Кыргызстан на изломе. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Влияние на Кыргызстан со стороны не только близлежащих стран, но и крупных держав и региональных лидеров с годами не становится меньше. Это связано с тем, что у страны нет национальной идеологии, нет как таковой элиты в виде интеллектуальной составляющей, нет страновой стратегии развития, да и успехи в экономической сфере оставляют желать лучшего. 980 долларов США подушевого ВВП – самый низкий в регионе. В этой ситуации понятно стремление взять под контроль республику, её отдельные части такими странами как США, Россия, Китай, Казахстан, Турция.
Кыргызстан на изломе. Ч.1

13 апреля в Государственной Думе РФ пройдут закрытые  слушания, посвященные оценке и анализу ситуации в постсоветской Центральной Азии и задачам  российской внешней политики в этом стратегически важном регионе.  

Редакция сайта начинает публикацию материалов по ситуации в каждой из республик ЦАР.

 Болотбек Марипов, Женишбек Байгуттиев: Кыргызстан перед лицом вызовов времени


      Риски и вызовы:

 

 

1.1.1. Высокий  риск появлениясреди политических лидеров агентов влияния иностранных государств(компрадорство). Риск снижения суверенитета государства  и возможный его распад под воздействием внутреннихи внешних сил.

Влияние наКыргызстан со стороны не только близлежащих стран, но и крупных держав ирегиональных лидеров с годами не становится меньше. Это связано с тем, что устраны нет национальной идеологии, нет как таковой элиты в видеинтеллектуальной составляющей, нет страновой стратегии развития, да и успехи вэкономической сфере оставляют желать лучшего. 980 долларов США подушевого ВВП –самый низкий в регионе. В этой ситуации понятно стремление взять под контрольреспублику, её отдельные части такими странами как США, Россия, Китай,Казахстан, Турция.

ПозицииАмерики выражены в понимании важности КР не только как  ныне востребованного логистического хаба пообеспечению американских интересов в Афганистане, но и в качестве некоегоплацдарма по сдерживанию роста влияния Китая (опоясывание (сперва буддистский изатем мусульманский) будущего мирового лидера в экономике посредством плацдармов– Афганистан, Тайвань, Южная Корея, Кыргызстан и т.д.). Эта же позиция востребованав отношении России.

Именно с территории Киргизии и Таджикистана (Афганистан впомощь) как стран, формирующих водные стоки, легче всего претворять в жизньтеорию управляемого хаоса, экспортируя и создавая очаги нестабильности вКазахстане и Узбекистане. Учитывая размытость и условность границ междуКазахстаном и Россией, последствия подобной политики ощутит и Россия. Демографическиепроблемы одной седьмой части суши (Китаю и Японии стартовать, Узбекистану иПакистану - приготовиться) подталкивает перенаселенные страны к тектоническимсдвигам. 2,2 млн. убывших по результатам последней переписи россиян с лихвойбудут восполнены братскими и не очень мигрантами.

Потакая своему ближайшему врегионе партнеру по НАТО Турции в желании стать региональным лидером, США упорнопродвигает модель вбитого клина в ЦА по примеру Израиля, окруженного арабскимистранами. Собственно эта же роль – клина уготована и Турции в случае принятияее в ЕС. В этой связи понятна реакция и России, активизировавшейся на пространствеЦА. Так в рамках ТС экономически интегрирован Казахстан, под идеологическимпатронажем прошли парламентские выборы в Кыргызстане. Неслучайно четыре из пятипрошедших в парламент фракций козыряли пуповинной близостью с Россией. Дажепрозападная во всех отношениях г-жа Президент на период выборов не бравироваласвоей политической ориентацией, дабы не повредить своему молодому ставленникуиз Республиканцев.

Однакосправедливости ради отметим, что на деле не все обстоит так просто. Возродившийсяс помощью России из пепла Ф. Кулов (партия «Ар-Намыс») сегодня большеуповает на помощь РК, выстраивая отношения с Астаной через  евразийца-миллиардера Машкевича, уроженца г.Фрунзе. Также преобладающеощутимо влияние Астаны и на партию «Ата-Журт».

Отца последнейКонституции Текебаева связывает с США не только авторство Основного закона и ееодобрение Венециаской комиссией, но и то, что именно партия «Ата-Мекен» сталаприютом для «возвращенцев с Потомака» - Абдрахманова О., Байболова К. На щедрую руку Москвы в президентских выборах надеется опереться А. Атамбаев,единственный из кыргызских политиков добившийся аудиенций у ВВП. Козыряетблизостью с Кремлем и первый вице-премьер О. Бабанов, сегодня, пожалуй, наиболеененавистная для  кыргызской оппозициифигура.

Именно опорана внешние ресурсы стала причиной того, что в парламент пробились партии, так ине дотянувшие до девятипроцентного барьера. Совокупный вес партий, прошедших впарламент, едва переваливает 36 процентов от числа избирателей. Стоит лиудивляться тому все более очевидному факту, что в обществе, в глубинке, гдеэлита не способна сформулировать и озвучить национальные приоритеты, зреет имахровым образом цветет национализм. В условиях противоречивости интересовглобальных игроков, что явственно, а также российских и казахских интересов,что менее явственно, но оттого не менее болезненно, Кыргызстан оказался всложном положении. Страна раздираема раздробленностью элиты - элиты, нечурающейся своей компрадорской сущности.  

 

1.1.2. Риск  криминализациивластных структур.

Конфликты,возникающие между политическими силами, как и следовало ожидать, вылилось впротивостояние между криминальными группировками. Последние, пользуясьсумятицей, ослаблением государственных институтов, делегировали своихпредставителей на все этажи государственной власти, через так  называемые пророссийские партии в парламенте.Рыспековские, Батукаевские и Кольбаевские – три наиболее влиятельныекриминальные группировки сохраняют сильные позиции, причем вопреки объявленнойвойне с преступностью.

 

1.1.3. Риск  потери управлениягосударством вследствие роста некомпетентности.

Риска полнойпотери управления на самом деле нет, потому, что, образно говоря, есть кудападать. Для страны, в которой родо-племенное правление было основой её существования,текущая деградация управления не кажется столь трагичной. Тем не менее,повсеместная некомпетентность, носящая к тому же воинственный характер, наноситстране огромный ущерб во всех отношениях. Достаточно сказать, что ни один издействующих политиков, находящихся на вершине властной пирамиды, не в состояниинаписать какой-либо серьезной программы. Восприятие властной пирамидыисключительно как некоего президиума-вершины пищевой цепочки, с отрицаниемкакой-либо ответственности – наиболее характерная черта большинства успешных кыргызскихполитиков.

1.1.4. Риск  маргинализации (илюмпенизации) общества.

Размытостьнравственных идеалов в кыргызском обществе, безнаказанность клептократов вкупес беспросветной бедностью, пример - сбежавшие президенты - миллиардеры,отсутствие изменений к лучшему деморализовало на какое-то время созидательнуючасть элиты. Девальвация, как явление, затронула все сферы жизни: валюту,промышленность, права на собственность, образование, науку, идеологию,толерантность и т.д. Неэффективность социальных лифтов, неравномерность враспределении доходов, очевидность коррумпированности верхов (достаточно вспомнитьставшие достоянием общественности телефонгейты), повышает риск маргинализации общества.

 

1.1.5. Высокий  рискнестабильности вследствие частого проведения митингов, где за плату участвуютмаргиналы и люмпены в интересах различных группировок.

Населениестраны, за исключением разве что столицы, весьма охоча до всякого рода митингов.Костяк таких митингов составляют безработные, готовые за сравнительно небольшуюплату штурмовать даже резиденцию Правительства и Президента. Подобныемероприятия нередко сопровождаются беспорядками и парализуют движение встолице.  

Без решениявопросов занятости населения (неофициально до трети населения - безработныелибо частично занятые), митинговые страсти будут еще долго сотрясать устоиобщества.

 

1.1.6. Риски  потери южныхприграничных земель вследствие отсутствия полноценной политики территориальногоразвития и вымывания приграничного населения.

Ситуация награницах с Узбекистаном и Таджикистаном медленно, но верно выходит из-подконтроля. Ввиду отсутствия какой-либо государственной политики на приграничныхтерриториях, где нет работы, нет условий для надлежащего возделывания земли (отсутствиесправедливого механизма распределения поливной воды, с/х техники, возможностивырастить и продать урожай) население предпочитает мигрировать в Бишкек и Ош,либо далее в Казахстан и Россию. На местах остаются лишь немногие и старики, которымнекуда податься.

Территории идома опустевают, земли перестают возделываться и в возникшее разреженноепространство естественным образом проникают жители Узбекистана и Таджикистана,выдавливаемых со своих перенаселенных земель. Всеми правдами и неправдами онииспользуют эти земли, вселяются в пустующие дома, строят новые (варианты: берутв длительную аренду, захватывают силой, честно покупают и т.д.). Иные главынаших сельских управ за деньги принимают участие в продаже кыргызстанскихземель узбекам и таджикам. Даже пограничники сопредельных государств принимаютучастие в ползучей экспансии - периодически переносят свои пограничные пунктывглубь нашей территории. Кыргызстанские центральные, а за ними и местные властислабо либо совсем не реагируют на все эти инциденты. Пограничная служба КР,занимающаяся охраной практически открытых границ и получающая весьма скудноефинансирование, при всем своем желании не способна положить этому конец.

Ситуация вузбекских анклавах, через которые проходят дороги местного стратегическогоназначения (анклавы нельзя объехать), также традиционно далека от идеальной.Унизительные длительные досмотры кыргызских граждан на пограничных пунктах в анклавахузбекскими пограничниками, иногда переходящие в полное перекрытие – часто повторяющаясякартина на юге республики. Похоже, процесс приобретает необратимый характер.

 

 Продолжение следует.


Поделиться: