Качурина О.: Миротворческий центр как способ урегулирования Армяно-Азербайджанского конфликта

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На фоне растущей напряженности по вопросу Нагорного-Карабаха со стороны общественно-политических организаций и активистов предпринимаются различные попытки налаживания связей между враждующими сторонами – Армянами и Азербайджанцами.
Качурина О.: Миротворческий центр как способ урегулирования Армяно-Азербайджанского конфликта

Миротворческий центр как способ урегулирования Армяно-Азербайджанского конфликта

На фоне растущей напряженности по вопросу Нагорного-Карабаха со стороны общественно-политических организаций и активистов предпринимаются различные попытки налаживания связей между враждующими сторонами – Армянами и Азербайджанцами.

 В этом году будет отмечаться 17 годовщина подписания миротворческого мандата 1994 года о прекращении огня. Это соглашение приостановило развертывание полномасштабной войны за Нагорный Карабах. Все последующие попытки укрепить договор на деле не увенчались успехом– число погибших и пропавших без вести превышает 25.000 человек, тысячи мирных жителей вынуждены были покинуть свои дома и по сей день тлеющий конфликт грозится вновь разгореться в пожар вооруженных столкновений. Главы враждующих государств поддерживают воинственные настроения в обществе - так, риторика их выступлений на Саммите ОБСЕ в Казахстане в конце прошлого года четко далапонять, что о мирном решении вопроса не может быть и речи. Свидетельством томуможет служить размер расходов Баку на военные нужды – они достигли уровня 3,1 млрд. долларов США.Именно поэтому в настоящее время наиболее остро стоит вопрос необходимости нестолько урегулирования, сколько предотвращения конфликта.

Этому был посвящен Доклад Международной Кризисной Группы (МКГ) по Нагорно-Карабахскому Конфликту, обнародованный 8февраля. «Гонка вооружений, эскалация фронтовых столкновений, язвительнаяриторика и мнимый прорыв в мирных переговорах повышает вероятность войны между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах»,- говорится в докладе. «Наращивание военного потенциала с обеих сторон сделает новый вооруженный конфликт на Южном Кавказе еще более смертоносным, чем в 1992-1994 гг., когда он закончился шаткимперемирием. Могут возникнуть альянсы в лице других стран, таких как Россия,Турция и Иран.… Чтобы избежать повторения военных действий, противоборствующие стороны должны подписать документ об основных принципах урегулирования конфликта мирным путем и предпринять меры по укреплению доверия, ослаблению напряженности и предотвращению новых боевых действий». Доклад объективно отражает очевидную вероятность начала боевых действий на Южном Кавказе. Тем неменее, Ереван и Баку обвинил МКГ в предвзятом отношении в пользу другой страны.

Подобная реакция не вызывает удивления у местных общественно-политических организаций – любые попытки прийти к разрешению конфликта, к его ослаблению мирным путем вызывают неприятие со стороны политической элиты. Это сказывается и на деятельности этих организаций. Различные бюрократически препоны, провокации и просто угрозы поступают в адрестех, кто стоит за идеей мирного и цивилизованного диалога между гражданамивраждующих стран.

 Одним из таких проектов может стать Центр Миротворчества в грузинском селе Текали. Оно находится в 70 км от Тбилиси, в 10 км от пограничного пункта Красный мост (Грузия-Азербайджан) и в29 км от пограничного пункта Садахло (Грузия-Армения) и именно здесь проживают этнические азербайджанцы. Армяне живут совсем близко - в близлежащих деревнях и городах. Все они находятся на грани нищеты. Именно поэтому было решено осуществлять этот проект в этом регионе, т.к. армяно-азербайджанский диалог может произойти лишь в условиях возрождения Южнокавказского региона, регионального мышления, региональной интеграции и безопасности.

Авторы проекта совместно с активистами гражданского общества, деятелями культуры и журналистами намерены начать процесс налаживания утерянных связей и нормального сосуществования с обыденных вещей. Так, планируется лоббировать целевые проекты на восстановление дорог, обеспечение Текали иблизлежащих сел питьевой водой и водой для орошения. Особенно остро в данном контексте стоит вопрос о необходимости разминирования территории.

Центр Миротворчества видится его создателям основой для «расширения» в сторону Армении и Азербайджана и создания на стыке трех границ свободной зоны общения для граждан трех государств. Для этого туда должны быть перемещены проекты, нацеленные на армяно-азербайджанский диалог и региональную интеграцию - различные встречи, конференции, тренинги, которые организуются в региональном формате, и в настоящее время проходят в Грузии. Для грузинского правительства такой проект мог бы также внести значительный вклад в развитие региона и содействовать государственной политике, направленной на интеграцию национальных меньшинств.

 Мир и безопасность Южного Кавказа могут быть обеспечены открытостью конфликтных зон, свободой слова, преодолением табу в диалоге и действиях, консолидацией правозащитных и миротворческих ресурсов. Это должно послужить фундаментом для построения политических альтернатив разрешения конфликтов и региональной интеграции.

Ссылки по теме:

http://www.facebook.com/note.php?note_id=121892077863343&id=623983321

http://www.crisisgroup.org/en/regions/europe/caucasus/B60-armenia-and-azerbaijan-preventing-war.aspx

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_3681000/3681079.stm

http://www.karabah88.ru/history/karabah/36-1.html

Поделиться: