«Перспективы грузино-российских отношений в контексте Южной Осетии и Абхазии»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Отношения между Грузией и Россией находятся сегодня в напряженном состоянии. В двусторонних отношениях сохраняется взаимное недоверие и подозрения. Поддержка Россией сепаратизма самопровозглашенных республик рассматривается Грузией главным камнем преткновения на пути к нормализации двусторонних отношений. Для России таким основным фактором в целом является ставка Грузии на интеграцию в евроатлантические структуры и ее противодействие российским интересам на Кавказе.
«Перспективы грузино-российских отношений  в контексте Южной Осетии и Абхазии»

«Перспективы грузино-российских отношений

в контексте Южной Осетии и Абхазии»

Нурша А.К.,к.и.н.,

руководитель проектов

Центра социально-гуманитарных

исследований «Аспект М»

1. Состояние диалога и позиции сторон

Отношения между Грузией и Россией находятся сегодня в напряженном состоянии. В двусторонних отношениях сохраняется взаимное недоверие и подозрения. Поддержка Россией сепаратизма самопровозглашенных республик рассматривается Грузией главным камнем преткновения на пути к нормализации двусторонних отношений. Для России таким основным фактором в целом является ставка Грузии на интеграцию в евроатлантические структуры и ее противодействие российским интересам на Кавказе.

Как мне представляется, вооруженный конфликт в августе 2008 г. стал во многом следствием того, что в Москве на каком-то этапе осознали необратимость дрейфа Тбилиси в сторону Запада и неэффективность прежней внешнеполитической линии на грузинском направлении . Это происходило на фоне стратегического продвижения США и НАТО в Восточной Европе и на Среднем Востоке, что болезненно воспринималось Россией. Уязвленная позицией Запада, Москва не видела для себя необходимости сдерживать стремящихся к отделению от Грузии республик.

После вооруженного конфликта и признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии дипломатические отношения между Россией и Грузией были разорваны. На территории республик были размещены российские военные базы, а также подписаны двусторонние соглашения, предоставляющие Абхазии и Южной Осетии гарантии военной безопасности со стороны России.

Для Грузии произошедшее - это оккупация ее территории. Соответственно, власти Абхазии и Южной Осетии рассматриваются Тбилиси марионеточными режимами, управляемыми из Москвы. Мирное урегулирование с Россией для Грузии предполагает, прежде всего, восстановление территориальной целостности страны и вывод российских войск на исходные позиции.

В свою очередь, Россия поддерживает позицию Южной Осетии и Абхазии, которые провозгласили себя самостоятельными государствами, и признает их независимость. В течение двух последних лет Россия добилась определенных успехов в вопросе международного признания самопровозглашенных республик. Помимо России Абхазию и Южную Осетию официально признали Никарагуа, Венесуэла и Науру. В настоящее время Грузия ставит себе заслугу то, что процесс признания приостановился.

Следует отметить, что интенсивный обмен взаимными обвинениями и недружественными шагами за последний год заметно снизился. Тема российско-грузинских отношений ушла из актуальной повестки дня между Россией и Западом. Администрация Обамы заинтересована не отталкивать от себя Россию для обеспечения взаимодействия по ряду международных и региональных вопросов. Как мы видим, сейчас у Запада другие проблемы, и грузинская тема «заморожена» на неопределенное время .

Насколько долго продлится такая ситуация – зависит от развития международной и региональной обстановки. У самой Грузии рычагов давления на Россию в данном вопросе практически нет. Абхазия и Южная Осетия находятся под защитой России, обладающей превосходящей военной мощью. Попытки оказания давления на Россию с привлечением США, международных организаций и европейских структур пока не увенчались успехом.

Кроме того, сам М. Саакашвили как партнер по переговорам Россию категорически не устраивает. Как заявили российские власти, «с нынешним руководством Грузии нам говорить не о чем»./1/

Речь идет не только в том, что Москва стремится выставить грузинского президента «хромой уткой», но и о том, что Россия не заинтересована в принципе пересматривать выгодные для нее итоги вооруженного конфликта . Россия заявила, что не откажется от признания Абхазии и Южной Осетии, и предложила двигаться в переговорном процессе вперед, отталкиваясь от новых реалий.

В январе 2010 г. в Грузии была обнародована Государственная стратегия по отношению к оккупированным территориям, отражающая позицию официального Тбилиси в отношении самопровозглашенных республик. Во главу угла стратегия ставит реинтеграцию утраченных территорий и населения в конституционное пространство Грузии и деоккупацию страны. Стратегия исключает возможность решения конфликтов военным путем, только мирными и дипломатическими средствами путем вовлечения в сотрудничество. /2/

В России и двух республиках принятие Грузией новой стратегии приняли скептически, как несоответствующую сложившейся реальности. Несомненно, Тбилиси продолжит усилия по возвращению двух самопровозглашенных республик в состав Грузии, но без особой надежды на успех. Восстановления территориальной целостности страны в ближайшие годы добиться не удастся. Наблюдатели в данном случае проводят прямые аналогии с ситуацией вокруг Северного Кипра.

2. Диалоговые площадки

Теперь несколько слов о ходе переговорного процесса. Ключевым механизмом по урегулированию ситуации в зоне конфликта являются Женевские переговоры по безопасности на Кавказе , в которых принимают участие представители Грузии, России, Южной Осетии, Абхазии, а также США, ЕС, ОБСЕ и ООН.

Начиная с 15 октября 2008 г, в общей сложности прошло 15 раундов Женевских переговоров. Последний, 15-й по счету раунд переговоров состоялся 4 марта с.г. Ни по одному из вопросов достигнуть прогресса сторонам не удалось.

Требования Грузии на переговорах можно свести к следующим трем основным пунктам:

- во-первых, взятие Россией обязательства о неприменении силы против Грузии;

- во-вторых, создание международных механизмов безопасности и их размещение на «оккупированных территориях». Под механизмами безопасности в настоящее время речь идет международных полицейских силах.

- в-третьих, возвращение беженцев и вынужденно перемещенных лиц в свои дома.

Кроме того, Грузия требует полной деоккупации страны.

23 января 2011 г. в письменной форме президент М. Саакашвили взял на себя обязательство не использовать силу для восстановления территориальной целостности страны /3/. Теперь грузинская сторона ожидает, что Россия также примет на себя юридически оформленное аналогичное обязательство.

Россия не считает себя стороной конфликта и предлагает Грузии подписывать соглашения о неприменении силы с Абхазией и Южной Осетией.

Относительно создания международных механизмов безопасности и допуска международных наблюдателей Абхазия и Южная Осетия продолжают придерживаться прежней линии, выступая против международного присутствия на своих территориях.

Сторонам не удалось прийти к соглашению и по третьему вопросу. Как известно, 7 сентября 2010 г. Генеральная ассамблея ООН поддержала Грузию, приняв по предложению грузинской стороны резолюцию, подтверждающей право беженцев на возвращение домой на всей территории Грузии, включая Абхазию и Южную Осетию. Самопровозглашенные республики к массовому наплыву временных переселенцев не готовы, обоснованно полагая, что это приведет к нестабильности и обострению проблемы их бывшей собственности.

По-разному стороны интерпретируют условия выполнения плана Медведева-Саркози . Так, Грузия настаивает на выполнении Россией 5 пункта данного Плана касательно вывода вооружённых сил РФ на линию, предшествующую началу боевых действий. Россия обязательство вывести свои вооруженные силы с территории Грузии считает выполненным, что было осуществлено формально 9 октября 2008 г. Территория Абхазии и Южной Осетии, где после конфликта были размещены российские военные базы, в расчет Россией не принимаются.

6 пункт Плана Медведева-Саркози предполагает создание международных гарантий по обеспечению стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии. Как известно, в связи с завершением мандата деятельность на территории Грузии в 2009 г. были вынуждены прекратить миссии наблюдателей ОБСЕ и ООН в Южной Осетии и Абхазии соответственно. В приграничных районах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, действует в настоящее время только миссия наблюдателей ЕС (МНЕС), их задачей является наблюдение за выполнением сторонами конфликта «Плана Медведева-Саркози». Европейским наблюдателям также отказано в допуске на территорию самопровозглашенных республик. Причиной отказа со стороны Сухуми и Цхинвали является их прогрузинская позиция и отказ данных организаций разместить отдельные миссии на их территории, чему препятствуют грузинские власти.

В настоящее время Грузия добивается расширения присутствия международных организаций на неконтролируемых ею территориях под разными предлогами. К примеру, для недопущения ухудшения экологической обстановки или для пресечения наркотрафика. Тема наркотрафика Грузией начала активно педалироваться в последнее время. Эта проблема была отмечена в последнем ежегодном Докладе о международной стратегии по контролю за наркотиками (INCSR) Госдепартамента США, опубликованном 3 марта с.г. В докладе говорится, что территория Грузии становится основным маршрутом переправки наркотиков из стран Азии в Европу, чему способствует отсутствие контроля Тбилиси над Абхазией и Южной Осетией./4/ Это дало основание грузинским властям обвинить Россию в причастности к наркотрафику через Абхазию и Южную Осетию.

Практические вопросы приграничного взаимодействия в настоящее время рассматриваются в рамках созданного в ходе Женевских переговоров Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПИР) . Грузино-осетинские встречи проходят в районе населенных пунктов Эргнети и Двани. Грузино-абхазские встречи в рамках МПИР проходят в Гали. В ходе переговоров на этом уровне затрагиваются вопросы о свободе передвижения местного населения, инциденты на границе, работа по согласованию пропускных пунктов, процедуры пересечения и т.п.

Эффективность существующих диалоговых площадок в целом можем признать ограниченной, однако они решают главную задачу - вовлечение сторон в диалоговый процесс и обсуждение имеющихся проблем за столом переговоров. Хотя стороны признают безрезультатными встречи в рамках Женевских переговоров, но определенные подвижки в целом происходят – например, положительное решение в начале 2011 г. вопроса о принятии Грузии на себя обязательства о неприменении силы, которое еще два года назад казалось недостижимым и об участии в переговорах делегаций Абхазии и Южной Осетии. Хотя вопросы принципиального характера не нашли своего разрешения, сторонам удалось продвинуться в обсуждении проблем повседневной жизни местного населения, проживающего в приграничной зоне.

Начало марта 2011 г., отмечено возобновлением переговоров между Россией и Грузией по вступлению России в ВТО, прерванных в апреле 2008 г. Стороны по инициативе России вновь сели за стол переговоров 9-10 марта 2011 г. в Берне (Швейцария). В России, по всей видимости, рассчитывали на некие новые возможности, открывшиеся в ходе российско-американских консультаций по ВТО, которые могли бы позволить ей преодолеть «грузинский барьер». В Москве полагали, что в условиях заинтересованного давления со стороны США, Грузия смягчит свои требования по ВТО.

Основным грузинским условием по вступлению России в ВТО является обеспечение прозрачности на пропускных пунктах на грузино-российской границе у Рокского тоннеля (Южная Осетия) и у реки Псоу (Абхазия) и допуска представителей грузинской таможенной службы на эти пункты /5/. Как отметил председатель парламентского комитета по внешним связям А. Минашвили, «Главное требование, которое есть у организации, это прозрачная торговля между странами и соответственно мы требуем, чтобы у нас была возможность следить на участках Абхазии и Цхинвали, какие товары ввозятся и вывозятся из региона. Кто осуществит наблюдение, это уже предмет переговоров, возможно ими будут и грузинские таможенники» /6/.

В качестве нового компромиссного варианта грузинская сторона предложила допустить представителей ЕС на таможенные пункты на абхазском и югоосетинском участках границы с РФ. Переговоры также закончились безрезультатно. Характерно, что Россия стремилась выторговать согласие Грузии, не идя ей на встречные уступки.

3. Перспективы мирного урегулирования

Нерешенность грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов препятствует нормализации грузино-российских отношений. Дальнейшее развитие ситуации зависит от того, насколько и в каком объеме стороны готовы развивать отношения в условиях неопределенного международно-правового статуса Абхазии и Южной Осетии. Россия на ближайшую перспективу останется для Грузии так называемым «врагом, с которым приходится вести диалог». Данное положение дел при сохранении нынешних тенденций может продлиться до президентских выборов в России, США и Грузии в 2012-2013 гг., если не произойдет ничего непредвиденного.

Традиционно происходящее на Кавказе многие эксперты оценивают с точки зрения анализа баланса сил и интересов, сфер и степени влияния держав. Если же посмотреть на привычную картину с точки зрения развития демократии, то не исключено, что страны Южного Кавказа рано или поздно будут вовлечены в широкий процесс по демократизации политических систем, как это сегодня происходит по всему миру и особенно на Ближнем Востоке. Демократические процессы могут активизироваться и без вмешательства извне, это может повлиять на обстановку в этом регионе и придать им новые смыслы.

Грузия, Армения и Азербайджан будут постепенно двигаться в сторону либерализации политической системы. В Грузии эти процессы будут происходить быстрее.

Президентские полномочия М. Саакашвили заканчиваются в 2013 г. Согласно принятой в 2010 г. новой редакции конституции, Грузия из президентской республики превращается в парламентскую. Теоретически у М. Саакашвили есть возможность остаться у власти в качестве премьер-министра в случае победы его партии на парламентских выборах в 2012 г./7/ Однако если политическая ситуация в стране вынудить его уйти, в качестве партнеров по диалогу России вскоре придется иметь дело не с запятнавшим репутацию политиком (с российской точки зрения), а с избранными демократическим путем и достаточно авторитетными в собственной стране политиками, которых поддержит сеть международных демократических институтов.

Способна ли политическая оппозиция в Грузии предложить альтернативную стратегию развития отношений с Россией? Уход М. Саакашвили с президентского поста не ослабит, напротив, может усилить евроатлантический вектор Тбилиси. Было бы логичным шагом со стороны оппозиции добиваться увеличения присутствия международных структур в зоне конфликта и усилить, таким образом, давление на Россию.

Вряд ли резолюции и рекомендации европейских структур и правозащитных организаций способны изменить российскую позицию по конфликтным регионам. В то же время, Москва проявляет чувствительность к вопросам международного имиджа России. Следовательно, полностью отказываться от диалога с международными институтами по данному вопросу не в ее интересах.

Одним из факторов, способных сдержать дальнейшую экскалацию конфликта является общая милитаризация региона на фоне ухудшения региональной обстановки. Сохраняется опасность возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта. Сложно говорить сейчас о том, как будет развиваться обстановка на Северном Кавказе. Рост террористической активности, потенциальная опасность межэтнических столкновений и сепаратизма северокавказских этносов может спровоцировать рост напряженности в регионе. Это может ударить по интересам как России, так и Грузии. Угроза дестабилизации заставит стороны пересмотреть свою позицию и отказаться от активного противостояния. По мере приближения к Зимним Олимпийским играм 2014 г., которые должны пройти Сочи, Россия также будет воздерживаться от шагов, способных обострить ситуацию.

Надо отметить, что стратегия Запада по отношению к самопровозглашенным республикам постепенно претерпевает трансформацию. Формально отказываясь от официального признания Абхазии и Южной Осетии, западные страны, в первую очередь ЕС, устанавливают рабочие контакты с различными политическими силами в республиках. Модель сотрудничества, предложенная ЕС Абхазии, получила название политики «вовлечения без признания» . Как отметил спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби, цель данной политики – «вовлечение с целью развития связей с населением Абхазии, чтобы оно чувствовало себя европейским. И даже без решения вопроса политического статуса надо учитывать этот факт»./8/

Если говорить о последних тенденциях в политике Грузии, то обращает на себя внимание активизация грузинских властей: во-первых, на северокавказском направлении, и, во-вторых, выдвижение различных региональных проектов общекавказского значения:

- в сентябре 2010 г. на Генеральной Ассамблее ООН М. Саакашвили выдвинул идею о создании «единого, свободного и стабильного Кавказа». Данный политический проект ориентирован не только на три страны Южного Кавказа, но и на Северный Кавказ;

- в октябре 2010 г. Грузия ввела безвизовый режим пересечения государственной границы Грузии для граждан России, проживающих на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея). Граждане этих регионов смогут без виз находиться на территории Грузии в течение 90 дне. Действия грузинских властей в Москве расценили провокацией /9/;

- в январе 2011 г. в Грузии в эфир запущен «Первый информационный Кавказский» телеканал. Планируется, что он охватит территорию Южного и Северного Кавказа, Украины, Беларуси, Восточной Европы, России, Турции и Ирана;

- в марте 2011 г. на заседании парламентского комитета по вопросам диаспор и Кавказа принято решение о предоставлении льгот для студентов из республик Северного Кавказа при обучении в грузинских вузах /10/.

Свою активность на северокавказском направлении М. Саакашвили объясняет необходимостью установления диалога и дружественных отношений с народами данного региона, которые выступали на стороне противников Грузии в ряде конфликтов.

По всей видимости, своими действиями Грузия намерена добиться поддержки северокавказских народов, переориентировать их на свою сторону и исключить из участие на стороне России в вероятных конфликтных ситуациях. В долгосрочной перспективе кавказская стратегия М. Саакашвили направлена на вытеснение России с Кавказа. Учитывая все эти факторы, Москва скептически и сдержанно реагирует на заявления М. Саакашвили о готовности начать диалог с Россией.

Со временем поддержка Абхазии и Южной Осетии может стать головной болью России . В настоящее время де-факто существуют две Осетии, одна из которой входит в состав России, другая – признана российскими властями независимым государством. Существование самостоятельного осетинского государство станет раздражающим фактором. Рано или поздно осетины поставят вопрос об объединении. Расчеты российской политической элиты на вхождение Южной Осетии в состав России могут не оправдаться.

Географические факторы и выход к Черному морю усиливают шансы Абхазии обрести полноценную государственность. России в политике в отношении Абхазии достаточно сложно поддерживать баланс между поддержкой суверенитета и своими военно-стратегическими, территориальными и экономическими интересами. Вмешательство Москвы во внутриабхазский политический процесс вызывает опасения в абхазском обществе. Как представляется, абхазская элита, чтобы предотвратить поглощение Россией и уравновесить ее влияние будет расширять контакты с Западом и Турцией.

Литература

1. Россия отвергла призыв Саакашвили к диалогу: "С нынешним руководством Грузии говорить не о чем" // NEWSru.com, 23 ноября 2010 г.

2. В Грузии утверждена стратегия по “оккупированным территориям” // Эхо Кавказа, 27 января 2010 г.

3. Тбилиси: Россия должна взять обязательство о неприменении силы против Грузии // Росбалт.ru, 2 марта 2011 г.

4. Грузия обвинила Россию в причастности к наркотрафику через Абхазию и Юж.Осетию // Взгляд.ru, 4 марта 2011 г.

5. Грузия не меняет условий, при которых согласится на вступление России в ВТО // Росбалт-Кавказ, 8 марта 2011 г.

6. Грузия поддержит вступление России в ВТО? // Информационное агентство «ОСинформ», 7 марта 2011 г.

7. Александров Д. Форма и содержание // Взгляд, 15 октября 2010 г.

8. Семнеби предложил Абхазии «вовлечение без признания» // ОСинформ, 4 июля 2010 г.

9. Грузия официально объявила о введении безвизового режима для жителей Северного Кавказа, в России это назвали "провокацией" и "пропагандой" // Polit.ru, 12 октября 2010 г.

10. Грузия «приручает» ученых и студентов с Северного Кавказа // Росбалт-Кавказ, 18 марта 2011 г.

Поделиться: