Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Эдуард Ковель: Наши выборы. Еще раз о политической конкуренции в РК.

01.04.2011

Автор:

Теги:

Казахстанские выборы и перспективы расширения политической конкуренции в РК.

 

  После окончания краткосрочной кампании по досрочным выборам президента Казахстана, когда стало ясно, что никаких интриг, кроме процента явки на выборы и голосов, поданных за кандидата номер один они фактически не несли. В таком случае, главной загадкой поствыборного периода остается вопрос о том, какие именно реформы подразумевал советник президента Ермухамет Ертысбаев, когда предрекал стране системные перемены, которые последуют за очередной легитимацией правления первого президента Казахстана и как отреагирует на 95% Запад. 

  Пока что реакция западных наблюдателей  не очень порадовала Ак Орду. "Состоявшиеся в Казахстане президентские выборы не соответствовали ряду стандартов ОБСЕ" - таково мнение главы миссии европейских наблюдателей Даана Эверта. «Эти выборы показывают, что, к сожалению, демократические институты в Казахстане еще не развились в такой же степени, как экономические институты», — сказал он. «На этих выборах мы наблюдали те же самые нарушения, что и на предыдущих», — добавил Эверт.Привычная картина расхождения между БДИПЧ и МПА СНГ, но все же, все же... 

  Проблема номер 2 - если отталкиваться от намеков «президентского соловья», то Казахстан, в первую очередь, ожидают серьезные политические реформы. Именно это обстоятельство и вызывает оживленную  экспертную дискуссию, поскольку как российские, так и казахстанские эксперты выражают сомнения в том, что расширение поля политической конкуренции станет реальностью уже в самом ближайшем будущем. 

Напротив, провластные политологи такие, например как Юрий Булуктаев утверждают, что прошедшие выборы способны "оказать доминирующее воздействие на трансформацию политической системы в стране и формирование эффективного гражданского общества".

Многим в это верится с большим трудом. Действительно, если реформы в экономическом блоке более или менее сопряжены с внятно очерченными стратегиями развития, о которых неоднократно отчитывалось правительство Масимова и ФНБ  «Самрук-Казына», пусть даже их позиции совпадают далеко не во всем, то на каких именно принципах будет построено дальнейшее реформирование политической системы – это большой вопрос.

    Прежде всего не очевидна линия дальнейшего выстраивания отношений между властью и оппозицией. Старая оппозиция, похоже, близка к тому, чтобы окончательно выйти из игры, по крайней мере, шансы для ОСДП «Азат» на попадание в следующий парламент стремительно тают, и более вероятно, что этими «представителями конструктивной оппозиции» будут "добрые знакомые" Ак Орды, а именно партия Алихана Байменова, патриоты Гани Касымова и что-нибудь из экологического, хотя бы учитывая последние заявления господина Елеусизова. Явно нужен бонус.  

А при таких раскладах получится, что власть формально расширит представительство партии в Мажилисе, но едва ли сможет обрести устойчивый канал коммуникации с теми, кто действительно стремится к оппонированию тех стратегических программ, которые выдвигает Ак Орда.

Отсюда вопрос – кроме вхождения в Мажилис представителей других политических партий и движений кроме НДП «Нур Отан», что еще можно предложить в качестве политических бонусов для тех, кто не придерживается идеи, что единомыслие для Казахстана -это уж не настолько хорошо?

Тем более, что весь ход избирательной кампании показал стремительный уход оппозиции в социальные сети, где крайне трудно найти удобные фигуры для кулуарных переговоров. Например, инициаторы кампании по бойкоту выборов, которые используя сеть общества молодых профессионалов рассылали сообщения о «общественном мониторинге» хода голосования с просьбой снять на мобильный телефон или видеокамеру акты принуждения к выборам или же нечестного голосования. С такими людьми кулуарно договариваться очень сложно, а  формат открытого, публичного диалога в последнее время был явно не в чести.

Тут дело даже не в том, что Ак Орда пытается уйти от реальных контактов с теми, кто выступает против нынешней власти, а в качестве самих переговорщиков, которые были в хорошей форме еще пять-шесть лет назад, что демонстрировал тот же Ертысбаев в ходе избирательной кампании 2004 года, а сейчас, похоже, утратили необходимый уровень мотивации, а самое главное- креативности.

Поэтому беда не в отсутствии желания, а в отсутствии возможностей, чтобы эти желания исполнить. Отсюда вывод - политические реформы прежде всего превратятся в очередную волну кадровых перемещений. Президенту-победителю важно показать, что в новый политический цикл он входит не только с новыми идеями, но и с обновленной командой. Однако, в условиях, когда количество «серых кардиналов» сократилось до минимума, а, пожалуй кроме Нуртая Абыкаева к этой категории больше некого отнести, оперативная пауза перед назревшими изменениями как раз и может быть связана с тем, что те, кто стремятся поучаствовать в политической реформе, к этой сложной функции категорически не подходят.

Ну а высококреативных чиновников-идеологов попробуй-ка найди. Именно это обстоятельство и подсказывает очень простой вывод – возможное возвращение Елбасы к старому доброму лозунгу – «Сначала экономика – затем политика», по крайней мере до того момента, пока наконец не будет сколочена прочная команда профессионалов, которые будут стремиться к более современным, интенсивным механизмам политических коммуникаций, а не довольствоваться привычными методами заливания проблем деньгами, или же барабанным боем вокруг очередных политических пиар-кампаний.

С этой точки зрения четвертое апреля может действительно стать точкой отсчета нового времени в казахстанской политике.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение