Нагорно-карабахский конфликт после 08.08.08

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сегодня мы становимся свидетелями крупных изменений в международной жизни. Происходит явное пренебрежение потсдамской системы, которая утрачивает свою актуальность в виду падения биполярной системы. Если раньше, существовали правила, которых четко придерживались Москва и Вашингтон и их сателлиты, то сегодня Вашингтон, Москва, ЕС ищут собственные пути в международных отношениях. Яркий пример – Ирак, куда вторглись американские войска без соответствующей санкции ООН, Ливия, в которой фактически объявили войну некоторые европейские державы, Грузия (Южная Осетия и Абхазия) куда вошли российские войска также без соответствующих санкций международных структур и их признание в одностороннем порядке. Ну и напоследок – набившее оскомину признание Косово, где явно существуют противоречия и двойные стандарты.
Нагорно-карабахский конфликт после 08.08.08

Нагорно-карабахскийконфликт после 08.08.08

Сегодня мы становимся свидетелямикрупных изменений в международной жизни. Происходит явное пренебрежениепотсдамской системы, которая утрачивает свою актуальность в виду падениябиполярной системы. Если раньше, существовали правила, которых четкопридерживались Москва и Вашингтон и их сателлиты, то сегодня Вашингтон, Москва,ЕС ищут собственные пути в международныхотношениях. Яркий пример – Ирак, куда вторглись американские войска безсоответствующей санкции ООН, Ливия, в которой фактически объявили войнунекоторые европейские державы, Грузия (Южная Осетия и Абхазия) куда вошлироссийские войска также без соответствующих санкций международных структур и ихпризнание в одностороннем порядке. Ну и напоследок – набившее оскоминупризнание Косово, где явно существуют противоречия и двойные стандарты.

Мир вступил в эпоху, когда устарелистарые законы, а насчет новых еще не договорились или не желают договариваться.Мы ходим по лезвию, поскольку подобный беспринципный подход рано или поздноприведет к неконтролируемым шагам со стороны правительств сверхдержав, которыемогут вывести современный миропорядок в некое иное состояние. Не уверен, чтоэто приведет к развитию или улучшению международной жизни, поскольку произойдетновый передел мира, который сегодня уже начался (Афганистан, Ирак, Косово,Ливия тому яркий пример).

В данном контексте позиция Россиидостаточно интересна, поскольку РФ с момента своего образования не вмешиваласьв конфликты, а, наоборот, старалась искать более нейтральные пути решенийназревших конфликтов. Это касается всех международных конфликтов внепостсоветского пространства, которое испокон веков являлось сферой интересовсначала Петербурга, а затем Москвы. Кроме военных действий в Грузией,российские войска нигде не вели боевых действий. Москва решила сделать упор надипломатию. Например, в нагорно-карабахском конфликте - одном из древнейших напостсоветском пространстве зон конфликтов – Москва делает упор на желание самихучастников конфликта в его решении.Позиция Запада весьма схожа с российской.

Для принятие правильных решенийособенно если это касается этнических конфликтов с применением оружия, следуетдосконально изучить историю этого конфликта. В противном случае – вывод будетсубъективный и несправедливый по отношению к одной из сторон.

Сегодня, к сожаленью, практически неимеется серьезных научных работ по этой тематике. Существуют некоторыеисследования на тему самого конфликта, но об истоках его возникновенияупоминается недостаточно, возможно, поэтому историческая принадлежность этогорегиона в последние годы стала темой ожесточённых споров между армянами иазербайджанцами, ввиду того, что обе стороны выдвигают исторические требованияна данную территорию.

Для более полного понимания причинконфликта, попытаюсь показать динамику развития цивилизации на территории,именуемой сегодня Нагорным Карабахом для того, чтобы в некоторой степениознакомить читателей с официальной общепринятой концепцией, которая с недавнихпор была оспорена азербайджанской и турецкой сторонами. Не вызывает сомнений,что в основе данных фальсификаций лежит не серьезная аналитическая работа, ачистейшей воды политика. Другой целью было подтверждение фактами, что армянскийэтнос в Нагорном Карабахе практически всегда доминировал над всеми другими.

Нагорный Карабах или Арцах был заселенармянами еще в I тысячелетии до н.э. О древней истории этой области известнонемногое, главным образом из-за того, что письменные источники или почтиполностью отсутствуют, или носят разрозненный характер.

Впервые Арцах под названием « Уртехе » или « Уртехини » упоминается в клинописях урартского царя СардураII, обнаруженных у села Цовк. После падения царства Урарту (прибл. 580 г. до н.э.) Арцах стал частью первого Армянского царства Ервандидов, которыезахватывают власть на территории бывшего Ванского царства (Урарту).

Начиная с X в. в исторических трудах иисточниках Арцах выступает под названием « Хачен » по имени крепости, гдерасполагалась резиденция араншахикского князя Сахла Смбатяна. Приблизительно сIX - X вв. н.э. на территорию Закавказья, а следовательно Карабаха вторгаютсятюркские племена - предки современных азербайджанцев, поэтому современнаятурецко-азербайджанская теория о том, что азербайджанцы являются автохтонами(коренными жителями) на территории НК, в корне неверна.

Первым известным европейцем, побывавшимв Карабахе, стал немец Иоган Шильдбергер, который посетил Карабах в 1420 г. Онпишет: «Я также провёл много времени в Армении. По смерти Тамерлана, попал я ксыну его, владевшему двумя королевствами в Армении. Этот сын, по имени Шах-Рох,имел обыкновение зимовать на большой равнине, именуемой Карабаг ...Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам,которым армянские селения принуждены платить дань...». Хотелось бы заметить,что эти язычники не имели ничего общего с современными азербайджанцами, т.к.происходили из Центральной Азии, о чем недвусмысленно говорит Шильдбергер.

Наименование «Карабах» впервыеупоминается в грузинской летописи XIV в. « Картлис цховреба ». В это времяАрцах распался на пять княжеств (меликств ), объединяющим центром которыхвыступал Гандзасарский католикос. В 1672 г. Гандзасарский католикос Пётр вписьме к русскому царю Алексею Михайловичу называет себя «католикосомармянским». Эчмиадзинский католикос, находясь в составе Османской империи, неиграл какой-либо значимой роли в жизни карабахский армян.

В течение XVIII века Арцах стал очагомосвободительной борьбы армян. Российская империя стала основной надеждойкарабахских меликов, для освобождения от персидского ига. В начале XVIII века,царь Пётр I, обращаясь к меликам, писал : « армяне карабахской и капанскойпровинции желают жить под нашею протекциею ...».

Начиная с XVIII века, Карабахстановится также одним из культурных центров тюркских племен Кавказа. МирзаДжамал Джеваншир Карабахский пишет: «Панах хан задумал подчинить себе армянскиемагалы Хамсе». Панах Али, «прибывший в древние времена из Туркестана» (т.е. изсовременной Центральной Азии), основывает в Карабахе свою правящую династию.Карабах входит сначала в состав Гянджа-Карабахского беглярбекства, затем Гянджинскогоханства. В 1747 году после убийства Надир-шаха и ослабления центральной властив Персии возникло самостоятельное Карабахское ханство, только номинальнопризнававшее над собой власть персидских шахов.

В 1813 г. между Россией и Персией былзаключён Гюлистанский мирный договор, согласно которому Карабахское ханство отПерсии перешло к России, что было окончательно закреплено в 1828 г.Туркманчайским мирным договором, составленным А.С. Грибоедовым.

С тех пор происходило постоянноепереселение армян и мусульман: многие карабахские мусульмане эмигрировали вПерсию, а значительное число армян из Персии и Турции при поддержке российскихвластей переселилось в недавно присоединённые российские провинции, включаяКарабах.. В 1828 г. на территории двух завоёванных Россией ханств была созданаАрмянская область, включавшая в себя Ереван, Нахичевань, Ордубад, изначальномыслившаяся как полуавтономная этнически армянская провинция. Миграцияармянского населения в Российскую Армению продолжалась до самого распада Российскойимперии. Но это движение мало затронуло сам Карабах.

Следует заметить, что на протяжениипочти 90 лет на территории Карабаха не происходило никаких серьезныхстолкновений на этнической или конфессиональной основе, т.к. армяне икавказские татары существовали вместе вполне гармонично. Однако XX век принеспервое крупное столкновение между мусульманами и армянами Карабаха. Трагедияпроизошла в крупнейшем городе Карабаха того периода Шуше в августе 1905. Вовремя армяно-татарской (азербайджанской) резни было сожжено 240 домов и убито318 человек. Столкновениями в то время были охвачены все местности Карабаха иЗангезура со смешанным населением.

После Октябрьской революции 1917 г.Карабах вошёл в Закавказскую Федерацию, которая уже в мае 1918 г. распалась натри независимых государства:

· республика Азербайджан;

· республика Армения;

· республика Грузия.

Этот период отличается большойнасыщенностью мелкими и значимыми событиями. Впервые в международной системепоявилось понятие Азербайджан и азербайджанец. Соответственно границы этогонового субъекта международного права должны были оговариваться с соседями, чегосделано изначально не было поскольку к моменту появления трех республикЗакавказья происходит важнейшее событие в жизни Кавказа того периода.Происходит вторжение турецких войск на территорию Закавказья. По итогамнавязанного армянам мира в Батуми территория Республики Армения ограничиваласьтолько Эриванским уездом, т.е. территорией вокруг Еревана. Все остальныетерритории, где проживали армяне (Нахичевань, Карабах, Карс, Ардаган)переходили к Азербайджану и Турции.

С поражением турок в Первой мировой, насмену им в регион приходят англичане, которые более поддерживают Азербайджан имусаватистов, из собственных интересов. Главную роль сыграли энергоресурсыКаспия. Однако и здесь не были четко определены границы.

Но и этим не окончились изменения вполитической жизни Закавказья. С приходом Советской власти сначала СоветскийАзербайджан отказался от Нахичевани, Карабаха и Зангезура – тех районов, гдепроживали вместе с армянами кавказские татары – тогдашний этнонимазербайджанцев. Однако вскоре решение Баку изменилось и дело было отдано вКавбюро ВКП(б). Хотя Кавбюро ВКП(б) ответственное за решение подобных вопросовна Кавказе колебалось, в итоге среди большевиков возобладал выбор, опирающийсяна стратегию «обретения союзников Октябрьской революции среди народов Востока».Кемалистский режим воспринимался В.И. Лениным как форма экспортаантиимпериалистических революций в мусульманском мире.

Так Карабах (с 94% армянскогонаселения) стал автономией (НКАО) в составе не Армянской ССР, а Нахичевань повелению Анкары – автономной республикой в составе АзССР. Именно здесь и нужноискать ростки современного карабахского конфликта, который до сих пор не удаетсярешить.

Советское национальное строительствоотличается крайней непоследовательностью. В этом «строительстве» реализуетсякомплекс идеологем, военно-политических и хозяйственно-экономических стратегий.Оно не предполагает заранее подготовленного плана с выверенной структуройтерритории и четким рисунком внутренних границ. В организации края с самогоначала сталкиваются различные принципы экономического районирования, местныегрупповые интересы, политико-идеологические и хозяйственно-экономические приоритеты.В административную композицию края вносятся постоянные коррективы, принятыеинституционные решения пересматриваются.

В советское время не существовали и немогли существовать какие-либо столкновения на этнической основе, т.к. системабыла построена на страхе и неплохо функционировала. Но все плохое когда-нибудьзаканчивается, закончились и лучшие времена для СССР. Существует целый комплекспричин, повлекших за собой распад Советского Союза.

Непосредственным толчком к появлениюмежнациональной розни на территории СССР были реформы М.С. Горбачева, а точнее- ослабление цензуры и страха среди граждан. Определенную роль сыграли такжекризис СССР («Застой») в период нахождения у власти генсека Л.И. Брежнева, аособенно после. Нужные реформы не проводились и в последующее время.

Всплывают и усиливаются сепаратистскиеи радикальные идеи. Одна из них - « Миацум» («воссоединение») - идея,основанная на стремлении армян Нагорного Карабаха войти в состав единогоармянского государства. Фактически это стремление объединить Арм. ССР сНагорно-Карабахской автономной областью. Идея возникла в среде армян,недовольных тем, что область, заселенная преимущественно армянским населением(которое несколько десятилетий систематически вытеснялось властями Аз ССР)остается под юрисдикцией Азербайджана.

Некогда два «братских народа», какговорил Советский Союз, жили, не зная каких бы то ни было серьезныхразногласий. Армяне и азербайджанцы - два кавказских народа, которые столетиямижили по соседству, постепенно переходили по разные стороны баррикад. На это ихтолкала ситуация.

Началом нагнетания напряженности можноназвать условно август 1987 г., когда карабахские армяне посылают в Москвупетицию, подписанную десятками тысяч граждан, с просьбой передать НКАО в составАрмянской ССР. В ноябре 1987 г. в защиту идеи переподчинения Карабаха Армениивыступает советник Михаила Горбачёва Абел Аганбегян.

Не удовлетворив просьбы армян, в АрмССР, а также в НКАО проходят постоянные многотысячные митинги и демонстрации.Ситуацию усугубляет Сумгаитский погром, а затем и события в Баку (декабрь 1990г.), где были убиты десятки армян. Зачинщики не были найдены, а преступники небыли осуждены по справедливости. Итог: озлобление населения в обеих республикахпо отношению друг к другу и исход более 200 тыс. армян из Азербайджана, и 300тыс. азербайджанцев из Армении.

Ситуация перетекла в кровопролитнуювойну после распада СССР в 1991 г. После подписания бишкекского перемирияде-факто ситуация не менялась до наших дней. И вряд ли изменится в ближайшембудущем, поскольку подобные конфликты в основе своей решаются посредствомконсенсусов, исходящих от третьих стран. Кроме того только путь ультиматумов состороны сверхдержав сможет сдвинуть дело с мертвой точки. В противном случаеконфликт так и останется замороженным.

В заключение хотелось бы вспомнитьгениальную народную мудрость: «Золотая середина». Она актуальна и здесь. Помоему глубокому убеждению, стороны должны прийти к компромиссу - решению,которое будет принято вследствие определенных уступок с обеих сторон иудовлетворит и Армению, и Азербайджан, и саму НКР. Самым справедливым, на мойвзгляд, будет создание независимого карабахского. Армении придется отойти напозиции советских времен, а Азербайджану - согласиться на передачу НКР двух стратегическихточек (Лачинского коридора и города Шуша).

Азербайджанцы и армяне вполне способнымирно уживаться. Вспомним времена СССР, когда в Армянской ССР жило околополумиллиона азербайджанцев, а в Азербайджанской ССР - около миллиона армян. Неговоря о том, что в самом Карабахе жили и те, и другие, не зная серьезныхконфликтов на национальной почве. Если взять современность, то взглянем наситуацию в Берлине, Амстердаме, Париже, Москве или любом другом городе, гдепроживают кавказские диаспоры. Ни в одном из них не наблюдалось и ненаблюдается столкновений между азербайджанцами и армянами. К примеру, на рынкахежедневно работают тысячи армян и азербайджанцев, которые не только неконфликтуют, но даже сотрудничают во благо своих семей и близких.

Не вызывает никаких сомнений, что приусловии создания независимого Карабахского государства и определеннойпропагандистской линии в республику вернутся беженцы и вновь между давнимисоседями азербайджанским и армянским народами наладится нормальный добрососедскийдиалог.

Поделиться: