Джеймс Никси: «Чистая случайность, что абхазы настроены пророссийски, а грузины антироссийски»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В отличие от Южной Осетии Абхазия обладает государственным потенциалом, но все рано еще не готова стать полноценным государством. Потенциал Абхазии обусловлен достаточной численностью населения, человеческим капиталом, зачаткам демократического процесса, природными ресурсами, которые можно использовать для развития. Кроме того, степень коррумпированности в Абхазии ниже, чем в Южной Осетии.Есть вероятность, что государственный потенциал станет более весомым, если Абхазия не будет столь зависима от России - если в правительстве Абхазии не будет русских чиновников, а на границе русских миротворцев. Это сдерживающие факторы. Сейчас российское влияние в политической, военной и культурной сферах Абхазии слишком велико, поэтому о независимости республики говорить сложно. Абхазы говорят, что нуждаются в России - она их защищала и помогала им.
Джеймс Никси: «Чистая случайность, что абхазы настроены пророссийски, а грузины антироссийски»

Джеймс Никси: «Чистая случайность, что абхазы настроены пророссийски, а грузины антироссийски»

Руководитель программы «Россия-Евразия» в Королевском институте международных отношений (Лондон) Джеймс Никси рассказал ВК о том, как наЗападе видят будущее Абхазии.

- Как вы оцениваете перспективы существования Абхазии как независимого государства?

- В отличие от Южной Осетии Абхазия обладает государственным потенциалом, но все рано еще не готова стать полноценным государством. Потенциал Абхазии обусловлен достаточной численностью населения, человеческим капиталом, зачаткам демократического процесса, природными ресурсами, которые можно использовать для развития. Кроме того, степень коррумпированности в Абхазии ниже, чем в Южной Осетии. Есть вероятность, что государственный потенциал станет более весомым, если Абхазия не будет столь зависима от России - если в правительстве Абхазии не будет русских чиновников, а на границе русских миротворцев. Это сдерживающие факторы. Сейчас российское влияние в политической, военной и культурной сферах Абхазии слишком велико, поэтому о независимости республики говорить сложно. Абхазы говорят, что нуждаются вРоссии - она их защищала и помогала им. Но ведь в 1990-е, после войны, в которой мы помогали Косово, влияние Запада там не было столь велико. Это объясняется тем, что Запад потерял интерес к Косово – он просто дал денег и ушел.

- Может быть, со временем, Россия так же отступит?

- Мне не кажется это возможным, ведь Москва хочет оставить Сухуми в зоне своего влияния. В Москве понимают, что Россия уже не СССР, что правила игры изменились, что она перестала быть супердержавой, но тем неменее не признают право соседних стран самостоятельно выбирать судьбу.

- Каковы интересы России в Абхазии?

- Россию интересует контроль на территориях, расположенных вдоль ее границ. У нее нет особой заинтересованности в именно Абхазии. Российскоевлияние там сильно из-за Грузии. Чистая случайность, что абхазы настроены пророссийски, а грузины антироссийски. Москва же хочет контролировать и Грузию, и Абхазию. Между тем влияние стоит денег, а Россия не богата. Вообще же это вопрос степени российского влияния – оно огромно в Армении, не очень велико в Казахстане и возрастает на Украине. Где-то Россия хочет влияния, а где-то – преобладания. В Абхазии это полное преобладание.

- С какими проблемами сталкивается Абхазия и какую роль они играют в ее легитимности?

- Сейчас Абхазия однозначно нуждается в нерусифицированной системе образования и системе здравоохранения, которая может быть русифицированной. Не думаю, что вопрос легитимности стоит слишком остро.Выборы в Абхазии были молчаливо приняты и поняты Западом. Несомненно, уАбхазии все еще много проблем, но постепенное улучшение ситуации с 2008года очевидно. Изоляция сделала республику бедной как политически, так исоциально. Раньше и России, и Грузии не было дела до Абхазии. Поэтому политики тянули ее в разные стороны, но эта тенденция по-настоящему не развилась в правительственной сфере.

- Это единственные причины внутренних проблем?

- Внутренние проблемы Абхазии происходят из ряда источников - советское наследие, опять-таки российское влияние, а также дурное поведение Грузии (с момента получения независимости Грузия не интегрировалась с Абхазией должным образом). Националистическая политикаГрузии привела к тому, что 99% населения Абхазии, включая самых либеральных абхазов, не хочет быть в составе Грузии.

- Считаете ли вы возвращение вынужденных переселенцев проблемой, требующей незамедлительного решения?

- Это сложный вопрос. Проблема возвращения вынужденных переселенцев не будет решена, пока на высшем уровне не будут решены политические проблемы, особенно между Россией и Грузией. К несчастью, сама Абхазия мало что может здесь поделать. Вопрос в том, сможет ли экономика Абхазиипродержаться при сравнительно небольшом населении. В долгосрочной перспективе необходим план, дорожная карта возвращения вынужденных переселенцев из Грузии, притом, чтобы территориальная целостность Абхазии не была нарушена. Сейчас это невозможно сделать, ведь многие живут в палаточных лагерях и по обе стороны границы. Это человеческая трагедия, и неотложная политическая проблема.

- Многие абхазы сейчас живут в Турции. Какова вероятность исламизации Абхазии после их репатриации?

- Абхазия не вызывает у меня опасений как потенциальный кандидат на радикальную исламизацию,в отличие, скажем, от Пакистана. Есть большая разница между исламом и радикальным исламом. Я не считаю, что в Турции взращивается и экспортируется радикальный ислам. Он не станет проблемой для Абхазии. Разумеется, на Западе, где распространена исламофобия, это терзает умы политиков, но только тех, кто не понимает фактов.

- Видите ли вы перспективу установления конструктивного диалога между Россией, Абхазией и Грузией?

- Думаю, вы правильно назвали трех ключевых игроков, хотя в Тбилиси с вами бы не согласились. Запад тоже мог бы помочь, но русские не хотят допустить его вмешательства. Переговоры не сработают, ведь между Россией и Грузией даже нет дипотношений. Быстро эту проблему не решить. Возможно, лет через 15 Грузия станет более привлекательной, или Россия станет более привлекательной. Тогда у Абхазии будет больше уверенности, каким путем она хочет пойти. Сейчас такой уверенности у Сухуми нет. В долгосрочной перспективе, может оказаться, что грузинская модель развития привлекательнее российской. Это возможно, если в России будут проблемы, не пойдет процесс модернизации, ей придется сконцентрироваться на другихвещах. Так что у Грузии есть шанс улучшить отношения с Абхазией и заключить с ней какой-то союз.

Поделиться: