ИАЦ МГУ: Навстречу выборам: эволюция избирательного законодательства РК.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как известно, наиболее авторитетными организациями, ведущими мониторинг избирательных кампаний, являются БДИПЧ/ОБСЕ (с 1992 года мандат по оказанию помощи государствам-участникам ОБСЕ с целью укрепления и защиты демократических институтов), МПА СНГ, ШОС.На протяжении последних лет оценка качества электоральных процедур вызывала споры и противоречия между странами постсоветского пространства и Западом.
ИАЦ МГУ: Навстречу выборам: эволюция избирательного законодательства РК.

Избирательный процесс является одним из важнейшихэлементов соблюдения демократических принципов в государстве. Базовые принципы,регламентирующие избирательные стандарты были разработаны авторитетнымимеждународными организациями в конце прошлого столетия.

Среди основных международных документов,регламентирующих избирательные стандарты:

•Всеобщаядекларация прав человека 1948 года

•ЕвропейскаяКонвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года

•Международныйпакт о гражданских и политических правах 1966 года

•ДокументКопенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года

•Декларация окритериях свободных и справедливых выборов 1994 года

•Конвенция остандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах– участниках Содружества Независимых Государств 2002 года

•КишиневскаяКонвенция 2002 года.

При этом базовыми принципами, закрепленными в международныхдокументов, можно считать:

•всеобщееизбирательное право

•равноеизбирательное право

•прямые выборы

•обязательность ипериодичность проведения выборов;

•свободаволеизъявления

•соответствиерезультатов выборов воле народа;

•политическийнейтралитет государства;

•свободнаяконкуренция

•право граждандобиваться государственных постов в личном качестве;

•честный и точныйподсчет голосов

•открытость игласность избирательных процедур, участие национальных и международныхнаблюдателей

•гарантиивступления в должность и сохранения полномочий избранных кандидатов

•возможностьобжалования нарушений и ответственность за нарушения избирательных правграждан.

Какизвестно, наиболее авторитетными организациями, ведущими мониторингизбирательных кампаний, являются БДИПЧ/ОБСЕ(с 1992 года мандат по оказанию помощи государствам-участникам ОБСЕ сцелью укрепления и защиты демократических институтов), МПА СНГ, ШОС.

На протяжениипоследних лет оценка качества электоральных процедур вызывала споры ипротиворечия между странами постсоветского пространства и Западом.

БДИПЧ/ОБСЕ предъявляла претензии России,Азербайджану, Казахстану в несоблюдении демократических стандартов в процессевыборов.

Ряд замечаний и рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ поитогам избирательных кампаний в Республике Казахстан способствовал модернизацииизбирательного законодательства РК.

Порезультатам проведенных в Республике Казахстан избирательных кампаний 2005 –2007 годов международной организацией БДИПЧ/ОБСЕ были высказаны следующиезамечания:

Ø неполного соблюдения ряда обязательств по Копенгагенскому документу 1990года (всеобщее равное избирательное право, обеспечение тайного голосования,публикация официальных результатов голосования, беспрепятственный доступ к СМИкандидатов и отдельных лиц, процедура рассмотрения жалоб и заявлений, свободаслова и собраний)

Ø аспектов избирательного законодательства РК, не соответствующихКопенгагенскому документу 1990 года (право граждан добиватьсяполитических/государственных постов на принципах недискриминации, правосвободно создавать политические партии и организации)

Ø не было выполнено обязательство по Копенгагенскому документу 1990 года вотношении свободного проведения политических кампаний

Ø избирательных участков (учет избирательных бюллетеней, доступ кизбирательным участкам)

Ø нерепрезентативного составаизбирательных комиссий

Ø отсутствие доверия у населения в отношении системы электронногоголосования

По результатампроведенной в РК избирательной кампании 2005 года БДИПЧ/ОБСЕ высказала рекомендации в отношении избирательного процесса:

ü усовершенствование принципа формирования избирательных комиссий(плюрализм в их составе, беспристрастность работы, в большей степенинезависимость от исполнительной власти )

ü утверждение единообразных процедури рекомендаций по планировке избирательных участков

ü необходимость тестирования и сертификации системы электронногоголосования независимой стороной

ü внедрение в систему электронного голосования бумажного учета

По результатампроведенной в РК избирательной кампании 2005 года БДИПЧ/ОБСЕ высказала рекомендации в отношении проведения агитации:

q выделение рекламной площади/рекламных щитов всем кандидатам наравноправной основе

q увеличение количества мест, где разрешено размещать агитационныематериалы

q финансирование избирательных кампаний из расчета, позволяющего вестиполноценную агитацию. Контроль за этим процессом

По результатампроведенных в РК избирательных кампаний 2005 - 2007годов БДИПЧ/ОБСЕвысказала рекомендации в отношении СМИ:

Ø предоставление всем кандидатам беспрепятственного доступа кгосударственным СМИ на равноправной основе

Ø равное внимание кандидатам при освещении политических вопросов в периодпредвыборной кампании в СМИ

Ø недопустимость административного давления на СМИ

По результатампроведенной в РК избирательной кампании 2007 года БДИПЧ/ОБСЕ высказала рекомендации в отношении избирательного процесса:

Из представленныхрекомендаций, в период досрочных выборов Президента РК 2011 года были учтеныследующие рекомендации в отношении правового аспекта выборов:

o размещение на официальном интернет-ресурсе ЦИК результатовподсчета голосов на прошедших выборах

o организация разъяснения законодательства о выборах

o установлены единые стандарты по определению кандидатами знаниягосударственного языка

Из представленныхрекомендаций, в период досрочных выборов Президента РК 2011 года были учтеныследующие рекомендации в отношении избирательного процесса:

Из представленныхрекомендаций, в период досрочных выборов Президента РК 2011 года были учтеныследующие рекомендации в отношении избирательного процесса:

v на предстоящих президентских выборах не будет использована системаэлектронного голосования

v изменена форма избирательногобюллетеня. Исключена графа «против всех».

v в отношении процедуры наблюдения за выборами (всем аккредитованныминостранным и местным наблюдателям предоставляется беспрепятственный доступ ко всем аспектамизбирательного процесса).

В тоже время, в предварительном отчете Миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ) указано, что проверка подписей в поддержку кандидатов в президенты Казахстана не была прозрачной. Отмечается, что предыдущие рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ по разъяснению правовых положений касательно регистрации кандидатов по-прежнему не принимаются во внимание.

Более того, подчеркивается в документе, нечеткость механизмов регистрации доверенных лиц сокращала время для сбора подписей. «Например, некоторыеобластные избиркомы потребовали от кандидатов предоставить нотариальнозаверенные заявления о регистрации их доверенных лиц, тогда как другие принимали заявления, написанные в простой письменной форме», - указывается в отчете.

Также указывается, что для некоторых кандидатов препятствием к участию в выборах стал тест на знание казахского языка. «Несмотря на предыдущие рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ, не было установлено никаких четких критериев оценки данного теста, и до сихпор, отчасти неясно, на основании чего лингвистическая комиссия, назначенная ЦИК, выносила свои заключения», - отмечается в документе.

Но, в целом, несмотря на высказанные замечания законодательство о выборах в Республике Казахстанэволюционирует в русле дальнейшей модернизации избирательного права.

Теги: ОБСЕ

Поделиться: