался веками и хотя считается носителем древнейшей традиции, древнейших принципов музыкального мышления, стал неотъемлемой частью современной музыкальной культуры Азербайджана. Мугам и родственные жанрышироко распространены в пространстве восточной культуры. Во многих странах есть похожие традиции. Узбекские шашмакам и макам, турецкий таксимы, алжирская нуба, индийская рага, уйгурские мукамы имеют много общего, созвучного азербайджанскому мугаму. В основе этих жанров лежит импровизационное начало, которое сочетается с четкими каноническими принципами формообразования. Жанр живет благодаря устойчивым традициям ивозможности импровизировать, создавать что-то новое.
Золотой эпохой в исполнении национального мугама был XIX век. В одном из древних центров азербайджанской культуры - в Карабахе с его центром Шушой, а также в Тебризе, Шамахы и Баку открывались школы мугама. Из Шушы, которая считалась консерваторией Кавказа, выходили знаменитые ханенде, прославившиеся на весь Восток и оставившие глубокий след в истории азербайджанской музыки. В начале XX века голоса азербайджанских ханенде звучали в концертных салонах Европы. Выступленияна «восточных концертах» открыли широкие возможности. Знаменитые граммофонные студии Москвы и Варшавы записывали наших мугамных исполнителей на пластинки и распространяли большими тиражами по всей Европе.

- Как появилась идея проведения международного фестиваля мугама?

- Идея принадлежит президенту фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханум Алиевой. После восстановления независимости Азербайджана искусство мугама переживает эпоху возрождения. Мугам включен в список нематериального мирового наследия по линии ЮНЕСКО. В Азербайджане многоеделается для сохранения традиций мугама - выпускаются книги, альбомы, проводятся презентации. Фонда Гейдара Алиева поддерживает молодых мугамных исполнителей, уже несколько лет проводится телевизионный конкурс мугамных исполнителей, который транслируется по всему миру и имеет большую мировую аудиторию. Выпускаются диски старинных мастеров мугама, особенно я хотела бы отметить диски «Карабахские ханенде» - это кропотливый научный труд, потому что собрать всех мугамных исполнителей-выходцев из Карабаха не просто. Карабахская школа - ведущаяшкола азербайджанского мугама.
Итогом всей этой работы и стал первый международный фестиваль мугама «Space of muqam» в Баку. Это было в 2009 году, когда Баку был провозглашен столицей исламской культуры. Этот фестиваль был единственным, полностью посвященным одному из жанров профессионального искусства - традиции востока. Уникальной чертой стало совмещение трех крупных международных акций - цикла мугамных концертов, научного симпозиума и конкурса молодых исполнителей мугама.
В этом году фестиваль был проведен второй раз. С концертами выступали знаменитые музыканты. Например, Гусейн Аль Адхами из Ирака – известный исполнитель и ученный, который занимается проблемами иракскоговокала; Аиша Редуан из Египта - певица с уникальным голосом и манерой исполнения.

- Что нового было на симпозиумах и концертах?

- Симпозиум проводился по решению научно-исследовательской комиссии«Макам» при Международном совете по традиционной музыке Востока (ICTM -International Counsil of Traditional Music of UNESCO), которая свое седьмое заседание решила провести в Баку. В работе симпозиума наряду с азербайджанскими исследователями мугама принимали участие ученые из США,Канады, Франции, Финляндии, Германии, России, Турции, Ирана, Туниса, Узбекистана, Китая (Уйгурский автономный регион). Их выступления можно объединить темой «Азербайджанский мугам и музыкальные традиции Среднего Востока».
В рамках фестиваля были оперные спектакли «Лейли и Меджнун», «Шах Исмаил», после долгого перерыва была восстановлена в концертном исполнении опера Узеира Гаджибейли «Асли и Керем», были симфонические концерты, цикл джазовых концертов. Было два интересных мастер- класса. Один провел исполнитель на ударных инструментах Габиб Яммени, второй - мугамист Алим Касымов.
В состав жюри входили известные ученные и мугам-исполнители. Председателем жюри был Сиявуш Карими – профессор, ректор национальной консерватории, а сопредседателем профессор Жан Дюринг из Франции. Членами жюри были известный ханенде, профессор консерватории Национальной, профессор, ученый–теоретик, перу которого принадлежат фундаментальные труды по теории мугама, секретарь Союза композиторов Рамиз Зохраб. Еще в жюри были представители Турции, США и Ирана – Озан Ярман, Уильям Саммитс, Эхсан Хезрло. 

- Кто стал лауреатом?

- Первую премию получил представитель Азербайджана Эхтирам Гусейнов– молодой, перспективный и уже известный исполнитель мугама. Вторая премия была присуждена представителю Ирана. Среди награжденных были представители Турции, Иордании, Китая.

- Как работает открытий в 2009 году Международный центр мугама?

- Это уникальный комплекс, единственный в своем роде. По форме он напоминает национальный музыкальный инструмент тар. Дизайн очень современный - сочетание традиционных форм с современным стилем дизайна отвечает эстетике мугама. Мугам как древний жанр и мугам как современныйжанр. Этот центр стал как бы домом мугама. Там проводится концерты, юбилеи исполнителей. Там же проходили концерты фестиваля.

- Какие музыкальные инструменты используются при исполнении азербайджанского мугама?

- Есть традиционно исполнительская манера азербайджанского мугама -ханенде, который сам себе может аккомпанировать на гавале, а также тар икаманча это мугамное трио. Еще используется старинный азербайджанский инструмент балабан, а также нагара. Кстати фестивали-концерты показали итрадиционную форму инструментального сопровождения с таром и каманчой, абыли еще расширенные, когда уже в состав ансамбля включались канон, гоша нагара.

- Наряду с традиционным мугамом есть такие новые жанры в азербайджанской музыке как мугам-опера, джаз-мугам, рок-мугам. Благодаряим мугам начали слушать на Западе. Как появились эти направления? 

- Первая опера в Азербайджане и на всем Востоке – «Лейли и Меджнун»Узеира Гаджибейли, созданная в 1908 году. Гениальность Гаджибейли была втом, что он в своем первом произведении нашел уникальный путь синтеза европейских и восточных национальных традиций. «Лейли и Меджнун» - одна из любимейших опер азербайджанского народа. Она и сегодня украшает афишуоперного театра, и каждый раз собирает огромные залы.
Создателем симфонического мугама считается выдающийся азербайджанский композитор Фикрет Амиров, написавший «Шур», «Кюрд овшары», «Гюлюстан Баяты-шираз». Эти произведения получили международноепризнание. Симфонические мугамы Фикрета Амирова исполняли великие дирижеры Шарль Мюнш и Леопольд Стоковский. Создание нового жанра «джаз-мугам» связано с именем и творчеством легендарного пианиста и композитора Вагифа Мустафазаде.
Это еще раз доказывает, что мугам как искусство не только бережет традиции, но дает импульс возникновению новых жанров. Это искусство животворящее. 

- Как европейский зритель принимает мугам?

- Очень интересно. Исфар Сарабский занял первое место на джазовом конкурсе пианистов в швейцарском городе Монтрё. Его композиции, манера завораживали, ведь это был не универсальный, стандартный джаз. Это был джаз, в котором были вкраплены и мугамные интонации, и исполнительские штрихи, которые идут от мугамного исполнительства. Алим Касимов имеет огромную аудиторию, его особенно любят во Франции. Этот ханенде преподносит очень интересную трактовку азербайджанского мугама. Вообще впоследнее время наши исполнители получают много приглашений на различные фестивали. Интерес к мугаму объясняется его глубиной и философской направленностью.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение