О политике, политиканстве, секретах и многом другом

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Алмазбек Атамбаев после того, как вступил в должность премьер-министра Кыргызстана, практически перестал выступать в прессе. Его аппаратчики объясняют это большой занятостью руководителя правительства. Тем не менее основной поток критики направлен как раз на главу исполнительной ветви власти, достается даже от своих союзников по коалиционному большинству. Да и вопросы общественности чаще всего адресованы именно ему, Алмазбеку Атамбаеву.
О политике, политиканстве, секретах и многом другом

Бишкек – ИА «24.kg», Юлия МАЗЫКИНА

Алмазбек Атамбаев после того, как вступил в должность премьер-министра Кыргызстана, практически перестал выступать в прессе. Его аппаратчики объясняют это большой занятостью руководителя правительства. Тем не менее основной поток критики направлен как раз на главу исполнительной ветви власти, достается даже от своих союзников по коалиционному большинству. Да и вопросы общественности чаще всего адресованы именно ему, Алмазбеку Атамбаеву.


ИА «24.kg» получило возможность задать их напрямую премьер-министру в ходе эксклюзивного интервью.


- Алмазбек Шаршенович, глава парламентского комитета по бюджету и финансам Акылбек Жапаров заявил, что правительство так и не смогло в полной мере выполнить план поступлений в бюджет. Говорит, что за первый квартал 2011 года поступление ресурсов составило 94,7 процента от плана. Показатели расходной части бюджета исполнены лишь на 82,8 процента. Бюджет развития сведен на нет...


- Я пока не посмотрел окончательные результаты по бюджету, но председатель профильного комитета у нас всякие заявления делает. Мы встречались с представителем МВФ в Кыргызстане Кобой Гвенетадзе, и при мне министр финансов озвучил, что первый квартал 2011 года закончен с профицитом, то есть с излишком доходов над расходами в размере где-то 700 миллионов сомов.


- Но прогнозы бюджета таковы, что большие расходы предстоят в следующих кварталах. Как продвигается работа по покрытию дефицита бюджета, который оценивается в 22 миллиарда сомов?


- Бюджет утвержден. Бюджетные сценарии тоже. Естественно, кое-что мы держали в резерве. Вот сейчас вне плана в бюджет поступит около 850 миллионов сомов дивидендов от MegaCom. Также я ожидаю, что по результатам моего визита в Турцию поступят внеплановые средства. То есть мы всегда рассчитываем на самый пессимистичный ход развития событий и поэтому предусматриваем несколько резервных вариантов. Думаю, что мы и второй квартал закончим с профицитом, несмотря на очень большие расходы.


Хочу сказать, что есть те, кто всячески кричит о разных проблемах в правительстве и бюджете страны: если хорошо присмотреться - тот же председатель бюджетного комитета все время кричит, что бюджет необоснованно увеличен, и одновременно заявляет, что зарплату надо увеличивать не с 1 мая, а с 1 марта 2011 года. Это говорит только о том, что все усилия этих людей будут направлены на то, чтобы в Кыргызстане было плохо, потому что чем хуже ситуация с экономикой и бюджетом, тем лучше для этих людей. Точно так же настроены те, кто говорит, что нет ничего страшного в том, чтобы каждый месяц менялось правительство. Но это приведет к тому, что в Кыргызстан просто не поступят инвестиции.


- Вы упомянули о дивидендах от MegaCom. Почему нельзя было сразу национализировать все 100 процентов акций?


- У нас есть 49 процентов акций компании, и мы можем взять только свою долю. На заседании совета директоров такое решение будет принято. Остальное будет храниться в Минфине до выяснения сути - кто же хозяин. Но если окажется, что владелец - Кыргызстан, то хорошо. Такой вариант тоже возможен. Но это пусть решает суд и те, кто претендует на 51 процент доли. А таких уже три компании.


- Теперь о национализации. Насколько мне известно, в правительстве подготовлена программа по использованию национализированных объектов.


- Да. Суть в том, что это имущество мы делим на три категории: предприятия, которые не подлежат приватизации, те, которые должны быть проданы с аукционов, и те, чью судьбу надо дополнительно изучить - продавать или оставлять в собственности государства. Окончательную точку поставит парламент, а это именно то, чем он должен заниматься. Во всех парламентских странах парламент занимается не базарными делами, а законотворчеством.


- Еще одна тема занимает общественность - судьба денег, изъятых из банковских ячеек и переданных членам временного правительства. Почему эти деньги не отражены в бюджете?


- Я не хотел бы это комментировать, так как на первом же заседании временного правительства было определено, что министр финансов Темир Сариев является одновременно куратором банковской сферы, поэтому все вопросы к Сариеву - и по банковским ячейкам, и по распределению денег. Одно могу сказать: лично я ни копейки не брал, а вкладывал свои средства в наведение порядка. В тот момент иногда надо было выделять деньги. Я отвечал за ситуацию на севере и неоднократно выделял деньги и МВД, и ГКНБ, и дружинникам. Это были мои личные средства.


- Имеете ли вы полномочия и давали ли поручение тщательно расследовать скандальный вопрос с ячейками?


- Этим занимается парламент страны, ему надо довериться. Там представители всех фракций, и пусть они этим занимаются. У правительства есть свои функции.


- Нельзя на этом фоне не поговорить о первых уроках парламентской формы правления...


- Сейчас вам раскрою маленький секрет: на первом заседании временного правительства в ночь на 8 апреля 2010 года я предлагал, чтобы на переходный период, лет на 5-10, мы все-таки приняли Конституцию 1993 года, но внесли изменение, чтобы выборы проходили по партийным спискам. Я предлагал начать с чистого листа, так как Конституция 93-го принята легендарным парламентом и тщательно отработана. Не надо было изобретать велосипед, необходимо было заложить поэтапный переход к парламентской республике. К сожалению, члены временного правительства и его председатель поддержали Омурбека Текебаева, который настаивал на принятии новой Конституции. Сейчас мы все видим, что она не идеальна, и есть много вопросов.


- Это значит, что Конституцию надо менять?


- Там очень много разночтений и много сырых мест. Плохо, что эту ситуацию кто-то хочет довести до абсурда. Вот накануне один депутат от «Ата Мекена» предлагал уже и начальников РОВД избирать. То есть многие специально расшатывают ситуацию, чтобы вертикаль власти в Кыргызстане вообще была потеряна, чтобы правительство и начальников РОВД каждый месяц избирали. Некоторые политиканы настолько увлеклись, что забылись.


- Парламент действительно часто критикуют за то, что он подменяет собой правительство и создает бесчисленные комиссии и комитеты.


- Это еще раз говорит о том, что я был прав. Это повод для Жогорку Кенеша задуматься и остановиться. Надеюсь, что в парламенте больше здоровых сил, и об этом говорит заявление 10 депутатов от «Ар-Намыса», решивших поддержать правящую коалицию.


- Говорят, что они были куплены правящей коалицией...


- Каждый судит в меру собственной испорченности. Я с этими депутатами даже чай не пил вместе, а написали, что, угощая, я их купил. К сожалению, некоторые депутаты, которые белыми и пушистыми себя представляют, иногда выступают совсем в другом свете. Они, видимо, сами привыкли всех покупать или продавать, поэтому так судят обо мне. Эти арнамысовцы, рискнув, вызвали на себя огонь, нападки и оскорбления, но они же хотят спасти страну.


- Ваш первый заместитель Омурбек Бабанов тоже ушел с поста из-за парламента. Как это скажется на работе правительства?


- Мы привыкли работать в экстремальных ситуациях и справляемся.


- Поговаривают, что его кресло будет отдано лидеру фракции «Ар-Намыс» Феликсу Кулову...


- Никаких переговоров не ведется. Я никогда не проводил переговоров за чьей-то спиной. Комиссия доведет до конца расследование по Бабанову, и после ее выводов будет принято решение. Я все-таки думаю, что на него напрасно лили грязь. Кубатбек Байболов не только же по Бабанову говорил. Он заявлял, что $2 миллиона я взял у завода «Дастан», но это дело полгода лежало у него. Легко полить грязью. Он что-то кричал и по ячейкам, но пусть теперь лидер одной из оппозиционных партий Темир Сариев за это отвечает. Надо разобраться по каждому факту, который озвучил Байболов. Однако не стоит забывать, что он использовал свое служебное положение. Не поверю, что настолько его недвижимость была необходима для деятельности MegaCom.


- По итогам визита Омурбека Бабанова в Москву в прессе говорили, что Россия отказала Кыргызстану в выделении ожидаемых средств как раз из-за первого вице-премьера.


- Конечно, это неправда. Как всегда, кому-то надо нагнетать истерию. Наши политики делают конкретные шаги, чтобы отпугнуть инвесторов, чтобы не шла работа правительства. На самом деле такие вопросы, как и обещано, будут рассмотрены. Вот этот льготный кредит от ЕврАзЭС будет рассматриваться в обещанные сроки. И он будет выделен. Там была всего одна проблема, которая ставилась не только Россией, но и МВФ, - просрочка по оплате долга перед Россией. Эта сумма уже выплачена, но решение о выплате было принято еще до визита Бабанова в Москву. Просто мы консолидировали деньги для выплаты.


- Как обстоит дело с передачей России пакета акций завода «Дастан»?


- Мы готовы выполнить то соглашение, которое было заключено по «Дастану» о передаче 48 процентов акций и участка под торгпредставительство РФ в обмен на списание части внешнего долга. Дело за российской стороной. Скажу откровенно: там у них идет нестыковка между отдельными ведомствами. Одно говорит, что «Дастан» нужен (это силовики), а другие - что не нужен. Вот и вся правда. Минфин России говорит, что «Дастан» не нужен.


- Вы собираетесь с очередным визитом в Турцию. Какие там вопросы будут подниматься? Ходили слухи, что «Дастаном» там очень заинтересовались.


- Намечается решить ряд вопросов совместного экономического сотрудничества - поддержки со стороны Турции, введения безвизового режима, чтобы наши граждане могли там спокойно работать. Но сразу скажу, что по «Дастану» не было разговора. Премьером Турции было озвучено желание войти в «Дастан» в качестве партнера, но я сразу же сказал ему, что эта невеста уже засватана, что у нас есть конкретные договоры с Россией. Правительство будет выполнять свои обязательства перед другими странами.


- Вы часто посещаете Россию, Турцию, но не было серьезных визитов в соседние страны - Казахстан и Узбекистан.


- В Казахстане был уже три раза, и часть вопросов снята. Есть вопрос по поводу того, что Казахстан - в Таможенном союзе, а мы нет. Но это тоже будет снято. Что касается Узбекистана, то мы по телефону очень часто связываемся с их премьером, и я думаю, что у меня обязательно будет визит в Узбекистан, так как наши отношения надо выносить на дружеский уровень.


- Вы упоминали о том, что зарубежные инвесторы намерены открыть на территории Кыргызстана крупные швейные фабрики.


- Да. Мы уже дали задание губернаторам областей. Инвесторы хотят наладить производства в Чуйской, Иссык-Кульской и Нарынской областях КР. Губернаторы сейчас разыскивают и осматривают подходящие здания. Мы ожидаем, что уже в мае 2011 года приедет группа инвесторов. Более того, мы готовим документ и создадим специальный государственный проект по развитию легкой промышленности, что даст нам десятки, сотни тысяч рабочих мест.


- Но для того чтобы эта продукция продавалась, необходимо наладить ее сертификацию, для чего необходимо открывать современные лаборатории.


- Нам готова помочь Россия с созданием таких лабораторий. На встрече мы уже обговаривали такие вопросы. Я не сомневаюсь, что продукция будет уходить на экспорт. Мы хотим поставить условие, чтобы 10 процентов товара оставалось в КР и уходило на рынки «Дордой» и «Кара-Суу». Нашим швейники можно памятник поставить: они зарекомендовали марку «Сделано в Кыргызстане». Сейчас отмечается нехватка работников на швейных предприятиях. Скоро я буду проводить совещание, чтобы их обучали не 3 года, а в более короткие сроки.


- Скоро большой праздник - 9 мая, День Победы. Помнится, вы сравнили героев апрельских событий с теми, кто пал на фронте.


- Эту фразу не так повернули. Я сказал, что этот праздник у меня связан тоже со слезами на глазах, как и 9 Мая. Мой отец был фронтовиком. Конечно, мы тоже помним об этой дате. Я разговаривал с министром соцзащиты. Три постановления она мне заносила. Два я подписал, а одно - нет. Это постановление было связано с 9 Мая. Там предлагалось инвалидам и участникам войны выплатить 5 тысяч сомов, а вдовам и тыловикам - по 3 тысячи. Я попросил увеличить эту сумму хотя бы в пару раз, чтобы участники и инвалиды по 10 тысяч получили, а тыловики и другие категории - хотя бы по 5 тысяч. Это постановление завтра-послезавтра подпишу. В этом году, кстати, много юбилеев: 22 июня - 70 лет с начала Великой Отечественной войны, осенью - 70 лет, как наша кыргызская дивизия остановила наступление фашистов на Москву, 70 лет будет подвигу нашего Чолпонбая Тулебердиева, который на полгода раньше Александра Матросова закрыл грудью немецкий дзот. Эти праздники дадут повод задуматься тем, кто против Таможенного союза и единого экономического пространства.


- Вы считаете правильным, что погибшим в июньских событиях выделяется 1 миллион сомов, а ветеранам по 10 тысяч?


- Это не тот случай, когда надо сталкивать память о тех и о других. К сожалению, вот это сталкивание между теми, кто погиб в апреле и июне, тоже имеет место. Чтобы снять эту конфликтную ситуацию, было принято наше постановление. Я считаю, что миллион сомов - это звучит громко, но на самом деле это всего $20 тысяч. В будущем мы должны учиться у тех же американцев, где семье каждого погибшего солдата, в Афганистане он погиб или в Ираке, выдаются сотни тысяч долларов. Это у нас не от жадности, а от бедности. Сейчас семьи погибших нуждаются в большой целевой поддержке, чтобы провести обряды - хотя бы поставить памятник на могилу погибшего... И это надо учитывать. Я считаю, что нельзя сталкивать мертвых, это грех, Юля...


И те, и другие - граждане Кыргызстана, и их семьи нуждаются в поддержке. Мы хотим, чтобы Кыргызстан стал другой страной, с другим бюджетом. Нам надо политиканство прекращать и работать на экономику. Мы хотим, чтобы Кыргызстан стал процветающей страной, бюджет которой был бы в сотни раз больше, чем сегодняшний.


- Но мы тоже этого хотим...


- Должен быть другой бюджет и другое отношение к людям, поэтому мы не стали на 30-50 процентов повышать зарплату, а сразу в несколько раз. Хотя те же самые крикуны, тот же Жапаров кричит про программу своей партии. Вот программа Жапарова у меня рядом лежит. Там предполагалось повысить доходы каждой семьи в 1,5 раза. Доход учителя - это его зарплата, то есть через 4 года зарплата должна была подняться на 50 процентов, а мы за 4 месяца подняли ее в несколько раз.


- Понятно. Хочу завершить интервью традиционным накануне предвыборной кампании вопросом: определился ли политсовет вашей партии с кандидатурой в президенты КР?


- Я не буду ссылаться на политсовет. Я сам приму решение, но позже. Мне надо заниматься экономическими проблемами. Время терпит, до выборов больше 7 месяцев. И потом, все от Бога. Кто-то сейчас бегает и уже предвыборную кампанию проводит. Кому суждено, тот и станет президентом.


URL: http://89.108.120.121/politic/98270-almazbek-atambaev-o-politike-politikanstve.htm

Поделиться: