Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Оппозиция Казахстана: что дальше?

24.03.2011

Автор:

Теги:

Оппозиция Казахстана:что дальше?

 

Мероприятие третьего апреля, цинично названное выборами, знаменуеткризис казахстанской системы. Думающие и политически активные граждане оказалисьв безвыходной ситуации – они лишены возможности влиять на политику своегогосударства. В чем суть этого кризиса? В том, что правящая элита лишила каксебя, так и население страны легального поля политической конкуренции.

 

Есть несколько лживых построений по этому поводу. Одно изних, заключается в известном выводе -- оппозиция в кризисе. Быть кризисе может толькото, что есть, что существует. Если в государстве пестуется исключительно диктатурамонопольной президентской власти, то не вина оппозиции, что она так и неродилась в качестве альтернативной системы воздействия на политику власти. Оппозицияэто не просто группа товарищей издающих газету и вышедших на площадь к людям.Это форма политического рынка, это способ конкуренции групп, готовых править, правящихи уже ушедших от правления. Подобная система могла возникнуть в Казахстане.Были все предпосылки. Но по известным причинам Назарбаев ее отбросил. Поэтомуне стоит слушать чепуху «о слабости оппозиции», «об отсутствии лидеров» идефиците идей. Оппозиция, как и гражданское общество, не может возникнутьпросто так. Ее надо учредить. А для этого нужен опыт политического действияграждан, нужны лидеры, признанные справедливыми традиции, известные ресурсы, легальныеправила игры. В Казахстане был и по-прежнему остается потенциал для развитиявсех необходимых атрибутов плюралистичной системы. Но эти атрибуты плюрализма (качествадемократии) казахстанские власти не стимулировали, а старательно угнетали. Витоге, казахстанский оппозиционер это маргинал, изгой, последнее прибежище выброшенных из власти представителей элиты. Особенно четко такой образ возникает глядя наКазахстан из-за рубежа, в частности из России.

 

Кто виноват?

 

«Ну и что? Нормально, и даже отлично, что так произошло. Таковыизъяны укрепления государственной системы. Зачем нужна оппозиция при такомменталитете и в реалиях имитационной демократии степных кланов…» -- в такомдухе размышляет казахский охранитель, условный государственник. Подобный ходмысли мог быть нормальным в течении максимум десяти-пятнадцати лет строительствановой государственной системы. В этот период действительно важно следовать генплану.И он действительно может быть волюнтаристски навязан и далек от всенародногоодобрения. И большое благо, если в этот период у страны есть достойный лидер. Такиепримеры в истории известны. Но по прошествии времени, подобные доказательства вустах представителей элиты монополизировавшей власть превращаются в изощреннуюложь, либо в дегенеративный самообман. На выбор. В зависимости от того, ктовысказывается на этот счет - глупец либо подлец, по своей алчности желающийсвоей стране глубокого цивилизационного поражения.

 

Ликвидация альтернативы правления, закупорка каналов доступак решениям власти лишает государство и репрезентирующие его элиты главнойстержневой основы – миссии справедливости. Никакими финансовыми и социальнымиподачками этот изъян не компенсировать. Не надо никому доказывать, главная задачагосударства перед гражданами минимизировать жесткость постсоветской капиталистическойсистемы внутри страны и компенсировать необратимые удары мировых рыночныхмеханизмов извне. Выполнять эти функции трудно, правящие чиновники и политики всегдаподвержены критики. Но это условие функционирования современной системы. Правилаплюралистичной системы подразумевают, что в поисках оптимального решениястороны не только ведут жесткий спор, но и понимают собственные ограничения,это дает возможность появится широкому спектру сил: от националистических докрайне либеральных.

 

Хорошо, оставим в стороне идеальную модель, и примем то, чтов Казахстане ее не будет в обозримой перспективе. Но цинизм казахстанских охранителейне в том, что они пытаются убедить в наличии некоего национального (суть ментального)фундамента диктующего сложившуюся ситуацию безальтернативности правления. Гнусностьв том, что они утверждают, дескать государство, а по сути правящая элита, приватизировавшаягосударство, самым наилучшим образом защищает интересы граждан.

Ложные посылы имеют и еще одну глубину. Государства, каконтологического атрибута к которому можно апеллировать гражданам, в Казахстане ужене существует. По очень простой причине – не осталось путей для легальныхотношений между гражданами и теми, кто является выразителями государственнойвласти. Эти отношения перешли в нелегальные каналы: в закулисные устныедоговоренности, в различные действия «по умолчанию», в неформальные правила решенияспоров политической и околополитической тусовки, в коррупционные сделки, взаказные судебные процессы. И где, в этой системе место для государства?Функция маскировки?

 

Если государство строится на большой и маленькой лжи, то этоне лживое государство. Это не существующее государство. А его граждане больныочень серьезным социальным недугом. Казахстан не первый случай, и не самыйсерьезный. Есть куда более плачевные примеры. Но имеет значение разница междутеми странами, где граждане находят в себе силы, находят мужество бороться сэтим системным недугом и теми, где соглашаются с якобы «меньшим злом».

 

Что делать?

 

Нужно следить какие кадровые перестановки состоятся сназначением нового правительства после 3 апреля. Это будет определеннымсигналом, указывающим на тот или иной сценарий трансляции власти Назарбаева.Оппозиция конечно должна попробовать вклиниться своими аргументами и навязатьсвой сценарий. Если выпадет шанс, то и побороться за места в парламенте. Напользу казахстанской оппозиции будет играть отсутствие перспектив роста умолодых представителей образованной части общества, общая усталость от духоподъемнойпропагандистской риторики. Результативность таких акций, которые проводила недавнопо стране «Алга» будет нарастать. Однако в целом, шансов на успех в ближайшейперспективе мало. Поэтому надо смотреть дальше.

 

Прежде всего, надо трезво понимать важное обстоятельство. Поднятьпротест трудно, население весьма конформистски настроено, тратить силы натрудную и опасную политическую активность люди будут лишь в том случае, еслиправящая группа допустит уж полнейшую гнусность: устранение активистов, жесткийразгон митингов и т.д. Также не стоит преувеличивать значимость протестов ивозмущений в интернете. Это лишь сублимация любой общественной и политическойактивности, когда человеку кажется, что вот «кликнул» мышкой, отправил «пост» или «коммент»– и все, дальше жизнь сама пойдет на улучшение, можно больше ничего не делать.

К сожалению, значительная часть казахстанского населения неимеет ни малейших понятий о демократии и ее преимуществах. Большинство смутнодогадывается, что демократия предполагает их личную ответственность и личныеусилия, и именно поэтому инстинктивно не хочет выбираться из пусть и скудного,но по-своему комфортного болота устоявшихся правил жизни. Многие инстинктивнопонимают, что демократия и правовое государство не восторжествует ярким светомпросто с уходом Назарбаева. Требуется огромная личная работа, на самыхнебольших дистанциях и отрезках частной жизни.

 

Трудно говорить о конкретных рецептах оппозиционнойстратегии, но наверно их можно свести к нескольким пунктам.

 

Первое – проводить активную агитацию в небольших и самыхнебольших сельских населенных пунктах (в городах: в кварталах, муниципалитетах).То есть там, где можно вести агитацию лично без помощи медиасредств. Активнееработать со студентами в научной и преподавательской среде.

Второе – смелее идти на закулисные переговоры с различнымипредставителями правящей элиты. Чтобы они не утверждали публично, многие изних, по мере приближения жестокой схватки за власть после Назарбаева, будутискать пути личного отступления и альтернативные позиции. Нужно отдавать отчет,что авторитетный лидер (и вообще первый кадровый резерв) для будущейпарламентской или любой другой серьезной оппозиционной партии претендующей навласть – это действующие чиновники и бизнесмены. Они могут сейчас быть встроеныв систему, и после вывода из строя искать гражданскую опору. В Казахстане естьподобные примеры бывших министров, экс-мэров, готовых начать политическуюкарьеру. Именно эта среда, а не уличные трибуны и публицисты, составят костяк ивозможно лицо казахстанской оппозиции.

Третье – искать и находить политических союзников запределами Казахстана (в России, ЕС, в США). Не нужно бояться обвинений пропагандыи присвоения позорного титула «пятая колона». Вызвать общественное порицание - известнаяформа репрессий власти. Если власть не идет на диалог, это ее проблема, значит нужновести активный поиск помощников вовне, естественно отдавая отчет в том, что помощьиз-за рубежа может быть мотивирована и антиказахскими интересами. Такаяопасность неизбежна, но ее не следует переоценивать (подумаем от обратного –кто готов честно поручится за чистоту помыслов и действий правящейказахстанской элиты-?).

 

И, четвертое, самое главное. Миссия альтернативы к действующейвласти предполагает декларацию принципов новой справедливости: то есть новогообщественного договора между властью и бизнесом; реального согласия междуэтническими казахами и русскими; достигнутой солидарности в прочих сферахобщественной жизни; и в итоге, суммируясь, со временем это приведет к новомупакту между государством и гражданами. Приведет к возникновению взаимногоуважения и ответственности. А пока время не пришло, вокруг подобного ядра иможет быть заключен «контракт» гражданской солидарности против действующейвласти, узурпировавшей государство.

 

Газета «Республика»(Казахстан)


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение