Нужно создавать новые диалоговые площадки

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Речь не идет о том, чтобы обязательно вырабатывать по всем вопросам консолидированную позицию, но, прежде, чем какие-то проекты будут передаваться на практическую реализацию, хорошо бы их со всех сторон изучить в рамках экспертных позиций. Так что, на мой взгляд, чем больше будет российско-казахстанских экспертных форумов, клубов, проектов, тем легче будет работать управленцам-практикам, поскольку они смогут опираться на четко сформированную экспертную позицию.
Нужно создавать новые диалоговые площадки

 

 Россия - Казахстан: партнеры или конкуренты?



Эти и другие вопросы Вы можете задать: Власову Алексею Викторовичу директору Центра исследований общественно-политических процессов, заместитель декана исторического факультета МГУ по развитию

 

Сакен
Алексей Викторович, каковы задачи казахстанско-российского экспертного сообщества? Будет ли такое сотрудничество способствовать развитию политической науки в наших странах?



Необходимость создания диалоговых площадок, на которых осуществляются постоянные контакты между российскими и казахстанскими экспертами, очевидна. С выходом на более высокий уровень интеграционного взаимодействия возникает потребность и в соответствующем экспертном обеспечении этих проектов. Речь не идет о том, чтобы обязательно вырабатывать по всем вопросам консолидированную позицию, но, прежде, чем какие-то проекты будут передаваться на практическую реализацию, хорошо бы их со всех сторон изучить в рамках экспертных позиций. Так что, на мой взгляд, чем больше будет российско-казахстанских экспертных форумов, клубов, проектов, тем легче будет работать управленцам-практикам, поскольку они смогут опираться на четко сформированную экспертную позицию.
Артур
Алексей Викторович, известно, что Астана и Москва придают огромное значение борьбе с коррупцией в госсекторе. Имеются ли каналы обмена опытом в этой сфере между двумя странами?



Действительно, проблемы коррупции одинаково актуальны и для Казахстана, и для России. Несколько лет назад шла речь о выработке модельного законодательства по борьбе с коррупцией на всем постсоветском пространстве, то есть кооперация в этой сфере не ограничивается только Россией и Казахстаном. Но, с другой стороны, остается вопрос о том, как именно осуществлять эту кооперацию, на каких принципах, на каких началах? Ведь речь должна идти не только о контактах между представителями силовых структур. Нужно синхронно менять и психологию чиновничества, а это, как вы понимаете, задача не одного дня. Поэтому если резюмировать ответ на Ваш вопрос, то можно сказать так: Россия и Казахстан, безусловно, будут продвигаться по пути координации действий с точки зрения борьбы с коррупцией, однако временные рамки решения этой задачи пока что не просматриваются. Хорошо, если нам удастся синхронно победить общего врага. Но скажу честно, полной уверенности в этом у меня нет.
Р.В.А
Здравствуйте! Насколько высок уровень иностранных инвестиций в различные области Казахстана? Какие отрасли находятся в приоритете для инвесторов. Откуда поступает основная часть инвестиций? Заранее спасибо!



После успешного преодоления мирового финансового кризиса иностранные инвесторы вновь стали активно вкладывать средства в казахстанскую экономику. Прежде всего, это крупные нефтегазовые проекты, в первую очередь, Кашаган. Нужно признать, что российские инвесторы в чем-то уступают активности азиатских и западных инвесторов. Сейчас, например, активно привлекается инвестиционные средства из Саудовской Аравии, Бахрейна, Сингапура, ОАЭ. Помимо ресурсного сектора, значительные средства вкладываются в инфраструктурные проекты, строительство. Большим потенциалом для иностранных вложений обладает также и аграрный сектор. Как неоднократно заявляло руководство Казахстана, прямые инвестиции в национальную экономику в ближайшие годы будут расти, и главная задача правительства – в этом, кстати, сходны и проблемы, стоящие перед Россией, заключается в том, чтобы сделать норму прибыли для инвесторов в несырьевом секторе сопоставимой с нормой прибыли по ресурсному сектору. От того, насколько быстро и эффективно Казахстан решит эту задачу во многом и зависит судьба нового этапа модернизации.
Sholpan
Добрый день! Привлекательность российского образования в Казахстане снижается.Молодежь предпочитает получать образование либо в Европе, либо в восточных странах. Назарбаев университет работает только с западными центрами. В чем причина и опасность такой ситуации? Что должна предпринять Россия?



- Причин несколько. Во-первых, образовательная сфера становится все более конкурентной. Это в советское время у студентов из Алматы или Караганды понятие «элитный вуз» ассоциировалось с МГУ или Баумановкой. А сейчас есть возможность выбора. И по каким-то направлениям китайские или западные вузы позиционируются как более предпочтительный вариант. Так что это задача для российских образовательных структур, которые должны продвигать инновационные программы как в естественных, так и в гуманитарных областях знаний, привлекая студентов не только из Казахстана и других стран ближнего зарубежья.

 

Привлекая студентов из Казахстана в российские вузы, нужно помнить о том, что программы платного образования в ведущих вузах России очень дорогие, порядка 260-300 тыс. руб. за год. Для большинства казахстанских семей эта сумма неподъемная. Значит, нужно расширять квоты, формировать льготные программы. И наконец, в-третьих, вопрос безопасности. Мои друзья из Казахстана как раз вошли в возраст, когда нужно решать судьбу собственных детей, куда поступать? И вопрос о том, а не станет ли их сын или дочь жертвой скинхедов влияет на их выбор не в последнюю очередь. Конечно, в значительной степени это фобии, но нам нужно подумать и о том, чтобы образ России как одного из ведущих образовательных центров поддерживался на самом высоком уровне. А для этого нужны не только имиджевые программы, но и реальное качество образования, самые современные образовательные технологии.
Александр
Какие, по-вашему, проблемные зоны существуют на сегодняшний день в развитии экономических отношений между Россией и Казахстаном?



Самая главная проблема, на мой взгляд, носит методологический характер. Наши экономики типологически схожи, а значит, по энергетическому сектору мы неизбежно будем конкурировать в каких-то сферах, а не взаимно дополнять друг друга. Эти противоречия пока что не преодолены, в том числе и в рамках Таможенного Союза. Не урегулированы и многие вопросы, доставшиеся нам и в наследство от советского времени. Например, тема Байконура и судьбы космодрома. Сохраняется и достаточно большой комплекс проблем и в приграничном сотрудничестве, несмотря на то, что в последнее время именно этому направлению двусторонних связей уделяется самое значительное внимание. Одними из главных препятствий в этом направлении является инерционность бюрократических механизмов. Поэтому многие важнейшие стратегические решения, принимаемые в ходе встреч на высшем уровне, доходят до «потребителя», то есть до граждан России и Казахстана с большой задержкой во времени. Это действительно очень серьезная и требующая безотлагательных решений проблема.

 

Дмитрий
Как вы полагаете, какие перспективы у России и Казахстана в создании общего информационно-образовательного пространства? Какие перспективы в развитии двустороннего сотрудничества в молодежной сфере существуют перед странами на сегодняшний день?



Молодежная сфера – это одно из направлений российско-казахстанского взаимодействия, которое, безусловно, нуждается в серьезном усилении. Как с точки зрения выработки общей стратегии взаимодействия в этой области, так и с точки зрения инструментов, которые можно использовать. Ну, например, создание при казахстанско-российском Экспертном совете молодежной секции, формирование молодежного портала по образу и подобию проектов, которые уже сейчас существуют между Россией и Украиной, таких, например, как «Пространство свободной мысли», проведение совместных летних школ под эгидой ШОС, СНГ, ЕврАзЭС. Такие школы могли бы проводиться для молодых журналистов, политологов, социологов, специалистов в других областях. Но здесь очень важно отметить, что такие мероприятия не должны носить разовый характер, они должны реализовываться на постоянной основе. Точно так же, как и привлечение в российские вузы гораздо большего числа студентов из Казахстана. Тем более, что в рамках создания Единого Экономического Пространства заметно возрастает необходимость в координации усилий по подготовке специалистов в таких областях, как таможенное дело, логистика, управление проектами. Эти функции могут решать не только вузовские структуры, но и единые центры по подготовке и переподготовке кадров. Эта задача особенно важна для регионов и приграничных областей. Конечно, многое в этих вопросах упирается в несоответствие национальных законодательств, бюрократические преграды. Но в то же время идея общего модернизационного проекта как раз и должна, прежде всего, реализовываться в сфере молодежных программ и повышения качества человеческого потенциала.
Евгений Сурин
Алексей Викторович! Казахстан взял курс на системные преобразования. Каких сфер коснутся реформы?Стоит ли России пойти по тому же пути? Какие общие проблемы стоят перед нашими странами?



Давайте определимся, о каких именно реформах идет речь? С моей точки зрения общие проблемы, стоящие перед нашими странами - необходимость диверсификации, формирование эффективных социальных лифтов, повышение качества человеческого капитала, расширение поля политической конкуренции. Это блок общих проблем. Но механизмы их решения могут быть различны. В зависимости от национальных особенностей, специфики политической культуры. Поэтому сложно сказать, насколько вероятно заимствование позитивного опыта реформ, поскольку неочевидно, что казахстанская модель в ближайшем будущем будет сходна с российской.

 

Галымжан
Как вы считаете,насколько соответствуют результаты последних выборов реальному уровню поддержки Нурсултана Назарбаева? Выборы были честными?



Я полагаю, что последние выборы были достаточно честными, и более того, уверен, что руководству Казахстана не было необходимости активно использовать административный ресурс или тем более подстраивать массовые фальсификации. Все социологические опросы показывали очень высокий уровень поддержки населением действующего президента страны, а потому вопрос скорее заключался в том, чтобы сделать эти выборы максимально прозрачными и честными с точки зрения международных наблюдателей, а во-вторых, обеспечить высокую явку на выборы. Обе эти задачи и были решены. Так что те расхождения в отчетах, которые мы наблюдали в миссиях ОБСЕ и СНГ, они скорее вызваны методологическими расхождениями. В сравнении с кампаниями 2005 и 2007 годов, без сомнения, был сделан очень большой шаг.
Ксения
Алексей Викторович, в Казахстане на сегодняшний день взят курс на расширение государственного языка. Нарушит ли это существующие межнациональное согласие в республике (возможность притеснения других этнических групп, русских в том числе)?



Действительно, вопрос непростой. Вокруг темы развития государственного языка очень много домыслов, сплетен, слухов и даже откровенных провокаций. В этом нет ничего удивительного, поскольку это одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются казахстанские власти с момента обретения независимости. Та задача, которую поставил Президент Назарбаев, я имею в виду - учить английский, развивать казахский, сохранять русский - это очень важная стратегическая миссия. Но как всегда вопрос – в инструментах реализации этой цели. Понятно, что всех волнует вполне очевидный вопрос – а не будет ли перегибов, а не начнут ли зажимать русский язык нерадивые чиновники, хватит ли возможностей для того, чтобы развивать казахский не за счет принижения русского языка, а за счет создания грамотных методик, хороших учебников по казахскому языку, постепенно превратив его в язык карьерного успеха. С другой стороны, очень важно показать примеры как русскоязычные казахстанцы, глубоко овладев казахским языком, получают возможность для реализации собственных политических или бизнес амбиций. Нужны конкретные примеры, взятые, что называется, из жизни. Пока что таких примеров, к сожалению, мало. Именно поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что это очень сложный и длительный процесс, в котором нужно продвигаться максимально осторожно, на что, собственно, ориентирует чиновников Президент Казахстана Нурсултан Назарбаева.
Ангелина
Алексей Викторович, здравствуйте! Сейчас много говорят о надвигающихся кадровых перестановках в Казахстане. насколько, по-Вашему возможно реальное обновление элит, и как этот процесс может сказаться на российско-казахстанских отношениях?Спасибо!



Первые перестановки в правительстве оставили двойственное впечатление. Если отталкиваться от нового состава кабинета, то очевидно, что кадровая революция не состоялась. Следовательно, пространство для политического маневра осталось примерно тем же, что и до момента проведения досрочных президентских выборов. Новых фигур на доске таки не появилось, а что касается старых, то они, в основном, перемещаются по горизонтали без каких-то аппаратных прорывов, или же, наоборот, падений. Возможны перестановки во втором эшелоне элиты, но они уже не будут определять базовые тренды. Так что пока ожидания масштабной ротации элиты не оправдались. Ну а в российско-казахстанских отношениях надо делать ставку не на персоны, а на процессы. Тогда взаимное сближение будет иметь больше точек опоры.
Валерий Петрович
Алексей Викторович, какие выгоды несет Казахстану участие в Таможенном союзе и ЕЭП? Можно ли утверждать, что казахстанскому бизнесу крайне сложно конкурировать с российскими производителями?



Zhan
Добрый день Алексей! Казахстан больше смотрит в сторону России или на Китай, учитывая что китайцы активно вкладывают в приобретение активов в Казахстане?



Что касается китайской темы, то это, безусловно, очень сложный вопрос. Как заметил один мой собеседник в Астане, человек более чем компетентный в экономических вопросах – Казахстан уже вошел в экономическое пространство Китая, и вошел настолько плотно, что степень этого влияния в ближайшие годы будет только возрастать, если, конечно, не произойдет каких-либо из ряда вон выходящих событий. Но вместе с тем существует и много фобий, которые мешают адекватно воспринимать современную роль Китая не только в Центральной Азии, но и на всем постсоветском пространстве в целом. Для того и существует такая организация, как ШОС - чтобы находить компромиссные варианты во взаимоотношениях между Москвой, Пекином и Астаной. Вхождение Казахстана в Таможенный Союз и Единое Экономическое Пространство – это ведь тоже своего рода страховка от китайской экспансии на этом направлении, но с уверенностью прогнозировать как именно будут складываться отношения как России с Китаем, так и Китаем с Казахстаном, я думаю, сейчас никто не рискнет.

http://www.kazrus.kz/index.php?ab=conference&&conf=confi08042011163755

 

Поделиться: