Кыргызстан. Реформа, на старт!

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для начала члены группы под руководством главного социалиста переписали начисто законопроект "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов". Свою несостоятельность и некомпетентность участковые и территориальные комиссии - вернее, их представители - наглядно продемонстрировали во время прошлогодних парламентских выборов. Эксперты тогда заявили, что всему виной несовершенство законодательства, регулирующего деятельность УИК, и сам выборный процесс.
Кыргызстан. Реформа, на старт!

Пакет документов о выборах подвергнут обработке. Не исключено, что будет изменен главный закон, регулирующий сей процесс, - Кодекс о выборах. А это значит, что кыргызстанцам предстоит пережить еще один референдум.


От винта!


"Отец"Конституции, принятой на июньском референдуме в 2010 году, Омурбек Текебаев занялся реформированием избирательного законодательства. В состав рабочей группы, помимо народных избранников, вошли и представители так называемого "теневого парламента", то есть 24 партий, которые на выборах не прошли в Жогорку Кенеш.


Для начала члены группы под руководством главного социалиста переписали начисто законопроект "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов". Свою несостоятельность и некомпетентность участковые и территориальные комиссии - вернее, их представители - наглядно продемонстрировали во время прошлогодних парламентских выборов. Экспертытогда заявили, что всему виной несовершенство законодательства, регулирующего деятельность УИК, и сам выборный процесс.


Мол, потому накануне выборов и начался массовый исход из участковых комиссий их членов. Заполнять пустующие места пришлось за счет набранных на скорую руку и толком не обученных резервов. Итог известен. Неразбериха ипутаница в списках избирателей и в протоколах по результатам голосования дорого обошлись тогдашним участникам гонки.


А появление за одну ночь дополнительных 200 тысяч граждан КР, не учтенных ранее, за счет которых, собственно, и "взлетел" на несколько позиций предвыборный порог, стоило кресел в ЖК партии "Бутун Кыргызстан".


Позамыслу авторов составы УИК и территориальных избирательных комиссий будут формироваться сроком на два года с учетом принципа квотирования. Квоту в две трети будут иметь политические партии, треть - органы местного самоуправления. Гражданскому сектору на этот раз в представительстве отказано. До сих пор не проработан вопрос относительнозарплаты членов УИК. Предполагается, что они будут работать на общественных началах.


В свое время председатель Центризбиркома Акылбек Сариев отметил, что именно отсутствие фиксированной оплаты трудаприводит к халатному отношению отдельных членов УИК и их председателей ксвоим обязанностям. Но, похоже, предложение главы ЦИК предусмотреть в бюджете финансы на выплату жалованья членам участковых комиссий, авторы нового проекта закона не учли.


От порога


Зато кардинальнымизменениям будет подвергнута норма, определяющая "барьер" для прохождения партий в Жогорку Кенеш. Общереспубликанский уровень в 5 процентов и 0,5 - по каждому региону, включая города Бишкек и Ош, - останется. Только считаться он должен, по мнению одного из членов рабочей группы и лидера партии "С.С.С.Р." Ишенбая Кадырбекова, не от общего числа избирателей, а от числа проголосовавших.


Также будетснижен порог явки. Омурбек Текебаев предложил считать выборы состоявшимися уже после того, как к урнам придут 30 процентов избирателей. Из выборного лексикона навсегда исчезнут такие понятия, как"открепительный талон" и "дополнительные списки избирателей".


Отнынеисполнять гражданский долг можно будет не по месту прописки, а по местуфактического проживания. Однако эксперты опасаются, что это приведет к любимой забаве всех выборных фальсификаторов - "карусели". "Будут введены так называемые "адрес избирателя" и видимая маркировка. Они помогут избежать голосования по кругу", - считает Омурбек Текебаев.


Обзавестисьновомодными просматриваемыми чернилами для маркировки инициаторы законотворческих новшеств предполагают за счет зарубежных доноров.


Второй тур в перспективе


Авторыреформ системы избирательного законодательства предлагают в предстоящихпарламентских и президентских выборах установить второй тур голосования. Таким образом, предполагают инициаторы, из процесса будут исключены мелкие партии, дабы не путались под ногами у гигантов политического бомонда.


Второй тур станет возможным в том случае, если ни одна из политических организаций не наберет на первом этапе 50 процентов голосов плюс один голос в парламенте.


"Нельзя допустить, чтобы повторилась ситуация, как на прошлых выборах, когда в парламент прошли партии, не набравшие на всех и 40 процентов. А второй тур даст возможность объединиться в блоки партиям со схожей предвыборнойплатформой. Но участвовать во втором туре смогут только те политическиеорганизации, которые преодолели пятипроцентный барьер. Таким образом, впарламенте может быть представлено только две или три партии. Но это и хорошо, мы должны двигаться в этом направлении. Коалиция, созданная при условии, что во главе нее будет стоять абсолютный победитель на выборах,может быть более устойчивой", - пояснил Омурбек Текебаев.


Вместо эпилога


Экспертызадаются вопросом: не приведет ли второй тур к партийной монополии в парламенте? Авторы реформ уверяют: нет. Напротив, Кыргызстан получит в итоге монолитный парламент с паритетным представительством сильных партий, а не разношерстный противоречивый состав, члены которого страдают комплексами Наполеона и Че Гевары одновременно.


Бишкек – Дарья ПОДОЛЬСКАЯ

Источник - ИА "24.kg",

Поделиться: