Как будто не закончилась война…

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
День 16 марта в этом году выдался очень ясным, солнечным, но довольно холодным. Уже в 10 утра у парадного входа в величественное здание Домского собора толпились, наверное, около сотни корреспондентов информационных агентств, телекомпаний, радио и газет, а также просто зевак. Вскоре подошли депутаты Сейма Райвис Дзинтарс и Имантс Парадниекс, сопредседатели ставшей с недавних пор парламентской неонацистской партии «Visu Latvijai!» («Все – Латвии!»).
Как будто не закончилась война…

Виктор Гущин

Как будто незакончилась война…

Как будто небыло Победы в 45-м…

День 16 марта в этом году выдалсяочень ясным, солнечным, но довольно холодным. Уже в 10 утра у парадного входа ввеличественное здание Домского собора толпились, наверное, около сотникорреспондентов информационных агентств, телекомпаний, радио и газет, а также просто зевак. Вскоре подошли депутаты Сейма Райвис Дзинтарс и ИмантсПарадниекс, сопредседатели ставшей с недавних пор парламентской неонацистскойпартии «Visu Latvijai!»(«Все – Латвии!»). Корреспонденты тут же бросились к ним, взяв в плотное кольцо.Представитель Агентства Reuter задала Иманту Парадниексу, молодому человеку вдовольно странной для этого времени года фетровой шляпе и с хвостиком из волосна голове, вопрос, что это за дата такая в истории Латвии – 16 марта?И.Парадниекс уверенно ответил, что этот день связан с Латышским легионом,который в годы войны сражался за свободу и независимость Латвийскогогосударства. Спустя несколько минут корреспонденты вернулись на свои прежниеместа, и сопредседатели «Visu Latvijai!»остались одни. Справа от них, вдоль стены Домского собора, шеренгой всталичетверо подростков с красно-бело-красными флагами. Еще через минуту появилсямолодой полнощекий парень с рыжей бородкой, который стал доставать из чехласине-черно-белый флаг Эстонского легиона. Корреспонденты бросились к нему, инесколько секунд было слышно, как скороговоркой щелкают затворы ихфотоаппаратов. Потом этот парень, эстонец, видимо, Р.Дзинтарс и И.Парадниекс ушливнутрь здания собора, где проходило богослужение в память Латышскогодобровольческого легиона СС. На улице остались лишь бывший легионер Waffen SS, а ныне депутат Сейма и председательКомиссии парламента Латвии по исполнению Закона о гражданстве Висвалдис Лацис; УлдисФрейманис, который в прошлом году пытался организовать шествие в честьвступления гитлеровской армии в Ригу 1 июля 1941 года, да еще какой-тостаричок, который по-русски бодро дискутировал с русскими журналистами,отстаивая тезис о «проклятой советской оккупации»…

В 11 часов участники богослужениястали выходить из собора и строиться в колону. Впереди – детвора скрасно-бело-красными флагами, Р.Дзинтарс, И.Парадниекс, Айвар Гарда со своимидевушками, В.Лацис, Я.Фрейманис и эстонец с флагом эстонского легиона. Кто-тодержал государственный флаг Литовской Республики. Минут, наверное, черезпятнадцать колонна двинулась к Домской площади, по краям которой в два рядастояли, одетые словно киборги, полицейские из спецподразделения МВД. Пройдя междуними, колонна втянулась в узкую улочку, одну сторону которой формировало зданиеДома радио, потом вышла на площадь Ливов, а еще через несколько минут появиласьна улице Калькю (Известковой), которая прямиком выходит к главному символунезависимой Латвии – памятнику Свободы. Вся территория вокруг памятника былаогорожена желтыми барьерами, за которыми плечом к плечу стояли полицейские.Вокруг толпились люди. Ближе к памятнику, справа, виднелась небольшая группаантифашистов в лагерных робах. Оттуда, усиленный громкоговорителем, доносилсякакой-то уж очень спокойный голос Яниса Кузинса, молодого человека, в недавнемпрошлом получившего довольно скандальную известность в качестве депутатаЮрмальской городской думы, который почему-то говорил о двух оккупациях Латвии –советской и нацистской. Когда колонна «висулатвийцев» подошла к памятнику,антифашисты нестройно стали скандировать по-латышски «Kauns, kauns, kauns!» («Стыд, стыд, стыд!») ипо-русски «По-зор! По-зор!».

Вскоре после двенадцати часов днявсе закончилось. По оценке полиции в шествии «висулатвийцев» участвовали до 3тысяч человек. По моим личным наблюдениям, старичков-легионеров среди них небыло почти совсем. На площади свою поддержку легиону Waffen SS демонстрировала главнымобразом латышская молодежь – сторонники неонацистской партии «Visu Latvijai!», что, несомненно, напрямуюсвязано с преподаванием идеологизированной версии истории Латвии в среднейшколе и поддержкой легиона Waffen SS Латвийским государством в последние 20 лет.

Неонацизм в современной Латвии

В последние годы движение неонацистскихполитических сил в Латвии заметно консолидировалось. Одновременно это движение становитсявсе более молодежным по составу участников. Главным организатором шествия впоследние годы выступает партия «Все – Латвии!», объединяющая главным образоммолодых людей, многие из которых являются студентами Латвийского университета.Среди других организаторов и участников шествия 16 марта - представителипарламентского объединения политических партий «Отечеству и свободе» и Движенияза национальную независимость Латвии (ТБ/ДННЛ);экс-легионер и автор многочисленных пропагандистских книжек по историилатышского легиона Висвалдис Лацис; Айвар Гарда, вождь Латвийскогонационального фронта, со своими верными помощницами Лиеной Апине и ЛигойМузиканте, редакторами неонацистской газеты «D.D.D.» («Деоккупация.Деколонизация. Дебольшевизация»); вечно бравирующий изображением свастикилатышский националист русского происхождения перконкрустовец Игорс Шишкинс (вэтом году его не было) и Улдис Фрейманис. Есть еще «Daugavas vanagi» («Ястребы Даугавы»),Союз национальной силы, Клуб - 415 и ряд других официально зарегистрированных инезарегистрированных организаций и отдельных лиц. Хотя некоторые из этих«героев» являются откровенными маргиналами, или по-простонародному –«городскими сумасшедшими», нельзя не отметить, что все они пользуются явной илискрытой поддержкой со стороны как Латвийского государства, так и радикальнойчасти западной латышской эмиграции, а также немалой части латышского населения.

Латвийский Национальный фронт Айвара Гарды

Восхождение А.Гарды к скандальной политической известности началось ещев июне 2000 года. Тогда в Юрмале в гостинице «Лиелупе» проходила очереднаямеждународная конференция, организованная общественной организацией «Балтийскийфорум». Тема конференции: «Латвия и Россия в объединенной Европе в ХХI веке». В небольшом фойе перед входом в залзаседаний, где в течение двух дней участники конференции обсуждали актуальныевопросы латвийско-российских отношений, стояли столики, на которых лежаласвежая пресса на русском языке. Когда объявлялся перерыв и участникиконференции выходили в фойе, эти газеты разбирались, словно горячие пирожки. Наодном из столиков, том, что стоял почти у самого входа в зал, небольшой горкойлежали сложенные вчетверо листы белой бумаги А-3 формата с пространным интервьютогда еще мало известного в Латвии директора издательства « Vieda » Айвара Гарды. Интервью было озаглавлено«Латвия на пороге нового столетия». Не будет преувеличением сказать, что этоинтервью, в котором А.Гарда сам себе задавал вопросы, стало первой общественнойпрезентацией его ультрарадикальных взглядов.

В интервью с самим собой А.Гарда утверждал: «...Положение, в которомнаходится (Латвийское) государство сейчас, десять лет после Атмоды, не являетсянормальным. В действительности мы еще не свободны от незаконно въехавших вЛатвию гражданских оккупантов... Латышам навязывается порядок, который мысовсем не хотим. Латыши хотят быть свободными, как любой другой народ. То, чтосейчас удельный вес латышей в собственной стране чуть больше половины, создаетугрозу существованию нашего народа. Со стороны правительства и Саэймы неделается ничего, чтобы спасти латышей от этой ситуации».

«Любой народ, государство (существующее ради народа, а не наоборот)вправе применить силу против врага, если тот добровольно не отказывается отоккупации», - заявлял далее А.Гарда. А кто является врагом? А.Гарда такотвечает на этот вопрос: «Врагом латышского народа является тот инородец,который не принимает волю латышского народа на территории Латвии, считаетЛатвию составной частью Российской империи, кто не выучил латышский язык иливыучил, но принципиально не говорит по-латышски, кто требует у государствафинансирования образования на иностранных языках и т.д. Такие инородцыдоказали, что они не любят и не уважают хозяина латышской земли – латышскийнарод и поэтому недостойны находиться на земле Латвии... Мы должны настойчиво инеотступно разъяснять, что нахождение... (инородцев) на земле Латвии в такомогромном количестве против воли латышского народа несправедливо».

При обосновании своих взглядов А.Гарда активно ссылается на духовноенаследие М.К.Ганди, Николая и Елены Рерих, утверждает, что «в своейосвободительной борьбе против гражданских оккупантов (латыши) должны братьпример с великого русского народа», который прогнал со своей землитатаро-монгол, солдат Наполеона и немецких нацистов. Правда, сегодня «латыш ещене может быть смелым в делах», но «в мыслях и чувствах, - считает А.Гарда, -это возможно... Каждый день без ненависти и чувства мести надо строго и четкоговорить гражданским оккупантам: «Уезжайте домой!». Таким образом пространствомыслей и чувств Латвии наполнится героическими мыслями, несгибаемой волейлатышей к освобождению от врагов. Саэйме и правительству не останется ничегодругого, как исполнить волю народа. Будут приняты законы, способствующиедобровольной репатриации». Таков план борьбы за «Латышскую Латвию», которыйпредлагает А.Гарда.

Выполняя этот план, издательство « Vieda » в марте 2001 года объявило конкурс школьныхи студенческих работ на тему «За освобождение Латвии от 700 000 колонистов».Участникам конкурса предлагалось писать сочинения на следующие темы: «СвершениеБожьей воли, или Освобождение Латвии от 700 тысяч колонистов, - задача номеродин!», «Русскоязычная пресса: великорусский шовинизм, или Распространение идейфашизма в Латвии», «Борцы за свободу Латвии – национальные партизаны илегионеры – образец героизма для современной молодежи» и др.

Сразу после объявления о начале конкурса газета « Час » обратиласьс запросом в Бюро по защите Сатверсме, в котором просила оценить, неспособствует ли упомянутый конкурс разжиганию межнациональной вражды в Латвии.Ответ был: нет, не способствует. Государственное бюро по правам человека воглаве с Олафсом Бруверисом также не усмотрело в конкурсе А.Гарды ничего предосудительного и даже, болеетого, оценило его как проявление демократии. Поддержку конкурсу выразили и ультранационалистическоеОбъединение « Тевземей ун Бривибай»/ ДННЛ, и Латвийскаясоциал-демократическая рабочая партия (ЛСДРП).

А летом того же года на прилавках книжных магазинов появилась изданнаятиражом в 3 тысячи экземпляров книга « Nevienam mēs Latviju nedodam » (« Никомумы Латвию не отдадим »), вкоторую вошли лучшие, по мнению А.Гарды, работы участников конкурса. Книгаполучилась откровенно русофобской и даже призывающей к насилию противпроживающих в Латвии нелатышей.

«Не надо бояться разногласий и небольших конфликтов между народами»(стр. 76). «Цель правительства – создать в стране такую ситуацию, чтобыгражданская война стала неизбежной», - утверждали авторы лучших сочинений (стр.248).

Два сочинения, кроме того, оканчивались лозунгами довоенных«перконкрустовцев» (стр. 19 и 86), в других можно найти проявления расизма,потому что авторы призывают отстаивать «чистоту крови» (стр. 74) и пишут о«бастардизации наций и рас» (стр. 78). В некоторых сочинениях содержалисьпримитивные выпады против русского народа («уродливый русский язык, алкоголь, деструкция,засоренная среда – неотъемлемые атрибуты русской культуры» (стр. 114). Русскимприписывалась «столетиями воспитываемая мораль убийц, разрушителей,провокаторов» (стр. 117).

Осенью 2001 года А. Гарда объявил о новом конкурсе. И на этот раз на темуо том, как деколонизировать Латвию. Но новый конкурс от предыдущего отличалсятем, что предусматривал выработку проекта закона о деколонизации и дополнений вУголовный кодекс. В состав жюри конкурса, кроме А.Гарды, вошли также ЭдуардБерклавс, председатель Рижского общества репрессированных Александр Цауне,главный редактор газеты « Latvietis Latvijā » Леонардс Инкинс, а также Лиене Апине, ЛигаМузиканте, Илзе Лиепа и Лига Криевиня, которых пресса обозвала «девочкамиГарды».

Как и в случае с первым конкурсом, работы, пришедшие на второй конкурс,были быстро изданы отдельной книгой, которую пресса тут же окрестила какпособие по деколонизации. Победителем второго конкурса стал инженер ЗигурдСтрикис, предложивший полную и окончательную деколонизацию Латвии провести зашесть месяцев, потому что если тянуть дольше, процесс этот может статьбесконечным. В проекте закона о деколонизации З.Стрикис предлагал предусмотретьнемалые сроки заключения для тех, кто будет пропагандировать интеграцию имешать процессу деколонизации, а все материальное обеспечение процессадеколонизации возложить на Россию и другие страны антигитлеровской коалиции. Председатель«Союза национальной силы» (NSS)Виктор Бирзе, другой участник конкурса, предложил включить в законопроектследующие положения: 1) государство не регистрирует браки между гражданами инегражданами; 2) браки между латышами и нелатышами допустимы только в порядкеисключения и регулируются специальным, выработанным для таких случаев Кодексом;3) Регистр предприятий Латвии регистрирует только пишущие (и говорящие) налатышском языке средства массовой информации, а уже существующие иноязычные СМИподлежат закрытию; наконец, 4) если на вакансию претендуют латыш и нелатыш,обязательное преимущество имеет латыш, несмотря на одинаковую профессиональнуюквалификацию. То есть все должно быть как в нацистской Германии, с той лишьразницей, что вместо партийной принадлежности на первое место ставитсяпринадлежность этническая!

«Союз национальной силы»

В феврале 2006 года одним из лидеров ультраправой националистическойорганизации «Союз национальной силы» (NSS)был 24-летний студент историко-философского факультета Латвийского университетаВиктор Бирзе. Уроженец Лиепаи, в 1999 – 2000 годах он был одним из автороввыходившего в Лиепае ежемесячника «Patriots». В марте 2000 года лиепайский Региональный отдел Полиции безопасностивозбудил против издателей журнала уголовное дело за разжигание расового инационального неравенства, однако в апреле того же года лиепайский судустановил, что журнал «Patriots»не является прессой, поскольку не был зарегистрирован как СМИ.

В 2001 году В.Бирзе активно участвует в конкурсах А.Гарды. Его взглядыдостаточно полно выражают следующие слова: «Ни в коем случае неприемлеманикакая миграция чуждых рас и народов в Латвию. Нелегальных иммигрантов надонезамедлительно выдворять... Латышская нация в своем государстве находится подугрозой из-за затянувшихся последствий оккупации и инородцев, большая частькоторых – мигранты из бывших республик Советского Союза, уже этого слишкоммного... Мы не можем позволить себе принять ни одного нового иммигранта». Аесли правительство будет действовать недостаточно «патриотично», «мы будемвынуждены призвать общество ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ защищать свое государствоот чужеземных орд, от потенциальных паразитов, дармоедов, преступников итеррористов».

В 2006 году Виктор Бирзе был одним из подателей заявки на проведениешествия бывших легионеров СС 16 марта. Помимо «Klubs 415», «Visu Latvijai!» и «Perkonkrusts», своимсоюзником Виктор Бирзе считает и латышских скинхедов. «У идей латышскихскинхедов есть известное сходство с латышскими националистическимиорганизациями. И они выступают за латышскую Латвию. Латышские скинхеды хотят,чтобы Латвия не превратилась в мультикультурное государство, но была способнасохранить свою историческую, культурную и этническую идентичность», - говорит лидерNSS.

«Klubs415»

Ультраправая националистическая организация «Клуб 415» существует с1995 года, но зарегистрирована в 1996 году. Официально в ее составе – 10членов, единомышленников – около 1 тысячи. По данным финансового отчета за 2004год, доходы от пожертвований и подарков составили 6903 лата, от хозяйственнойдеятельности – 232 лата; расходы на цели организации составили 3358 латов,административные издержки – 3331 лат, другие расходы – 2466 латов. Основныеметоды работы организации – переписка, издание листовок, публикации в прессе.Перечень основных акций организации выглядит следующим образом:

-1996год: сбор подписей запринятие законопроекта о гражданстве, разработанного ТБ/ДННЛ; протесты противбольшого процента русскоязычных передач на LNT (Латвийское независимое телевидение);

-1998год: сбор подписей запринятие закона о госязыке без поправок, отмену принятых поправок к закону огражданстве;

-1999год: во время мероприятий,посвященных «Балтийскому пути», выступают с призывами о деколонизации,встречаются с делегацией из Чечни, чтобы «прорвать информационную блокадуправительства РФ», устраивают пикет у посольства РФ;

-2001год: 16 марта выстраиваютпочетный караул у памятника Свободы, 17 июня распевают песни у российскогопосольства, 22 августа выступают с призывом деоккупации.

На домашней странице в Интернете названы главные задачи организации.Среди них: «Воспитать патриотизм, возродить национальные традиции, восстановитьнезависимость, добиться деколонизации». «Выезд советских колонистов необходим иобязателен». «Если будем действовать как хозяева в своей стране, то те, комунаше хозяйствование не понравится, уедут». «Надо устранить ситуацию, когдавнутренние и внешние враждебные силы разного происхождения могутбеспрепятственно издеваться над нашим народом, языком, землей и страданияминашего народа».

В июне 2005 года члены «Клуба - 415» приняли новую программу действий.Главная цель – построение «Латышской Латвии», при которой «именно латышскийнарод будет беспрепятственно принимать законы». Для этого предполагаетсябороться со смешанными браками, с процессом «слияния народов», все усилиядолжны быть направлены на проведение деколонизации. «Деколонизация – этоосвобождение колонизированной страны. В рамках освобождения происходит выезд изстраны колонистов и колонизаторов». Финансирование школ нацменьшинств изгосбюджета должно быть прекращено.

В 2006 году «Klubs 415»был одним из подателей заявки на проведение 16 марта шествия бывших легионеров Waffen SS к памятнику Свободы. Латышский легион – это«сильный символ сопротивления, которое наш народ оказал Советской власти», -считают лидеры этой организации.

«Visu Latvijai!»

Главным выразителем дум и чаяний латышских националистов в последниегоды является партия «Visu Latvijai!», сумевшая на последних парламентскихвыборах в октябре 2010 года вместе с ТБ/ДННЛ получить 8 депутатских мест. Сразупосле выборов в прессе вполне серьезно обсуждался вопрос о вхождении«висулатвийцев» и ТБ/ДННЛ в правительственную коалицию, наравне с «Центромсогласия», получившим 29 мандатов. Итог известен – за бортом правительстваостались и ультраправые, и «Центр согласия». Однако эта неудача не только неумерила пыл молодых по возрасту депутатов от «Visu Latvijai!», а наоборот толькораззадорила их активность. В течение почти года «старшие товарищи» из ТБ/ДННЛсобирали нотариально заверенные подписи в поддержку перевода всей системыобразования на латышский язык обучения. Однако эта акция шла ни шатко, ни валкодо тех пор, пока за нее не взялись молодые «висулатвийцы». В начале 2011 годанеобходимые по закону 10 тысяч подписей были собраны, и теперь уже государствоза свой счет должно обеспечить проведение опроса на эту тему. В случае если заликвидацию образования на языках нацменьшинств выскажется не менее 10 процентовот общего числа избирателей, т.е. не менее 150 тысяч человек, то решениевопроса передается в Сейм, а если парламент не принимает соответствующий закон,то выносится на референдум.

С недавних пор у «Visu Latvijai!» два лидера – Райвис Дзинтарс и ИмантсПарадниекс, хотя латышская пресса больше внимания уделяет пока ДзинтарсуРайвису. Только перед 16 марта два латышских еженедельных журнала – «Ieva» и «Ir» - опубликовали пространные и, что оченьважно, сочувственные по отношению к тому, что говорит и делает Р.Дзинтарс,статьи. В журнале «Ir»статья о Р.Дзинтарсе была озаглавлена «Новый вождь», и ее автор Индра Спранцеположительно оценила мнение скандально известного своими русофобскими иантисемитскими высказываниями адвоката Андриса Грутупса о том, что черезкакое-то время Р.Дзинтарс вполне мог бы претендовать на пост президента ЛР.

Концепт идеологии своей партии Р.Дзинтарс сформулировал еще в 2005году. «Я обещаю, - заявил он тогда в интервью газете « Вести сегодня », -что, придя в Сейм, в первую очередь буду бороться за изменение законов огражданстве и языке. Гражданство должно стать привилегией, котораяпредоставляется нелатышам лишь в особых случаях... Жить в Латвии все должны поправилам, которые диктует коренная нация. А закон о языке нужно обязательнораспространить и на бизнес. И при этом обязательно надо смотреть на уровеньвладения латышским языком: насколько чисто говорит человек или уродует его». Ноодно знание языка ничего не решает. «Демократия, как ее понимают разныенедовольные, - это вред. Свобода слова тоже должна иметь границы, иначе –развал государства. Мы... предлагаем гуманный способ решения проблем: создатьусловия для тех, кто хочет отсюда уехать. Вот на это нужно тратитьгосударственные средства, а не на натурализацию... Взгляды пятой колонны илатышей на благополучную Латвию никогда не совпадут, потому что наши интересыантагонистичны. Вопрос лишь в том, кто будет доминировать... Латыши выберутбедность, но не допустят равноправия русских!»

Латвия, как и обычно, с Россией несогласна…

Шествие сторонников нацизма в столицеЛатвии является неприкрытым вызовом международному сообществу, заявил 17 мартана брифинге официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. «Мы ещераз обратили внимание, что и в этом году в этом шествии принялучастие целый ряд латвийских политиков и депутатов сеймаиз радикальных партий. Мы неоднократно заявляли, что такие сборищанацистских пособников являются неприкрытым вызовом международному сообществу,попыткой пересмотра итогов Нюрнбергского трибунала, попыткой оправдатьфашистских преступников», - сказал Лукашевич.

Пресс-секретарь МИД ЛР Янис Силисв ответ заявил, что Министерство иностранных дел Латвии не будет реагировать назаявление России о 16 марта, так как позиция Латвии по данному вопросу ужедавно известна. «Давно известно мнение России и их очередное заявление особытиях 16 марта в Риге - не в новинку. Позиция Латвии также не изменилась,поэтому нет смысла комментировать слова России, так как 16 марта в Риге прошлоспокойно», - заявил Силис.

О 16 марта высказался и президентЛР Валдис Затлерс. «Пропаганда запрещенных идеологий, в том числе нацизма, вЛатвии запрещена. Если бы что-то подобное происходило на публичныхмероприятиях, последовала бы очень жесткая реакция… Надо понимать, что нашизаконы определяют, какие идеологии нельзя пропагандировать ни в каком виде. Этокасается конкретно нацистской идеологии. Если бы был хоть один признак, что вслучае проявления свободы слова и собраний пропагандируется запрещеннаяидеология, конечно, последовала бы очень острая реакция государства. Но мыдолжны уважать свободу граждан», - сказал Затлерс.

Таким образом, в лице президентастраны и МИД Латвийское государство в очередной раз открестилось от того, чтошествие 16 марта связано с пропагандой неонацизма. Это и неудивительно, ведь именноЛатвийское государство всячески поддерживает бывших легионеров Waffen SS, прославляя их как беззаветныхборцов за свободу и независимость Латвии. И именно государство переписываетисторию Латвии, ставя, по определению Андриевса Эзергайлиса, эмигрантскогоисторика латышского происхождения, «все с ног на голову». Благодаря именнотакой позиции Латвийского государства, шествия 16 марта год от года становятсявсе более массовыми. Идеология неонацизма для очень многих людей становитсяпривычной, естественной. И именно в этой идеологии многие латыши начинаютвидеть выход из того кризиса, в котором сегодня находится страна.

Подписи к фото:

1. РайвисДзинтарс – герой популярных латышских журналов.

2. ИмантсПарадниекс, сопредседатель партии «Все – Латвии!»

3. –“ –

4. ВисвалдисЛацис

5. В.Лациси Улдис Фрейманис (в головном уборе немецкой армии)

6. АйварсГарда

7. ФлагЭстонского легиона

8. Молодыесторонники «Все – Латвии!»

9. Шествие

10. Шествие

11. Шествие

12. ПамятникСвободы в осаде

13. Антифашистов– единицы…

Теги: Латвия , ВОВ

Поделиться: