Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ИАЦ МГУ: Навстречу выборам: эволюция избирательного законодательства РК.

25.03.2011

Автор:

Теги:

Избирательный процесс является одним из важнейшихэлементов соблюдения демократических принципов в государстве. Базовые принципы,регламентирующие избирательные стандарты были разработаны авторитетнымимеждународными организациями в конце прошлого столетия.

Среди основных международных документов,регламентирующих избирательные стандарты:

Всеобщаядекларация прав человека 1948 года

ЕвропейскаяКонвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года

Международныйпакт о гражданских и политических правах 1966 года

ДокументКопенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года

Декларация окритериях свободных и справедливых выборов 1994 года

Конвенция остандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах– участниках Содружества Независимых Государств 2002 года

КишиневскаяКонвенция 2002 года.

При этом базовыми принципами, закрепленными в международныхдокументов, можно считать:

всеобщееизбирательное право

равноеизбирательное право

прямые выборы

обязательность ипериодичность проведения выборов;

свободаволеизъявления

соответствиерезультатов выборов воле народа;

политическийнейтралитет государства;

свободнаяконкуренция

право граждандобиваться государственных постов в личном качестве;

честный и точныйподсчет голосов

открытость игласность избирательных процедур, участие национальных и международныхнаблюдателей

гарантиивступления в должность и сохранения полномочий избранных кандидатов

возможностьобжалования нарушений и ответственность за нарушения избирательных правграждан.

Какизвестно, наиболее авторитетными организациями, ведущими мониторингизбирательных кампаний, являются БДИПЧ/ОБСЕ(с 1992 года мандат по оказанию помощи государствам-участникам ОБСЕ сцелью укрепления и защиты демократических институтов), МПА СНГ, ШОС.

На протяжениипоследних лет оценка качества электоральных процедур вызывала споры ипротиворечия между странами постсоветского пространства и Западом.

 

    БДИПЧ/ОБСЕ предъявляла претензии России,Азербайджану, Казахстану в несоблюдении демократических стандартов в процессевыборов.

    Ряд замечаний и рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ поитогам избирательных кампаний в Республике Казахстан способствовал модернизацииизбирательного законодательства РК.

Порезультатам проведенных в Республике Казахстан избирательных кампаний 2005 –2007 годов международной организацией БДИПЧ/ОБСЕ были высказаны следующиезамечания:

Ø                    неполного соблюдения ряда обязательств по Копенгагенскому документу 1990года (всеобщее равное избирательное право, обеспечение тайного голосования,публикация официальных результатов голосования, беспрепятственный доступ к СМИкандидатов и отдельных лиц, процедура рассмотрения жалоб и заявлений, свободаслова и собраний)

Ø                    аспектов избирательного законодательства РК, не соответствующихКопенгагенскому документу 1990 года (право граждан добиватьсяполитических/государственных постов на принципах недискриминации, правосвободно создавать политические партии и организации)

Ø                    не было выполнено обязательство по Копенгагенскому документу 1990 года вотношении свободного проведения политических кампаний

Ø                    избирательных участков (учет избирательных бюллетеней, доступ кизбирательным участкам)

Ø                    нерепрезентативного  составаизбирательных комиссий

Ø                    отсутствие доверия у населения в отношении системы электронногоголосования

По результатампроведенной в РК избирательной кампании 2005 года БДИПЧ/ОБСЕ высказала рекомендациив отношении избирательного процесса:

ü                    усовершенствование принципа формирования избирательных комиссий(плюрализм в их составе, беспристрастность работы, в большей степенинезависимость от исполнительной власти )

ü                     утверждение единообразных процедури рекомендаций по планировке избирательных участков

ü                    необходимость тестирования и сертификации системы электронногоголосования независимой стороной

ü                    внедрение в систему электронного голосования бумажного учета

По результатампроведенной в РК избирательной кампании 2005 года БДИПЧ/ОБСЕ высказала рекомендациив отношении проведения агитации:

q                    выделение рекламной площади/рекламных щитов всем кандидатам наравноправной основе

q                    увеличение количества мест, где разрешено размещать агитационныематериалы

q                    финансирование избирательных кампаний из расчета, позволяющего вестиполноценную агитацию. Контроль за этим процессом

По результатампроведенных в РК избирательных кампаний 2005 - 2007годов БДИПЧ/ОБСЕвысказала рекомендации в отношении СМИ:

Ø                    предоставление всем кандидатам беспрепятственного доступа кгосударственным СМИ на равноправной основе

Ø                    равное внимание кандидатам при освещении политических вопросов в периодпредвыборной кампании в СМИ

Ø                    недопустимость административного давления на СМИ

По результатампроведенной в РК избирательной кампании 2007 года БДИПЧ/ОБСЕ высказала рекомендациив отношении избирательного процесса:

Из представленныхрекомендаций, в период досрочных выборов Президента РК 2011 года были учтеныследующие рекомендации в отношении правового аспекта выборов:

o                      размещение на официальном интернет-ресурсе ЦИК результатовподсчета голосов на прошедших выборах

o                      организация разъяснения законодательства о выборах

o                      установлены единые стандарты по определению кандидатами знаниягосударственного языка

Из представленныхрекомендаций, в период досрочных выборов Президента РК 2011 года были учтеныследующие рекомендации в отношении избирательного процесса:

Из представленныхрекомендаций, в период досрочных выборов Президента РК 2011 года были учтеныследующие рекомендации в отношении избирательного процесса:

v                    на предстоящих президентских выборах не будет использована системаэлектронного голосования

v                     изменена форма избирательногобюллетеня. Исключена графа «против всех».

v                    в отношении процедуры наблюдения за выборами (всем аккредитованныминостранным и местным наблюдателям предоставляется  беспрепятственный доступ ко всем аспектамизбирательного процесса).

В тоже время, в предварительном отчете Миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ) указано, что проверка подписей в поддержку кандидатов в президенты Казахстана не была прозрачной. Отмечается, что предыдущие рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ по разъяснению правовых положений касательно регистрации кандидатов по-прежнему не принимаются во внимание.

Более того, подчеркивается в документе, нечеткость механизмов регистрации доверенных лиц сокращала время для сбора подписей.  «Например, некоторыеобластные избиркомы  потребовали от кандидатов предоставить нотариальнозаверенные заявления о регистрации их доверенных лиц, тогда как другие принимали заявления, написанные в простой письменной форме», - указывается в отчете.

Также указывается, что для некоторых кандидатов препятствием к участию в выборах стал тест на знание казахского языка. «Несмотря на предыдущие рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ, не было установлено никаких четких критериев оценки данного теста, и до сихпор, отчасти неясно, на основании чего лингвистическая комиссия, назначенная ЦИК, выносила свои заключения», - отмечается в документе.

Но, в целом, несмотря на высказанные замечания законодательство о выборах в Республике Казахстанэволюционирует в русле дальнейшей модернизации избирательного права.



Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение