Татьяна Немировская: Краски национального духа.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В апреле-мае в Москве пройдёт очередная выставка известного живописца, председателя Союза художников Азербайджана Фархада Халилова. Как утверждают организаторы выставки, «его живопись - это сплав русской и европейской традиции модернизма и глубокой восточной мудрости». Что может сказать московский зритель об этом художнике? Фархаду Халилову уже минуло 60 лет, и сегодня его живопись можно считать одним из наиболее выдающихся явлений азербайджанского современного искусства. Его выставки не раз успешно проходили и в Москве. Выставка этого года будет шестой, и художник отмечает, что не каждому выпадает честь устраивать персональную выставку в Третьяковской галерее. «Наверно, я - первый азербайджанский художник, получивший такую возможность», - сказал он в интервью «Новости-Азербайджан». Кроме того, важно отметить, что инициатива проведения выставки принадлежала российской стороне. Действительно, из всех бывших союзных республик искусство Азербайджана, представленное в первую очередь живописью Фархада Халилова, в Москве ценят, пожалуй, особенно. Что же так близко русскому зрителю?
Татьяна Немировская: Краски национального духа.

В апреле-мае в Москве пройдёт очередная выставка известного живописца, председателя Союза художников Азербайджана Фархада Халилова. Как утверждают организаторы выставки, «его живопись - это сплав русской и европейской традиции модернизма и глубокой восточной мудрости». Что может сказать московский зритель об этом художнике?

Фархаду Халилову уже минуло 60 лет, и сегодня его живопись можно считать одним из наиболее выдающихся явлений азербайджанского современного искусства. Его выставки не раз успешно проходили и в Москве. Выставка этого года будет шестой, и художник отмечает, что не каждому выпадает честь устраивать персональную выставку в Третьяковской галерее. «Наверно, я - первый азербайджанский художник, получивший такую возможность», - сказал он в интервью «Новости-Азербайджан». Кроме того, важно отметить, что инициатива проведения выставки принадлежала российской стороне. Действительно, из всех бывших союзных республик искусство Азербайджана, представленное в первую очередь живописью Фархада Халилова, в Москве ценят, пожалуй, особенно. Что же так близко русскому зрителю?

Главный мотив живописи художника - символический пейзаж. Выбор этого жанра в сочетании с обращением к геометрическим формам вообще характерен для азербайджанской живописи. Заметим интересную особенность пейзажей Халилова - все они безлюдны. Художника интересует только природа в её одиночестве, первозданности, беспокойстве (ещё одна необычная черта - для пейзажной живописи характерно скорее гармоничное восприятие природы - Халилов же создаёт постоянное ощущение внутреннего напряжения, надвигающейся бури, одиночество его мира скорее пугает, чем успокаивает).

Для ранних работ художника характерно использование тёмных тонов. Часто это городской или деревенский пейзаж, где главными героями становятся пустынные улицы и дома. Возможно, мотив одиночества и безлюдья и есть то, что так привлекает современного зрителя? Уж, казалось бы, что может быть актуальнее.

Постепенно краски его полотен высветляются, ему становится интересна игра оттенков, полутонов, света и тени. Мольберт художника теперь всё чаще появляется на берегу моря. Отличительной чертой всех его работ можно назвать неизменную пастозность мазка: он всегда различим, его широкий размах задаёт картине определённый ритм. Интересно, что в большинстве его картин, даже самых светлых и жизнерадостных почти обязательно просвечивает тёмный грунт - словно напоминание об опасности.

В живописи Фархада Халилова последних лет очень остро ощущается влияние современных тенденций европейского искусства. Теперь его пейзажи абсолютно абстрактны. В основном это 3-4 геометрических формы, а чаще - просто выделение на картине нескольких горизонтов. Геометрия и цвет стали теперь главными выразителями художественного образа этого живописца. Пейзажи родных мест уходят на второй план. Даже чаще, чем природные пейзажи теперь встречаются городские. Но это не просто пустынные улицы Азербайджана - теперь это величественные небоскрёбы Европы. Нужно отметить, что в целом живопись художника стала более светлой, хотя всё же не потеряла того особенного чувства тревоги, которое появилось в ней уже с первых лет. В этом проявляется неординарность его мировосприятия - с годами оно становится только светлее, легче, ярче, оптимистичнее.

Сближаясь с европейским искусством, Фархат Халилов в своих полотнах, как и многие художники Азербайджана, Армении, Грузии не теряет, тем не менее, национальный дух. Он проявляется и в масштабе, и в особенном колорите - сочном и смелом. Хотя, нельзя не заметить и того, что сближение с современным европейским искусством, пожалуй, всё же, лишило его картины той яркой индивидуальности, которая так поражала московского искушённого зрителя. Его живопись заставляет публику задуматься, но делает это спокойно без той агрессии (зачастую безвкусной), которую мы всё чаще видим в современном искусстве. Темы его полотен просты. Он только задаёт вопросы, предоставляя возможность искать ответы зрителю.

Насколько это востребовано в наши дни и как примет его сегодняшняя публика - покажет время. А пока ценители искусства могут спокойно насладиться его живописью и поразмышлять в тишине над символикой его картин в пустующих залах Третьяковской галереи.

Поделиться: