Что день грядущий нам готовит?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Положение русского населения в странах Центральной Азии и его перспективы даже на ближнесрочный период мы не можем сегодня рассматривать вне контекста политики России в регионе, ее внутренней политики, а также политической ситуации в странах региона. До тех пор пока Россия не обратила внимание на русских в рассеянии, объявив устами своего Президента русских в диаспоре одним из приоритетов в своей внешней политике, ситуация была совершенно иной.
Что день грядущий нам готовит?

Положение русского населения в странах Центральной Азии и его перспективы даже на ближнесрочный период мы не можем сегодня рассматривать вне контекста политики России в регионе, ее внутренней политики, а также политической ситуации в странах региона. До тех пор пока Россия не обратила внимание на русских в рассеянии, объявив устами своего Президента русских в диаспоре одним из приоритетов в своей внешней политике, ситуация была совершенно иной.


Мы пережили тяжелейшие 90-е годы, но выстояли. Очень многие уехали (4-5 миллионов человек), но примерно столько же еще осталось. Среди русских в странах региона очень мало действительно богатых людей, но при этом и откровенной бедноты также не так много. Люди адаптировались, приноровились к новым временам и, по большей части,относят себя к нарождающемуся среднему классу. Положение это достаточностабильное, но ровно настолько насколько стабильна ситуация в принципе.К примеру, две последние революции в Киргизии сильно пошатнули благосостояние русского населения. То есть перманентная нестабильность, угроза погромов и ухудшение межнациональных отношений на фоне усиления националистического давления заметно ухудшили среду обитания. Даже Премьер правительства Алмазбек Атамбаев признал, что главную опасность для Киргизии сегодня представляет угроза национализма.


Представляетсявполне очевидным, что Средняя Азия и Казахстан являются зоной стратегических интересов России. Через этот регион идет основной поток наркотиков из Афганистана, а это важнейший вопрос национальной безопасности России. На влияние в этом регионе претендуют, и небезуспешно, Америка, Китай, Турция и не только.


Также очевидно,что в странах региона еще долгое время будут проживать русские люди в значительном количестве и делать вид, что их нет, просто напросто неумнои недальновидно. Давайте посмотрим, каков расклад сил в регионе через призму интересов России и русских (российских) диаспор. Каковы тенденциив развитии общества, межнациональных отношений и взаимоотношений с Россией.


Если говорить о первом периоде независимости, то вспоминается, что самым популярным в титульной среде было: "Москва забирала все, а вот теперь-то мы заживем!!". И это сразу напоминало известную притчу о воздушном змее. Напомню: "Высоко в небе горделиво парил воздушный змей и думал, эх проклятая веревка. Как бы высоко я взлетел, кабы не она. И вот веревка лопнула…!"


И куда ж в итоге мы взлетели?! Вне всякого сомнения, ни в одной стране региона не удалосьпостроить государство хоть в каком-то приближении похожее на справедливое общество и, к сожалению, перспектив улучшения ситуации не видно. Пока проедались остатки советских запасов, иллюзии сохранялись.…Тем не менее, говорить о каких-то угрозах незалежности не стоит, как бы ни пытались националисты соорудить образ врага из России. Вполне очевидно, что ни России, ни Америке с Китаем напрочь нет необходимости покушаться на независимость великих государств Средней Азии. Точно, как в случае с Неуловимым Джо….


Есть какие-то качества общие для всех стран региона, но в определенной мере ситуация разнится от страны к стране. Подходить с общей меркой было бы ошибочно. Было бы верно сказать, что страны региона довольно далеко разбежались друг от друга. Вплоть до того, что региональные противоречия способны перерасти в открытые конфликты (дай Бог не в вооруженные). В немалой степени потому, что выросло поколение людей, не знающих и не помнящих жизни в составе одного государства. А поскольку средний возраст коренного населения составляет 25-26 лет, то именно молодежь все в большей мере определяет лицо государства. И оно далеко не всегда настроено дружественно по отношению к России и русским. Да и к другим соседям тоже, достаточно вспомнить перманентный конфликт по водной тематике.


В отличие от старшего поколения у молодых людей нет хоть какой-либо общности с соседними странами. Это же относится и к России. Правда, в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане значительное количество населения ездит на заработки в Россию, но это вовсе не значит, что Россию любят.


С первых дней независимости во всех странах региона началась волна усиления ислама. Титульные элиты воспринимали ислам, как неотъемлемую часть своей самостийности. Во всех странах региона было построено огромное количество мечетей, в том числе за счет спонсоров из Египта, Турции, арабских стран, тысячи молодых людей поехали на учебу в исламские университеты. В Казахстане, например,даже предпринята попытка создания варианта ислама по-казахски "Изги амаль", лидером которого стал сын одного из самых влиятельных казахстанских "агашек", руководителя администрации президента Мусина. Понятно, что эта деятельность, так или иначе, контролируется Ак Ордой. Кроме того вся сфера ислама находится под влиянием племянника НазарбаеваКайрата Сатыбалды, генерала КНБ, кстати.


После двух революций большая активность исламистов наблюдается в Киргизии, своего рода ренессанс, идет заметное усиление влияния ислама на политику. Дело доходит до того, что парламент Киргизии ввел перерыв в работе на пятничную молитву.


Однако, в настоящее время происходит пересмотрпрежнего восторженного отношения на более критичный. Первым здесь стал Ислам Каримов, который столкнулся с резкой оппозицией своему режиму под прикрытием и флагами радикального ислама. С какого-то времени в Узбекистане началась жесткая борьба с ношением бороды, и ношением женщинами хиджабов и другой мусульманской одежды. Поклонникам того и другого, как минимум, не светит получить место в любой форме государственной службы, а это очень серьезный фактор для Узбекистана, где такая работа всегда являлась и до сих пор является желанной для коренного населения.


События в арабских странах насторожили местные элиты, и теперь мы наблюдаем уже в Таджикистане попытки ввести ограничения на ношение исламской одежды женщинами. На днях критичное отношение к таким традициям впервые высказал и Назарбаев. Сегодня девушку в хиджабе можно встретить довольно часто и в Бишкеке и в Алма-Ате. При том, что исторически казашки никогда не носили хиджабов и паранджи.


Именно по причине сильной исламизации общества ассимиляция русских исключена в обозримом будущем. Хотя сегодня и встречаются смешанные браки, но в титульной среде они не приветствуются.


Сегодняуже бесспорно, что все страны региона выбрали этнический путь развития,но необходимо отметить, что за исключением Туркмении, по которой нет достоверной информации, во всех остальных странах региона наиболее ущемленной и бесправной частью населения, как ни странно, казалось бы, являются преимущественно массы титульного населения. Именно этот фактор является источником потенциальной нестабильности в первую очередь. Почему же так произошло? Ведь избранный формат развития общества как бы автоматически предполагает создание государства комфортного в первую очередь для титульного населения? Так-то оно и есть! Действительно, во всех странах Центральной Азии самыми богатыми, самыми могущественными и влиятельными людьми являются именно представители титульных этносов. Только имя им "элита".


Во всех странах региона после получения независимости произошел возврат к родоплеменным, архаическим ценностям. Певцами его в первую очередь оказались представители творческих профессий. Возможно, и поэтому возврат к архаике сопровождался романтизацией и идеализацией прошлого. Если русским, забытым всеми, пришлось своим горбом продираться в капиталистических дебрях вопреки всем обстоятельствам, что им в той или иной мере и удалось, то титульноенаселение жило в предвкушении обещанной им апологетами этнократии маннынебесной. Ведь прошлое в изображение апологетов архаики представлялось справедливым и прекрасным, и где-то утопично идеальным, в котором сильные соплеменники защищали и кормили своих более слабых сородичей. Однако, средневековье, в которое повели титульные народы их поводыри, естественно, никогда таким не было. Не стали райскими кущами и новые времена. Произошла поляризация титульного сообщества вполне в духе феодальных отношений. Определенная часть титульного населения неслыханноразбогатела, а другая по законам равновесия также сильно обнищала, и ихоказалось неизмеримо больше. В этих условиях для элиты, не желающей делиться со своим народом, возник соблазн перевести стрелки неуспехов в первую очередь на нетитульное население, в том числе на русских. Именно такая тенденция обозначилась сегодня в Киргизии. Судя по всему, такие жетенденции имели место и в Казахстане. Там некий Амалбек Тшанов (бывший аким) заявил в прессе, что казахи посадили всех на свою шею.


Властьвсе годы независимости гласно и негласно поддерживала националистов, финансируя их организации и прессу прямо или косвенно. И все годы независимости ей удавалось манипулировать обществом в этом вопросе. Однако, недаром говорится, что сколько веревочке не виться, а конец все равно будет. В Киргизии как раз промежуточный этап. Власть не способна эффективно управлять, а потому сквозь пальцы смотрит на разгул национализма. А для национализма неизбежен поиск врага. Круг на этом замыкается. Роль врага-друга логично выпадает России и русским. И именноэтим определяется положение русских в странах региона. На них взваливается весь груз любви-ненависти, несбыточных ожиданий и мифической вины за прошлое. По-прежнему в Казахстане продолжается тихой сапой переименование русских географических названий. В Узбекистане антироссийская политика стала нормой. Правда, при этом здесь нет негативного отношения к местному русскому населению.


В Киргизии, прежде отличавшейся толерантностью и даже дружеским отношением к русскими к России, наблюдается нарастание антироссийских и антирусских настроений, отнимается собственность российских фирм, наблюдаются погромы православных церквей и кладбищ. И, как ни странно, одновременно именно с Россией связываются надежды на улучшение экономической ситуациив стране.


Все эти события в регионе происходят на фоне невнятнойполитики России в Средней Азии и Казахстане. Пока Россия находит лучшейполитикой закрывать глаза на положение русских в регионе, ради мнимой лояльности местных элит. Однако здесь российские политики допускают серьезную ошибку. Судя по российским политикам и политологам, наезжающимв регион, то за небольшим исключением они имеют весьма скудные и примитивные познания о регионе, о менталитете народа и элит. Как правило, в их отношении срабатывает "политика" дастархана (хорошо накрытого стола). Российские гости уезжают очарованные своими хозяевами ипо возвращение пеняют своим соотечественникам, сыто икая и отрыгивая. Таким был приснопамятный Президент Ельцин, отличавшийся неумеренным потреблением напитков, что не являлось каким-то секретом. Наоборот, в местных кругах любили помыть косточки большому соседу. А уж привычкой музицировать он и вовсе сразил. Если в Германии Ельцин дирижировал оркестром, то здесь пытался играть на ложках, как гласит народная молва,используя при этом лысину местного башкармы.


Эффективность российской политики наглядно видна на выполнении Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Как признал Президент Медведев, выступая на Архиерейском соборе, фактически программа, и не только она одна, сорвана. Можно без преувеличения говорить, что такова же и центральноазиатская политика России в целом. То есть знаменитая фраза Рыжкова о том, что два мусульманских народа, армяне и азербайджанцы, должны примириться, до сих пор актуальна, как показатель некомпетентности российских политиков.


Тем не менее, ситуация в странах региона такова, что общемировая тенденция возвращения бывших колоний к партнерству с бывшей метрополией становится неизбежной и для Средней Азии и Казахстана, независимо от политики России. Кстати, пора говорить именно так, поскольку в политическом плане идея Центральной Азии так и не состоялась. И дело здесь еще и в том, что есть несколько позиций, общих для всех стран, которые никак не могут быть решены ими самостоятельно.


Прежде всего, вернувшись к аналогии с воздушным змеем, мы все представляем, где он в итоге оказался. Точно также страны региона потерпели фиаско в своей социальной политике. Основная масса титульного населения живет в форменной нищете, и даже пропаганда уже не может скрыть этого факта. А пример Киргизии показывает, что относительное благополучие русского населения в регионе носило и носит эфемерный характер. Последняя революция, похоже, поставила на этом большой жирный крест. Сама по себе бедность народа не довод для элит, вернувших страну в феодализм и даже родоплеменные отношения. Бедность населения при этих отношения есть неизбежный атрибут.


Однако, на этом фоне становится более острой ключевая проблема элит - это сохранение нажитого непосильным трудом. Нет никакого секрета в том, что постсоветские элиты неслыханно обогатились. Все они, если не миллиардеры, то мультимиллионеры. И делать при этом круглые глаза не стоит. Разумеется, то, что на фоне нищих соотечественников сей факт является неприличным и безнравственным, элиту не волнует, но вопрос сохранения богатства становится весьма болезненной проблемой. Особенно острой проблема стала на фоне событий последнего времени, когда святая вера в неприступность швейцарских и иных счетов дала не просто трещину, априказала долго жить. Существовавшая иллюзия в том, что лояльность к Америке поможет сохранить свои состояния, также сильно пошатнулась. И если российские нувориши тем или иным образом подстраховались, то у местных агашек-байкешек нет своей страны обетованной. Неудивительно, чтосамый дальновидный из местных правителей Назарбаев давно начал заигрывать с Россией. Собственно Россия - логичное и единственное место укрытия. Правда, беглый казахский зять указывает на Китай, как другое возможное укрытие. Это утверждение мы не можем ни подтвердить, ни принять на веру, но то, что оно может иметь свою логику, нельзя отрицать.


Даже без арабских уроков очевидно, что бесконечно неизменной ситуация в регионе сохраняться не может, хотя бы просто в силу того, что все в мире имеет склонность меняться, не говоря уже о том, что назрели серьезные проблемы. Другой вопрос, в какие сроки могут произойти изменения. В значительной мере развитие ситуации и вектор ее развития зависят от России, но и здесь присутствует такой фактор, как непредсказуемое развитие ситуации в самой России.


Понятно, что все возможные события не сулят ничего хорошего русскому населению региона. И если во время прошлогодних событий в регионе Израиль продекларировал готовность вывезти всех своих сограждан в случае ухудшения ситуации, а Китай во время недавних событий в Ливии вывез одномоментно около 36 000 тысяч своих граждан из страны, то можем ли мы надеяться, что Россия сможет вывезти, или как-то защитить миллионы своихсоотечественников в Средней Азии и Казахстане? Думаю, вопрос повисает ввоздухе без ответа.


Станислав Епифанцев

Источник - russianskz.info

Поделиться: