Кыргызстан на изломе. Ч. 2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Текущая ситуация в республике для рядовых граждан характеризуется сложными социальными условиями: одни перешагнули черту бедности, другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами. Растёт число детей, рожденных вне брака, доля неполных семей, увеличивается количество детей-сирот при живых родителях, распадаются браки. Растёт преступность, в том числе и в среде подростков, растёт число страдающих психологическими заболеваниями, количество алкоголиков, наркоманов, токсикоманов, ВИЧ-инфицированных, больных туберкулёзом.
Кыргызстан на изломе. Ч. 2

13 апреля в Государственной Думе РФ прошли закрытые  слушания, посвященные оценке и анализу ситуации в постсоветской Центральной Азии и задачам  российской внешней политики в этом стратегически важном регионе.  

Редакция сайта продолжает публикацию материалов по ситуации в каждой из республик ЦАР.

 Болотбек Марипов, Женишбек Байгуттиев: Кыргызстан перед лицом вызовов времени

 2. Социальные риски:

2.1 Бедность  и социальное расслоение населения вследствие увеличения экономического неравенства,ухудшение всего комплекса показателей, формирующих доходы населения и определяющих уровень жизни. Низкий уровень культуры и нравственности подрастающего поколения, высокий уровень употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотиков и табака, высокий уровень подростковой преступности,уровень проституции и насилия в среде несовершеннолетних.

Текущая ситуация в республике длярядовых граждан характеризуется сложными социальными условиями: одниперешагнули черту бедности, другие стали безработными, третьи оказалисьбеженцами и мигрантами. Растёт число детей, рожденных вне брака, доля неполныхсемей, увеличивается количество детей-сирот при живых родителях, распадаютсябраки. Растёт преступность, в том числе и в среде подростков, растёт число страдающихпсихологическими заболеваниями, количество алкоголиков, наркоманов, токсикоманов,ВИЧ-инфицированных, больных туберкулёзом.

Для коалиционного правительствахарактерно ситуативное поведение при росте цен на продукты питания, ростетарифов. Реальной борьбы с бедностью и с безработицей пока не происходит и врядли случится в обозримом будущем. Нет компетенций, нет согласия внутри коалиции,но есть желание отвести части бюджетных потоков в собственные карманы. Фактическипроисходит перекладывание социальных рисков на самые необеспеченные слои населения.

Невозможность в данных условияхреализовать себя - неудачи в работе (поиске работы), учёбе, личной жизни илитворчестве, недостатки социально-культурной сферы, не дающей возможности дляпроведения свободного времени, отсутствие жилья и социальная несправедливость привелик тому, что начала выходить на авансцену молодежь, родившаяся в конце 80-х –начале 90-х годов, не помнящая и не видевшая лучших времен. Эта социальнаягруппа не удовлетворена жизнью в связи с вышеперечисленными обстоятельствами. Вомногом именно эта группа населения и является наиболее активной в митинговыхстрастях (в том числе и за плату), незаконных захватах земель, участии в преступныхгруппировках. Учитывая увеличение численности данной социальной группы, можноожидать тиражирования типичного для нее поведения: соответствующих жизненныхпринципов, политических убеждений, отношения к частной собственности, гастрономическихпристрастий, музыкальных вкусов, сексуальных норм, отношения к употреблениюалкоголя, наркотиков и табакокурению. Таким образом, происходит плавное перетеканиемолодежи в социальную группу риска, в которой характерны разрушение моральныхнорм, традиций и устоев общества.

Показателен и рост количествапожилых людей в домах престарелых, таковой появился даже в Нарынской области –явление, ранее немыслимое для кыргызского общества с его отношением к старшим,к родителям. Кто – то физически не может содержать и прокормить своих стариков(нет работы, нет возможности возделывать свою землю), а кто-то просто предалсвоих родителей.

Происходит разложение системыценностей, обусловленные кризисом всего общества, его социальных институтов,противоречиями между провозглашенными целями и невозможностью их реализации длябольшинства. Как не так давно метко сказал один общественный деятель: приПрезиденте Акаеве элита вызывала разочарование, при Президенте Бакиеве –ненависть, а нынешняя элита – глубокое презрение.

Имущественное расслоениенаселения республики и, соответственно, конфликтный потенциал, продолжаютрасти.

 

2.2. Риск снижения качества предоставляемых государственных услуг ввидузаложенного в бюджет неадекватного финансирования, ненадлежащего контроля заего исполнением, роста коррупции со стороны госслужащих и как следствие -недоверие со стороны гражданского общества к государству.

Проведенная вначале 2010 года инвентаризация государственных услуг выявила, что государствооказывает за плату 25 тысяч видов услуг. Приемлемым количеством при этомсчиталось оказание не более 3 тысяч госуслуг. Кратное превышение оказываемыхвидов услуг свидетельствует о неадекватном финансировании госорганов иведомств. При этом качество предоставляемых государством услуг не удовлетворяетнаселение ни по времени, затраченных на эти услуги, ни по цене.Безальтернативность в выборе оператора услуг – причина все возрастающего потокажалоб населения на те или иные госорганы в адрес высших должностных лицгосударства.

 

3. Риск экономической нестабильности:

3.1. Риск ухудшенияэкономической ситуации в республике ввиду:

- принятия правительством непродуманных и конъюнктурных решений,

- стремления Жогорку Кенеша к частому изменению законодательства для реализациинепродуманных решений

Сегодня  можно смело утверждать, что взаимодействиеправительства и Жогорку Кенеша находится на весьма низком уровне. Формированиеправительства и органов местного самоуправления с упором на узкопартийныеинтересы, вопреки слабости партийных институтов в стране, привело к системнымпровалам в экономической политике. В правительстве недоформирован план законодательнойработы, отсутствует полноценный анализ регуляторного воздействия принимаемых имрешений, слабы либо безжизненны горизонтальные связи с экспертным сообществомпо разработке программ развития. 

У лидеровстраны, равно и их политических оппонентов – оппозиции, а также политическойэлиты в целом, нет проекта будущего. Нет страновой стратегии развития, вовсяком случае, до сих пор никем из них этого озвучено не было. Порог виденияограничен тремя годами, отраженными в республиканском бюджете КыргызскойРеспублики на 2011 – 2013 годы. Кроме того, на потребу донорам был сверстанПлан мероприятий по восстановлению бизнес-среды и улучшению инвестиционногоклимата «Дорожная карта». Вкупе с Программой действий правительства КР на 2011год, вышеуказанный План и составляет весь набор (и горизонт) планированияправительством перспективного будущего.

Право депутатана законодательную инициативу в условиях низкого общего уровня культуры ислабых экономических познаний самих депутатов, тотального подавленияэкспертного мнения сотрудников аппарата Жогорку Кенеша (призванных по долгу службыоценивать и корректировать) и слабого правительственного контроля качества вносимыхдепутатами законопроектов на предмет экономической и социальной целесообразности,вылилось в бессистемную вакханалию. Таким образом, 50 голосов депутатов из общегочисла в 120 способны изменить до неузнаваемости любой закон, нарушив текущие жизненныеи экономические планы добросовестных граждан и предприятий.

 

3.2. Риск снижения прозрачности государственного бюджета и как следствие,разворовывание бюджетных средств.  

Отсутствиеполноценного опыта управления и надлежащего понимания стоящих передправительством задач губительным образом сказывается на работе исполнительнойветви власти. Это касается всех членов правительства экономического исоциального блока, за исключением ГНС (налоговой службы).

Первыйвице-премьер О. Бабанов чередует правильные решения с ошибочными – процессперехода от бизнес-подходов к государственному проходит болезненно,премьер-министр грезит президентскими выборами, намеченными на конец года,вице-премьер-министр по социальным вопросам И. Жунусов, бард по призванию, покаеще далек от глубокого погружения социальную тематику. Что касается министраэкономического развития У. Ташбаева и министра сельского хозяйстваТ. Бекова, то потенциал этих управленцев имеет исключительно теоретическийхарактер. Тот факт, что нынешний премьер является главным претендентом на постглавы государства в президентской гонке, накладывает свой отпечаток на работуправительства. Так, принятый правительством и подписанный в апреле президентомР. Отунбаевой бюджет на 2011 год толкуется правительством фривольно,несмотря на статус закона. Очевидно намерение правительства использовать бюджетв качестве предвыборного фонда.

Митинги участниковиюньских событий вылились в решение премьера выделить каждой семье из числапострадавших по 1 миллиону сомов, таким образом, бюджет оказался обременен надополнительные 500 миллионов сомов, непредусмотренных в расходной части. Подвопросом и запланированное троекратное повышение заработных плат врачам иучителям с мая месяца текущего года, принятое к слову тоже под воздействиеммитингов. Предполагается, что на это уйдут 30 миллионов долларов беспроцентногокредита, выделяемых Россией.

 

 

3.3. Риск утраты контроля над государственными стратегическими предприятиями (энергосектор; коммуникации; аэропорт«Манас»; государственные предприятия; акционерные общества, где высока долягосударства (АО «КыргызАлтын», АО «Дастан», АО «Расчетно-сберегательнаякомпания», АО «Айыл банк», и т.д.), другие отрасли).

Государственныепредприятия и акционерные общества с высокой долей государства в акционерномкапитале живут своей обособленной жизнью, мало соприкасающейся с интересамигосударства и правительства. Запущенные еще при Президенте Акаеве механизмыкорпоративного управления приняли уродливые формы и выливаются в фактическийзахват управления предприятий в интересах частных лиц и партий, сумевших продавитьсвое назначение через министерство госимущества либо через Премьер-министра(первого вице-премьера). В качестве примера можно привести АО «Дастан», изкоторого согласно утверждению экс-прокурора К. Байболова было выведенооборотных средств в размере более миллионов долларов США в избирательный фондодной из партий. Не блещут отчетностью и такие бюджетообразующие предприятия,как АО «Кыргызтелеком», «Кыргызалтын» и аэропорт «Манас». Можно такжепосетовать на куцесть аудита эффективности, не говоря уже о стратегическомаудите, которому бы следовало подвергнуть все предприятия с государственнойдолей собственности.

 Окончание следует.


Теги: Слушания

Поделиться: