Падение уровня жизни населения Кыргызстана - основная причина мартовских событий 2005 года. ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Однако эти изменения привели к ухудшению жизни людей. Население, ранее представлявшее собой в основном социально однородную структуру, в современных условиях стало стремительно разделяться на богатых и бедных. Этому в значительной степени способствовала политика государственной власти, превратившейся из авторитарно-демократической в авторитарную. Время показало, что прежняя власть оказалась неспособной на новых, демократических началах построить новое, развитое, цивилизованное общество.
Падение уровня жизни населения Кыргызстана - основная причина мартовских событий 2005 года. ч.1

На историческом факультете МГУ прошла презентация книги Назиры Усуповой "Кыргызстан: проблемы бедности в условиях трансформации общественно-политической жизни страны".

Редация сайта публикует отрывки из монографии.

***********************************************************************************

Падение уровня жизни населения Кыргызстана - основная причинамартовских событий 2005 года.

Как известно, в первые годы после распада СССР в Кыргызстане происходили качественные изменения во всех сферах общественной жизни: вместокоммунистической идеологии начала распространяться буржуазно-либеральная,внедрялись принципы демократического управления обществом, плановая экономикабыла заменена рыночной, породившей различные формы собственности.

Однако этиизменения привели к ухудшению жизни людей. Население, ранее представлявшеесобой в основном социально однородную структуру, в современных условиях сталостремительно разделяться на богатых и бедных. Этому в значительной степениспособствовала политика государственной власти, превратившейся изавторитарно-демократической в авторитарную. Время показало, что прежняя властьоказалась неспособной на новых, демократических началах построить новое,развитое, цивилизованное общество.

Анализ цифровых данных, характеризующихуровень бедности, присущие ему тенденции, показывает, что он изменялся взависимости от характера, степени развития рыночных отношений, достигнутых наразличных этапах социально-экономического развития страны. Поэтому, чтобыопределить эти тенденции, необходимо определить этапы становления рыночнойэкономики в Кыргызстане.

Первый этап - характеризуется как этап трансформационного спада иструктурного кризиса в стране.

Он охватывает 1991-1995 годы. Это был самыйтрудный период для экономики и общества в целом, когда наблюдались критическоесокращение ВВП, массовые банкротства промышленных предприятий,производственники переживали невероятные трудности в процессе адаптации к новымэкономическим условиям. Только на период 1992-1993г.г. цены на продукты питанияи товары первой необходимости выросли в среднем в 5 раз, а рост заработнойплаты отстал от повышения цен в 3 раза, ее реальный уровень снизился на 40%. *Вэто период усилия правительства были сконцентрированы на достижениимакроэкономической стабильности и недопущении стремительного падения уровняжизни населения, угрожающего стабильности Кыргызстана.

На втором этапе, охватывающем 1996-1999 годы, происходили процессыоживления экономики на базе проводимых в то время структурных реформ. В этигоды был достигнут определенный прогресс в макроэкономической сфере:положительные темпы экономического роста, замедление инфляции, оживлениеинвестиционной активности.

Деятельность правительства в это время былаориентирована на проведение социально-экономических реформ, способствовавшихсозданию новых факторов и условий, необходимых для успешного функционированияэкономики Кыргызстана. Вследствие этого, после спада, произошедшего в 1998году, началось хоть и незначительное, но важное для республики оживлениеэкономической деятельности. Заметно увеличилось производство валовой продукции сельского хозяйства: за12 месяцев 1999 года оно превысило уровень 1998 года на 8,7%. За это же времяпроизводство в пищевой промышленности возросло на 59,1%, а ее экспортсократился на 25.6%. Этот факт говорит о переориентации отдельных предприятийэтой отрасли на внутренний рынок. 1

Однако, с другой стороны, именно в этот период в социальной сферепроисходит накопление крайне болезненных социальных издержек, сопровождавшихтрансформационные процессы: рост имущественного расслоения, бедности, другихсоциальных болезней.

Третий этап, начавшийся с 2000 года и длившийся по 2005 год,характеризуется как период стабилизации экономического роста. Несомненно,стабилизация экономики создает необходимые, но пока еще недостаточные условиядля осуществления политики правительства по поступательному развитию экономикии становлению так называемого рыночного индивида. Но с другой стороны, несмотряна снижение в целом бедности, ее уровень оставался высоким, особенно в сельскойместности

В соответствии с этапами экономического развития складывались итенденции уровня бедности. Так, на первом этапе, охватывающем 1991-1995 годы,бедным стало более половины населения. Этот период отличается тем, что именно вэто время процесс формирования контингента бедного населения происходилнаиболее интенсивно, в основном вследствие массового высвобождения работников изразличных отраслей экономики, а особенно -либерализации цен, что при слабостисоциальной защиты поставило тысячи людей на грань голода и нищеты.

Так, 3января 1992 года был издан Указ Президента «О существенных измененияхгосударственной политики в области цен», в котором предписывалось, что«предприятия и организации, другие юридические лица, расположенные натерритории республики независимо от подчинения и форм собственности, применяютс 4 января 1992 года на продукцию производственно-технического назначения,товаров народного потребления, работы и услуги свободные (рыночные) цены итарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения». 1 Правительствопризвало население отнестись с пониманием к этим мерам, на которые вынужденабыла пойти республика, чтобы защитить свой рынок от хаоса. В результате цены наних в 1992-1993г.г. выросли в среднем в 5 раз, а продажа в магазинах основныхпродуктов питания сократилась на 12-35%. Рост цен ощутимо сказался наматериальном положении населения республики.

Анализ данных Национального статистического комитета республикипоказывает, что из-за все повышающихся цен на продукты питания доля затрат наних в этом период с каждым годом все увеличивалась. Например, с 1991 по 1996 г.г. она выросла с30,3до 64,5%о, а расходы на покупку непродовольственных товаров снизились с 38 до16%. Это говорит о высокой стоимости жизни и переходе все большей частинаселения в категорию бедных. При этом нужно отметить, что затраты на жилье,лечение и образование в 1994 году по сравнению с 1993 годом увеличились в 1,7раза. 3 Поэтому с 1992 года материальное положение абсолютногобольшинства кыргызстанцев характеризовалось относительно низким уровнем личныхдоходов, неэффективностью и незначительностью таких проводимых мероприятий, какприватизация, введение купонов.

Хотя в начале 90-х годов в стране проводилась работа понормализации заработной платы рабочих и служащих (например, с 1 января 1992года на 40% она была повышена на 40% работникам образования , здравоохранения,науки, культуры, правоохранительных органов и др.),но в связи снеконтролируемым ростом цен минимум заработной платы в 350 рублей никак несоответствовал ценам 1992 года.

В 1994 году цены на потребительские товары повышались в среднем на23%, а среднемесячная заработная плата - только на 18%. ]

Происходило неуклонное расслоение общества на богатых и бедных.Так, в 1994 году 10% высокооплачиваемого населения располагали 24% денежныхдоходов, а 10% самой низкообеспеченной его части лишь 2,4 процентами. Этосоотношение сохранилось и в 1996 году. 2

В связи с этим правительству республики, начиная с 1994 годаприщлось решать сложнейшие задачи, реализация которых должна быласпособствовать поддержанию минимального жизненного уровня населения.Онирешались на основе закона «О пенсионном обеспечении граждан КыргызскойРеспублики» от 14 апреля 1994 года, в соответствии с которым в республике быларазработана государственная Программа занятости населения, котораяпредусматривала квотирование и создание новых рабочих мест на предприятиях, поощрениеэтой деятельности через налогообложение. С июня 1994 года началась реализациясовместного со Всемирным банком проекта «Кыргызстан: социальная защита», цельюкоторого являлась организация службы постоянного учета и наблюдения за чертойбедности населения и разработки соответствующих мер.

В целях поддержания жизненного уровня малоимущих слоев населенияУказом Президента «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения» от11 апреля 1994 года, с 1 июля 1994 года были повышены минимальные размерызаработной платы, пенсий, пособий и стипендий в 1,5 раза, работников бюджетныхорганизаций в среднем на 30%, а с 1 сентября- еще на 10%, а с февраля 1996 года- еще на 20%. 1

Для обеспечения адресной социальной защиты малоимущих слоевнаселения и совершенствования системы социальной помощи с 1 января 1995 годабыло установлено единое ежемесячное пособие малообеспеченным семьям и гражданамвзамен ранее выплачиваемых государственных пособий семьям, имеющим детей,социальные пенсии и компенсационные выплаты на хлеб и хлебобулочные изделия.Трижды был пересмотрен в сторону увеличения размер пенсий: он возрос с 68 сомов1994 года до 160 сомов в 1995 году. А в феврале 1996 года наименьший размерпенсий составил 200 сомов.

Поделиться: