Грузия: штормовое предупреждение

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Политическое затишье, наступившее в Грузии в преддверии майских акций протеста и дня «национального неповиновения», анонсированного радикальной частью оппозиции, взорвано информацией о сенсационном заявлении посла Франции в Тбилиси Эрика Фурнье. По данным сразу нескольких источников, в ходе презентации доклада одной из грузинских НПО западный дипломат впервые за все время независимости Грузии открыто усомнился в целесообразности ее дальнейшей поддержки Европой.
Грузия: штормовое предупреждение

Грузия: штормовое предупреждение

Политическое затишье, наступившее в Грузии в преддверии майских акций протеста и дня «национального неповиновения», анонсированного радикальной частью оппозиции, взорвано информацией о сенсационном заявлении посла Франции в Тбилиси Эрика Фурнье. По данным сразу нескольких источников, в ходе презентации доклада одной из грузинских НПО западный дипломат впервые за все время независимости Грузии открыто усомнился в целесообразности ее дальнейшей поддержки Европой.


Демаршем французского дипломата начался новый политический сезон, не предвещающий грузинским властям ничего хорошего. Главный политический оппонент нынешнего президента, бывший спикер Нино Бурджанадзе обещала, что 2 мая, сразу после завершения светлой седмицы (недели после пасхи), по всей Грузии начнется революция в форме бессрочной акции общенационального неповиновения. «События в Египте и других странах показали - демократический мир не останется безучастным и поддержит стремление народа к свержению необольшевистской власти в лице Саакашвили, также как поддержал свержение Мубарака и Каддафи», - завила Бурджанадзе на конференции «общенародного представительного собрания» (своеобразной штаб-квартиры будущей революции).


Уже который год (после столкновений на проспекте Руставели 7 ноября 2007года) оппозиционеры обещают устроить новую революцию. Но в данном случае радикальные устремления «непримиримых» неожиданно открыто поддержал Эрик Фурнье. Выслушав доклад НПО «Свободное общество – Грузия»(в обиходе называемой «Фондом Сороса») Фурнье попросил слова и разразился беспрецедентной для дипломата тирадой. «Все усилия ЕС в Грузии выглядят тщетными, поскольку никакого прогресса нет. Что в Грузииосталось от европейских ценностей? Почти ничего! В том числе ничего не осталось от свободы слова. Нет никакого прогресса в экономике. Это просто катастрофа! Мне кажется, речь идет о необольшевистском государстве, где нет никакой свободы. Когда я узнаю, что за воровство 8 лари (около 5 долларов, - Прим. ВК) несовершеннолетнего арестовывают, становится страшно. Нам, европейцам, необходимо изменить в части Грузии политику «Восточного партнерства». Можем ли мы продолжать в том же ключечто и раньше? Это будет большим разочарованием для Грузии, а ЕС отныне вынужден игнорировать внешнеполитические ориентиры вашей страны», – заявил дипломат.


Обычно дипломаты так не говорят. Либо говорят в преддверии каких-то серьезных событий - войн или разрыва отношений. В Тбилиси тут же вспомнили, что недавно посол США Джон Бас остро раскритиковал власти за разгон небольшого пикета ветеранов войны в Абхазии 1992-1993 годов у мемориала павшим героям. Американский дипломат также посетовал на проблемы с прозрачностью СМИ и отсутствие в грузинском медиа-пространстве журналистских расследований.


После того как грузинские СМИ начали цитировать Фурнье, посольство Франции в Грузии распространило гневное заявление, обвинив журналистов в«выдергивании цитат из контекста» и преднамеренном изменении сути сказанного дипломатом. Фурнье завуалировал свой демарш дипломатическими фразами о том, что «Грузия считается единственной демократией в регионе», а слова о необольшевизме произнес, споря с радикальными выводами НПО. Дипломатам свойственны такие маленькие хитрости: формальнопосол пересказывал аргументы оппозиции, но чувствовалось, что он с такими оценками солидарен.


Чем же вызвана критика грузинских властей со стороны двух влиятельных западных государств, до сих пор считавшихся благожелателями и спонсорамиГрузии?  Ведь дипломаты не говорят от своего имени.


Эрик Фурнье во время пятидневной войны предопределил активную позицию Парижа и даже спас от уничтожения учебный центр горных стрелков в Имерети. 16 августа, узнав о продвижении российских десантников к этой базе, построенной с помощью Франции, Фурнье прибыл в Сачхере, после чегороссийские подразделения остановились у села Переви, не дойдя до базы горных стрелков всего несколько километров.

А Джон Бас еще недавно лоббировал выделение Грузии нового гранта в рамках программы «вызов тысячелетия», в том числе на строительство в Батуми филиала Массачусетского технологического института. Послы США и Франции не делали подобных заявлений во время массовых акций протеста оппозиции в 2009 году. Наоборот, Фурнье критиковал действия радикальной оппозиции, хвалил власти за сдержанность и приверженность демократии, а также намекал, что французская полиция вряд ли стала бы терпеть подобноев Париже.


Что же изменилась за два года? Ведь сейчас в Грузии нет акций протеста, власти не подавляют их силой, не арестовывают оппозиционеров (в отличие от событий двухлетней давности), да и со свободой слова в Грузии не так плохо как в Египте или Ливии. И о какой экономической катастрофе говоритпосол Франции, когда экономический рост Грузии за минувший год превысил6% в условиях продолжающейся глобальной депрессии? Судя по всему, Западнедоволен позицией Тбилиси по конкретному вопросу, в котором интересы Грузии и евроатлантического сообщества кардинально расходятся. Это животрепещущая проблема вступления России в ВТО. Грузия выступает категорически против и настаивает на «легализации КПП на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы». С точки зрения России, таких участков границы не существует с 26 августа 2008 года, значит, не может быть и никаких совместных КПП или международных наблюдателей.


Многие эксперты утверждают, что Западу вступление России в ВТО нужно даже больше, чем самой России. Кто же позволит Грузии блокировать глобальный процесс? Прямо призвать грузинские власти смириться с новыми реалиями в Абхазии и Южной Осетии Запад не может. Слишком много слов было сказано и тонны бумаг исписано в защиту принципа территориальной целостности и недопустимости силового изменения границ в Европе. Остается предупредить власти, что поддержка Запада небезгранична и вовсене безусловна: «не согласитесь вы – придут другие, более сговорчивые, пусть даже в результате революции».


Поделиться: