Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Мировые модели государственной службы и опыт Казахстана

29.03.2011

Автор:

Теги:

Мировые модели государственной службы и опыт Казахстана

Арын Орсариев,ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан

Каждый просвещенныйправитель хотел бы располагать штатом трудолюбивых и образованных чиновников. Впринципе, в подобных запросах встречаются и весьма сложно сочетаемые понятия -отдать в управление определенный участок и заставить не выходить за пределыкомпетенции, заинтересовать в результатах работы и в то же время не позволитьиспользовать место для побочного заработка.

Для Казахстана,вступающего в стадию модернизации экономики и - что еще важнее для данногоэтапа – в стадию эффективной перестройки системы управления, возник вопрос, ктоже будет осуществлять эти процессы, как совместить прежний опыт с новымитенденциями, а за технологическими изысками не проглядеть социальные коллизии.И роль чиновника, причем, очевидно, чиновника среднего звена, должна возрасти.Где же их взять, как готовить, на что ориентировать?

Каждое обществовырабатывает собственное понимание функций государства в зависимости отсоциальных характеристик, национальной философии, менталитета и идеологии,верований и традиций. В то же время прослеживаются и общие черты обусловенныекультурной и политической близостью. В организационно-правовой структурегосударственной службы и ее административно-правовой регламентации можновыделить следующие модели:

1. Романо-германскаямодель (карьерная).

2. Англосаксонскаямодель (позиционная).

3. Государственнаяслужба стран исламской ориентации.

4. Трудовая модель.

«Карьерная» модельреализуется в таких странах как Франция, Германия и Япония. Основная ее черта –ориентация на «закрытость» карьеры и нематериальные льготы и гарантии нагосударственной службе (социальная защита государственных служащих, пенсионныегарантии, стабильность статуса).

Поступление нагосударственную службу происходит по конкурсному экзамену на основании принципаравенства всех кандидатов. Обязательными условиями при поступлении являютсяналичие базового образования и специальное предварительное обучение. Такимобразом, государственная служба основана на карьерном росте, основным принципомкоторой является «посвящение себя службе государству».

Заработная платаопределяется фиксированной сеткой оплаты труда и законодательно утвержденнымиокладами. Уровень оплаты зависит от должности, стажа и ранга государственногослужащего. Помимо этих «недостатков», с распространенной в странах СНГ точкизрения, есть еще одна¸ которая угрожает развитию экономики и государства вцелом - отсутствие межведомственной мобильности чиновников, что стало одной изнаиболее острых проблем карьерной модели.

«Позиционная» модельреализуется в США, Великобритании и Канаде. Основной характеристикой моделиявляется акцент на концепцию Нового государственного менеджмента (New publicmanagement) и систему оценки качества и результативности работы.

Поступление нагосударственную службу осуществляется на основании письменного экзамена общеготипа. В то же время англо-саксонская система продвижения по службе отличаетсяжесткостью на всех уровнях. Вся система приема, обучения и продвижения послужбе организована так, чтобы создать тип профессионального управленца,администратора широкого профиля (дженералиста).

Оплата труда зависитот тарифной сетки и дифференциации по результатам работы. В то же время, кпримеру, британская Комиссия по делам гражданской службы следит за тем, чтобыустановление окладов было конкурентоспособным с частным сектором.

Кроме того, в этихстранах создана гибкая система премий и бонусов, основанных на методиках оценкигосорганов и персонала.

Продвижение послужебной лестнице для большинства чиновников производится согласно принципамсистемы заслуг – отбору наилучших кандидатов на повышение в должности наконкурсных экзаменах, а также на основе ежегодной оценки их служебнойдеятельности.

Основнымзаконодательным источником в «исламской модели» является Шариат, которыйрассматривается не только как сборник божественных установлений, но и как одиниз регуляторов служебного поведения. Основная характеристика регулированиядеятельности чиновников в этой системе – ориентация на определение обязанностейслужащих-верующих при некотором второстепенном значении признаваемых загражданином социальных прерогатив.

Исламское право вомногом носит «архаичный» характер, но в то же время оно оказалось способнымгибко адаптироваться к нравственной эволюции и техническом прогрессу.Исследователи все чаще говорят об изменяющейся основе публичного мусульманскогоправа. Это происходит путем осторожного использования религиозных обычаев вконкретных управленческих ситуациях, а также путем непосредственноговмешательства самих органов власти.

Трудовая модельгосударственной службы занимает особое положение среди прочихадминистративно-правовых систем. Она является родственным романо-германской модели.

Государственнаяслужба этих стран (КНР, Куба и т.д.) основывается на принципах партийности,номенклатуры, административной иерархии и централизма. Деятельность чиновниковрегламентирована партийными решениями, а административная деятельность носитнесколько подчиненный, по сравнению с партийной деятельностью, характер.

Государственнаяслужба во многих случаях приравнивается к общей трудовой деятельности. Такимобразом, происходит отождествление правового положения государственных служащихи служащих (лиц наемного труда).

Кроме того, на фонеполитических и экономических успехов стран Азиатско-Тихоокеанского региона,выделяются еще две модели государственной службы:

-        Восточно-азиатская модель(элитная);

-        «Корпоративная» модельгосударственной службы.

Основной характернойособенностью «элитной» модели считается ориентация на высокую материальнуюмотивацию. Восточно-азиатская модель отмечена следующими основнымихарактеристиками:

- сформированосильное государство с эффективным государственным аппаратом;

- государственнаяслужба находится под постоянным контролем общественности, а также считаетсяпочетной и престижной, так как стабильна и хорошо оплачивается;

- государственныйслужащий, его знания, трудовые навыки и мотивация трудового поведения - решающийфактор, определяющий качество и уровень управленческой деятельности;

- зарплата госслужащегопересматривается каждый год и состоит из базового оклада, надбавки запрофессионализм и надбавки, учитывающей экономическое состояние страны.

При поступлении нагосударственную службу действует система конкурсного отбора. При отборекандидатов на государственную службу акцент делается на работу с кадровымрезервом через выявление перспективных учащихся, поощрение их учебы,предоставление стипендий для поступления в университеты и направление наиболееспособных для обучения за рубеж.

При принятии решенийо карьерном росте госслужащего основным критерием является эффективностьработы, а не стаж.

При начислениизарплаты применяются рыночные методы. Зарплата соответствует рангу госслужащегои вычисляется согласно формуле, привязанной к средней зарплате успешноработающих в частном секторе лиц. Размер зарплаты также зависит от того,насколько хорошо работает экономика страны.

«Корпоративная»модель представляет собой реформированную англо-саксонскую модель. Характернымиособенностями «корпоративной» модели можно считать полную ориентацию на рыноктруда, отказ от четкого определения штатной численности госслужащих, внедрениепринципов корпоративного управления.

Поступление нагосударственную службу является результатом жесткого конкурсного отбора попринципу «правильный человек на вакансию». Особенностью данной модели в НовойЗеландии является контрактная система трудовых отношений с государственнымислужащими. При поступлении на службу практически нет таких понятий, как «лимитштатной численности» и «реестр должностей». Первый руководительгосударственного органа сам вправе решать, сколько нужно работников длядостижения поставленной цели (проектная система работы).

В результате работагосорганов строится на рыночных принципах, в стране действует государственнаяслужба с гибкой системой корпоративного управления и кадрового менеджмента.

И теперь нампредстоит выбрать, что из мирового опыта мог бы использовать Казахстан наочередном витке развития. На сегодняшний день в Казахстане уже сформированадостаточно эффективная модель государственной службы с учетом международногоопыта в данной сфере. Основой для модернизации государственной службы и еепрофессионализации стала Стратегия развития Казахстана до 2030 года. В ней ПрезидентН.Назарбаев выделил такой приоритет, как «Профессиональное государство,ограниченное до основных функций».

18 сентября 1998года, впервые на постсоветском пространстве в Казахстане было создано Агентствопо делам государственной службы - уполномоченный орган, непосредственноподчиненный и подотчетный Главе государства. Его назначение – осуществлятьединую государственную политику в сфере государственной службы.

Анализмеждународного опыта показал, что основой государственной службыдемократических государств является меритократия - система, основанная наличных заслугах государственного служащего, включающая в себя такие элементы,как:

- обязательныйконкурсный отбор при поступлении и продвижении по госслужбе;

- правовую исоциальную защищенность государственных служащих;

- равную оплатутруда за выполнение равнозначной работы;

- поощрениегосударственных служащих, достигающих эффективных результатов в своейдеятельности;

- постоянноеобучение государственных служащих в целях улучшения результатов ихдеятельности.

Именно эти принципылегли в основу принятого в июле 1999 г. Закона «О государственной службе» иподзаконных актов. Но следует особо подчеркнуть, что законодательство республикисоздавалось как с учетом зарубежного опыта, так и национальных традицийуправленческой культуры. В этом, можно сказать, и заключается уникальностьказахстанской модели государственной службы.

Системуказахстанской государственной службы можно охарактеризовать какконкурсно-карьерную модель. Данная модель совмещает положительные чертыконкурсной и карьерной моделей государственной службы, то есть гражданепоступив на государственную службу на основе открытого конкурса, могут продвигатьсявнутри системы как по горизонтали, так и по вертикали без проведения конкурса,в порядке перевода.

Важную роль вобеспечении государственной службы профессиональными кадрами играет Академиягосударственной службы при Президенте Республики Казахстан, призваннаяосуществлять повышение квалификации, подготовку и переподготовкугосударственных служащих. Кроме того, создана сеть региональных центров обучениягосударственных служащих для обучения сотрудников местных государственныхорганов.

Для профессионализациигосслужбы необходимо выполнение двух условий - стабильность кадров, чтодостигается эффективной социальной и правовой защитой, и непрерывное обучение госслужащих.Все предпосылки для этого созданы, поэтому есть твердая уверенность, что казахстанскаягосударственная служба будет отвечать требованиям, предъявляемым к ней народомКазахстана. И новые условия развития государства и общества, вызывающие новыетребования к управленцам, будут учтены.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение