Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Мехрибан Алиева: "Межкультурный диалог уже вышел за рамки чисто культурологической проблемы и стал проблемой большой политики"

09.04.2011

Автор:

Теги:

Мехрибан Алиева: "Межкультурный диалог уже вышел за рамки чисто культурологической проблемы и стал проблемой большой политики" -

   

9.IV.2011
00:10


Как сообщает АзерТАдж, 8 апреля проходящий в Баку Всемирный форум по межкультурному диалогу продолжил работу. В третьей сессии форума на тему"Женщины как ключевые участницы межкультурного диалога" приняла участиепрезидент Фонда Гейдара Алиева, посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, депутат Милли Меджлиса Мехрибан ханум Алиева.

Насессии, сопредседателем которой была первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева, в целях стимулирования роли женщин, как основных участниц межкультурного диалога, в жизни общества, были обсуждены вопросы определения теоретических и практических рамок.

На сессии выступила первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева.
 
Выступление президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханум Алиевой:
 
"Дамы и господа!
Уважаемые гости!

Преждевсего, приветствую всех участников Всемирного форума по межкультурному диалогу. Говорю всем гостям, прибывшим в нашу страну для участия в форуме, "Добро пожаловать в Азербайджан!". Надеюсь, что этот форум действительно внесет достойный вклад в развитие реального диалога и по его итогам будет осуществлена конкретная работа, приняты конкретные меры.

В последние годы Баку стал настоящим пространством диалога. Если взглянуть на недалекое прошлое, мы можем перечислить ряд международных мероприятий. В прошлом году в нашей стране прошел Бакинский саммит религиозных лидеров мира. В 2009 году Баку был объявленстолицей исламской культуры. В том же году состоялось заседание министров культуры стран-членов Организации Исламская Конференция и европейских государств. В 2008 году в этом зале прошла международная женская конференция, охватывающая все континенты, и была принята Бакинская декларация о роли женщин в межкультурном диалоге.

На самом деле, в Азербайджане существует прочная основа и благоприятная среда для проведения подобных мероприятий. С древних времен и по сей день Азербайджан известен, как край, который открыт всему миру, и царящую в нашей стране обстановку высокой толерантности можно почувствовать с первых минут общения с нашими людьми. Расположенные в Баку бок о бок мусульманская мечеть, католический костел, православная церковь, еврейская синагога являются как доказательством, так и результатом этой обстановки.

Сегодня я выражаю глубокую признательность всем, кто вложил труд в организацию этого форума. Выражаю благодарность всем международным организациям, поддержавшим этотфорум, и надеюсь, что форум станет очередным шагом, служащем формированию здоровых отношений между народами, нациями, государствами.

Дорогиедрузья, сегодня межкультурный и межцивилизационный диалог является одной из самых актуальных и популярных тем в мире. Сегодня в различных странах мира проводятся "круглые столы", конференции, форумы, посвященные этой проблеме. Безусловно, каждая такая встреча должна приветствоваться и поддерживаться. По меньшей мере, потому, что каждая такая встреча сама по себе является своего рода диалогом.

Однако,несмотря на то, что эта тема часто выносится на повестку дня, к сожалению, ее влияние на существующее положение чрезвычайно мало. Для подтверждения этой мысли не нужно проводить никаких исследований. Достаточно просто обратиться к любому телевизионному каналу или интернету, и новости любого информационного агентства подтвердят это.

Вражда,нетерпимость, этнические чистки, геноцид, войны – это реалии сегодняшнего мира. Сегодня число противостояний и конфликтов в мире не уменьшается, а, к сожалению, растет. Конечно, в этом случае с каждым годом растет число людей – политиков, религиозных и общественных деятелей, ученых, простых граждан, присоединяющихся к теме диалога. В свою очередь, это вносит в повестку дня различные гипотезы, предложения,сценарии. К примеру, группа ученых уверена в том, что существующие межцивилизационные противоречия непременно приведут к противостоянию и конфликтам, возможности диалога уже иссякают и у такого мультикультурологического общества нет перспектив.

Другое мнениезаключается в том, что для предотвращения противостояний все страны мира должны взять в пример западную модель. Несомненно, идеи демократии исвободы, развитие и высокий уровень жизни Запада достойны одобрения, и это сегодня прогрессивная модель, существующая в мире. Однако все мы хорошо понимаем, что все человечество не может жить так. Прежде всего, этого не допустят существующие сегодня в мире ресурсы, и мы также не должны забывать о геополитических, исторических, культурных факторах.

Третьяточка зрения состоит в том, что сегодня все успехи Запада, в том числе успехи в области науки, технологий, развития, являются результатом проводимой на протяжении истории долголетней колониальной политики. Конечно, невозможно согласиться и с таким подходом, подобные мысли ведутнас не к будущему, а только к прошлому.

На мой взгляд, все эти подходы не служат налаживанию диалога. Напротив, они создают почву для новых конфликтов, новых противостояний. Сегодня ни для кого не секрет, что за каждой такой концепцией стоят определенная политика, определенныеполитические силы и политические амбиции. Думаю, эта тенденция создает очень серьезные вызовы и угрозы в современном мире.
Мы живем в такое время, когда находятся даже те, кто хочет играть самыми святыми, самыми чистыми чувствами людей. Каждый из нас принадлежит к различной религии и системы ценностей этих религий очень близки. Исповедуя различные религии, мы молимся единому Всевышнему, и суть наших молитв также одинакова. Однако сегодня мы сталкиваемся с далеким от человечности, немыслимым фактом. Человек, называющий себя религиозным деятелем, сжигает священную книгу Коран. Как назвать этот поступок? Какова его цель? Чей это политический заказ? Чему и кому служат эти люди? Но мы не увидели, чтобы мировая общественность решительно осудила этот чудовищный факт. В результате безнаказанная жестокость привела к еще более чудовищной жестокости, и мы стали свидетелями этого.

Считаю,что одной из самых больших угроз нашего времени является политизация религии. Нельзя, чтобы под религиозными лозунгами появлялись различные экстремистские силы и лозунги. Совершенно очевидно, что такие действия иявления противоречат диалогу и нормальным отношениям и лишь создают почву для новых противостояний.

Дорогие друзья, вопросов в сегодняшней теме больше, чем ответов. Но одно совершенно ясно, что межкультурный диалог уже вышел за рамки чисто культурологической проблемы и стал проблемой большой политики. Глобализирующийся мир сегодня уже реальность. Кто-то приветствует это, а кто-то считает большой бедой. Однако каждый из нас ощущает эти перемены в своей жизни. Особенно мы ощущаем это в понятиях времени и пространства, в понятиях рано или поздно, далеко и близко.

Я думаю, что сегодня каждый изнас должен очень хорошо осознать, что, будучи гражданами своих стран, мы также являемся членами одной семьи под названием человечество. Процесс глобализации превратил всех нас в жителей большого и общего пространства. На этом пространстве диалоги между людьми, между государствами, между народами должны строиться именно на основе этических норм, принципов справедливости.

Царящие сегодня в мирезаконы – как в политике, так и в экономике, - к сожалению, очень далекиот справедливости и этических норм. Если сегодня мы предлагаем гипотезуглобальной этики, то, возможно, сегодня это звучит как своего рода утопия. Но давайте вспомним, что многие сегодняшние достижения цивилизации берут свое начало от действий и идей, которые в свое время расценивались именно как утопия. В свое время, когда зарождались женскоедвижение, гендерство, движение за равенство, многие расценивали это какбесперспективную утопию. Однако сегодня достигнутые в этой области успехи доказывают ошибочность подобного подхода.

Дорогие друзья,если сегодня мы говорим о глобальной этике, то это опять же может быть научной гипотезой, и снова здесь вопросов больше, чем ответов. Но я уверена, что если мы думаем о завтрашнем дне, осознаем свою ответственность перед грядущими поколениями, то должны стараться строитьотношения между народами и нациями именно на платформе этики и справедливости. Это длительный и тяжелый процесс. Однако любая длинная дорога начинается с первого шага. Я думаю, что все мы своими делами должны осуществить этот, пусть и маленький, шаг. Для этого необходимы только солидарность и добрая воля. Я уверена, что именно в этом случае можно построить конструктивный диалог на основе гуманизма и справедливости. Большое спасибо за внимание".

Х Х Х
 
Затем выступила сопредседатель сессии, директор отдела культуры и межкультурного диалога ЮНЕСКО Катерина Стэноу, которая поблагодарила посла доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан ханум Алиеву за плодотворную деятельность.
 
Отметив,что "в большинстве случаев межкультурный диалог рассматривается как обобщенная система идей", Катерина Стэноу подчеркнула, что культура не является чисто гомогенным понятием, в содержании общей культуры можно встретить и многочисленные различия. Она обратила внимание аудитории на роль женщин в этом вопросе. Женщины, сохраняющие прошлое, являются инициаторами новшеств и изменений. Поэтому, отказываясь от консерватизма, женщины всегда стремятся к изменениям, подчеркнула официальный представитель ЮНЕСКО.
 
"Культура ответственна и за нарушения прав человека", - сказала Катерина Стэноу, отметив, что в рамках нынешнего форума важно содействовать поиску новых элементов диалога.
 
Х Х Х
 
Заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Светлана Орлова выразила уверенность, что начавшийся в Баку путь превратится в платформу мирового масштаба.
 
Касаясьгендерного фактора, С.Орлова отметила, что Азербайджан находится в первых рядах в этой области, так как еще 90 лет назад впервые на Востокеизбирательное право женщин было признано именно в Азербайджане.
 
"Самокультурное многообразие является призывом", - сказала С.Орлова, отметивважность обеспечения межкультурного диалога в мире, где существуют различные риски и противоречия. По ее мнению, на нынешнем этапе на повестку дня выдвигаются вопросы толерантности, сохранения культурных ценностей. С.Орлова также отметила важную роль науки и образования в установлении мира, налаживании межкультурного диалога.
 
Х Х Х
 
Мэр 7-го округа Парижа, член Европейского парламента Рашида Датикоснулась процессов развития в Баку. Она отметила, что происходящие в столице Азербайджана положительные изменения – это плод труда людей, знающих цену своему городу. Гостья отметила возможность осуществления таких же изменений и в других городах мира и поздравила Мехрибан ханум Алиеву за успехи, достигнутые столицей Азербайджана.
 
"ВБаку сливаются различные цивилизации", - сказала Р.Дати, отметив, что, проводя подобные мероприятия, Азербайджан выражает приверженность диалогу цивилизаций.
 
Она подчеркнула, что в ее стране знают о вкладе первой леди Азербайджана, занимающейся активной общественной деятельностью, в пропаганду культурных ценностей страны, и это получает одобрение в международном масштабе.
 
Х Х Х
 
Член парламента Марокко Мбарка Буайдарассказала о женском движении в своей стране, плодотворной деятельностиженщин в парламенте Марокко. М.Буайда подчеркнула важность дальнейшего усиления роли женщин в строительстве современного общества.
 
Х Х Х
 
Директор Института экономических стратегий России Александр Агеевсказал, что женщины во все времена оказывали сильное влияние на мнение мужчин, с этой точки зрения они являются большой правящей силой.
 
Делясьс участниками форума своими мыслями о влиянии женщин на экономические процессы, Александр Агеев отметил, что по мере глобализации мира роль женщин в обществе растет. Тем не менее, по его мнению, мужчины должны больше помогать женщинам в построении карьеры. Он также считает, что длядальнейшего усиления прогресса следует обязательно учитывать женский фактор.
 
Х Х Х
 
Директор Центра межкультурного диалога США Венди Лидс-Урвицподчеркнула, что межкультурный диалог все еще не стал темой серьезных исследований. Для достижения существенных подвижек в этой области женщины могут стать большой силой и партнером.
 
ВендиЛидс-Урвиц сказала, что в межкультурном диалоге внимание должно быть обращено на то, в какой форме представители различных культур налаживаютобщение друг с другом. Построение диалога требует научных основ, подчеркнула она.
 
Х Х Х
 
Руководитель Мексиканского узла проекта "Тысячелетие" Консепсьон Олаварриетаподошла к вопросу о роли женщины в обществе с философского аспекта. Онавыразила Азербайджанскому государству признательность за высокий уровень организации Всемирного форума.
 
Х Х Х
 
"Достижениеуспехов в области межкультурного диалога невозможно без решения гендерных проблем, и гендерное равенство придает этому диалогу важное направление", - сказала председатель Государственного комитета Азербайджанской Республики по проблемам семьи, женщин и детей Хиджран Гусейнова.Она отметила, что наиболее важная роль женщин в рамках межкультурного диалога заключается в том, что они способны внести большой вклад в предотвращение конфликтов и налаживание мирного процесса. С этой точки зрения общим желанием женщин является сокращение по возможности воздействия конфликтов.
 
Отметив, что азербайджанские женщины вносят вклад в межкультурный диалог, Х.Гусейноваподчеркнула, что это подтвердила и состоявшаяся в 2008 году в Баку по инициативе первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой международная женская конференция.
Х.Гусейновадовела до внимания, что в Азербайджане создана совершенная законодательная база по защите прав женщин, в стране предпринимаются важные шаги по увеличению числа женщин в выборных органах.
 
В заключение участники сессии сфотографировались на память.
day.az

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение