ИАЦ МГУ: Навстречу выборам: эволюция избирательного законодательства РК.
Автор: ИАЦ МГУ
Избирательный процесс является одним из важнейшихэлементов соблюдения демократических принципов в государстве. Базовые принципы,регламентирующие избирательные стандарты были разработаны авторитетнымимеждународными организациями в конце прошлого столетия.
Среди основных международных документов,регламентирующих избирательные стандарты:
•Всеобщаядекларация прав человека 1948 года
•ЕвропейскаяКонвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года
•Международныйпакт о гражданских и политических правах 1966 года
•ДокументКопенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года
•Декларация окритериях свободных и справедливых выборов 1994 года
•Конвенция остандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах– участниках Содружества Независимых Государств 2002 года
•КишиневскаяКонвенция 2002 года.
При этом базовыми принципами, закрепленными в международныхдокументов, можно считать:
•всеобщееизбирательное право
•равноеизбирательное право
•прямые выборы
•обязательность ипериодичность проведения выборов;
•свободаволеизъявления
•соответствиерезультатов выборов воле народа;
•политическийнейтралитет государства;
•свободнаяконкуренция
•право граждандобиваться государственных постов в личном качестве;
•честный и точныйподсчет голосов
•открытость игласность избирательных процедур, участие национальных и международныхнаблюдателей
•гарантиивступления в должность и сохранения полномочий избранных кандидатов
•возможностьобжалования нарушений и ответственность за нарушения избирательных правграждан.
Какизвестно, наиболее авторитетными организациями, ведущими мониторингизбирательных кампаний, являются БДИПЧ/ОБСЕ(с 1992 года мандат по оказанию помощи государствам-участникам ОБСЕ сцелью укрепления и защиты демократических институтов), МПА СНГ, ШОС.
На протяжениипоследних лет оценка качества электоральных процедур вызывала споры ипротиворечия между странами постсоветского пространства и Западом.
БДИПЧ/ОБСЕ предъявляла претензии России,Азербайджану, Казахстану в несоблюдении демократических стандартов в процессевыборов.
Ряд замечаний и рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ поитогам избирательных кампаний в Республике Казахстан способствовал модернизацииизбирательного законодательства РК.
Порезультатам проведенных в Республике Казахстан избирательных кампаний 2005 –2007 годов международной организацией БДИПЧ/ОБСЕ были высказаны следующиезамечания:
Ø неполного соблюдения ряда обязательств по Копенгагенскому документу 1990года (всеобщее равное избирательное право, обеспечение тайного голосования,публикация официальных результатов голосования, беспрепятственный доступ к СМИкандидатов и отдельных лиц, процедура рассмотрения жалоб и заявлений, свободаслова и собраний)
Ø аспектов избирательного законодательства РК, не соответствующихКопенгагенскому документу 1990 года (право граждан добиватьсяполитических/государственных постов на принципах недискриминации, правосвободно создавать политические партии и организации)
Ø не было выполнено обязательство по Копенгагенскому документу 1990 года вотношении свободного проведения политических кампаний
Ø избирательных участков (учет избирательных бюллетеней, доступ кизбирательным участкам)
Ø нерепрезентативного составаизбирательных комиссий
Ø отсутствие доверия у населения в отношении системы электронногоголосования
По результатампроведенной в РК избирательной кампании 2005 года БДИПЧ/ОБСЕ высказала рекомендации в отношении избирательного процесса:
ü усовершенствование принципа формирования избирательных комиссий(плюрализм в их составе, беспристрастность работы, в большей степенинезависимость от исполнительной власти )
ü утверждение единообразных процедури рекомендаций по планировке избирательных участков
ü необходимость тестирования и сертификации системы электронногоголосования независимой стороной
ü внедрение в систему электронного голосования бумажного учета
По результатампроведенной в РК избирательной кампании 2005 года БДИПЧ/ОБСЕ высказала рекомендации в отношении проведения агитации:
q выделение рекламной площади/рекламных щитов всем кандидатам наравноправной основе
q увеличение количества мест, где разрешено размещать агитационныематериалы
q финансирование избирательных кампаний из расчета, позволяющего вестиполноценную агитацию. Контроль за этим процессом
По результатампроведенных в РК избирательных кампаний 2005 - 2007годов БДИПЧ/ОБСЕвысказала рекомендации в отношении СМИ:
Ø предоставление всем кандидатам беспрепятственного доступа кгосударственным СМИ на равноправной основе
Ø равное внимание кандидатам при освещении политических вопросов в периодпредвыборной кампании в СМИ
Ø недопустимость административного давления на СМИ
По результатампроведенной в РК избирательной кампании 2007 года БДИПЧ/ОБСЕ высказала рекомендации в отношении избирательного процесса:
Из представленныхрекомендаций, в период досрочных выборов Президента РК 2011 года были учтеныследующие рекомендации в отношении правового аспекта выборов:
o размещение на официальном интернет-ресурсе ЦИК результатовподсчета голосов на прошедших выборах
o организация разъяснения законодательства о выборах
o установлены единые стандарты по определению кандидатами знаниягосударственного языка
Из представленныхрекомендаций, в период досрочных выборов Президента РК 2011 года были учтеныследующие рекомендации в отношении избирательного процесса:
Из представленныхрекомендаций, в период досрочных выборов Президента РК 2011 года были учтеныследующие рекомендации в отношении избирательного процесса:
v на предстоящих президентских выборах не будет использована системаэлектронного голосования
v изменена форма избирательногобюллетеня. Исключена графа «против всех».
v в отношении процедуры наблюдения за выборами (всем аккредитованныминостранным и местным наблюдателям предоставляется беспрепятственный доступ ко всем аспектамизбирательного процесса).
В тоже время, в предварительном отчете Миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ) указано, что проверка подписей в поддержку кандидатов в президенты Казахстана не была прозрачной. Отмечается, что предыдущие рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ по разъяснению правовых положений касательно регистрации кандидатов по-прежнему не принимаются во внимание.
Более того, подчеркивается в документе, нечеткость механизмов регистрации доверенных лиц сокращала время для сбора подписей. «Например, некоторыеобластные избиркомы потребовали от кандидатов предоставить нотариальнозаверенные заявления о регистрации их доверенных лиц, тогда как другие принимали заявления, написанные в простой письменной форме», - указывается в отчете.
Также указывается, что для некоторых кандидатов препятствием к участию в выборах стал тест на знание казахского языка. «Несмотря на предыдущие рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ, не было установлено никаких четких критериев оценки данного теста, и до сихпор, отчасти неясно, на основании чего лингвистическая комиссия, назначенная ЦИК, выносила свои заключения», - отмечается в документе.
Но, в целом, несмотря на высказанные замечания законодательство о выборах в Республике Казахстанэволюционирует в русле дальнейшей модернизации избирательного права.
Поделиться: