Треугольник ВТО

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Такая модель используется у границ Приднестровья. Руководители ПМР не приняли предложение Кишинева о допуске молдавских таможенников на свою территорию. Тогда Молдавия, Украина и Евросоюз договорились, что наблюдатели ЕС, наделенные специальными полномочиями по контролю над грузопотоком, разместятся на границе Украины и Приднестровья с украинской стороны. Это решение устроило всех, в том числе ПМР, поскольку непризнанная республика тем самым избежала блокады.
Треугольник ВТО

Первые после 2008 года российско-грузинские переговоры в Берне по вопросу вступления России в ВТО завершились безрезультатно. Москва отвергла предложение Тбилиси о размещении международных наблюдателей по внешнему периметру границ Абхазии и Южной Осетии с российской стороны.

Такая модель используется у границ Приднестровья. Руководители ПМР неприняли предложение Кишинева о допуске молдавских таможенников на свою территорию. Тогда Молдавия, Украина и Евросоюз договорились, что наблюдатели ЕС, наделенные специальными полномочиями по контролю над грузопотоком, разместятся на границе Украины и Приднестровья с украинской стороны. Это решение устроило всех, в том числе ПМР, поскольку непризнанная республика тем самым избежала блокады.

Грузия неоднократно предлагала России осуществить аналогичную схему сАбхазией и Южной Осетией. Но Москва и до 2008 года отвечала отказом, а после войны и признания независимости бывших грузинских автономий такая постановка вопроса и вовсе бесперспективна. Тем не менее грузинские переговорщики в Берне однозначно увязали согласие Тбилиси на вступление РФ в ВТО «легализацией таможенных пунктов на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы».

Активность Грузии в этом вопросе можно считать дипломатическим успехом России. Москве постоянно удается ставить Тбилиси в такое положение, когда он вынужден выдвигать идеи, новые предложения и выступать с инициативами, тогда как Москва лишь слушает и отвечает «нет», сама ничего не предлагая. Так, еще год назад Грузия настаивала, чтобы на границу были допущены именно грузинские таможенники, но со временем модифицировала свое предложение и согласилась, чтобы грузопотокконтролировал ЕС. Это результат западного давления на Тбилиси. В ходе встреч с Михаилом Саакашвили, президент Обама, канцлер Меркель и другие западные лидеры «настойчиво просили» грузинского президента найти компромисс с Москвой по вопросу ВТО. Но Саакашвили не намерен идти на уступки по существу вопроса и настаивает на решении, которое будет означать дезавуирование признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

О прошлом и настоящем российско-грузинских переговоров по ВТО с ВК беседовали бывший министр иностранных дел Грузии (1995-2004 гг.) в правительстве Шеварднадзе Ираклий Менагаришвили и независимый эксперт повопросам экономики Георгий Хухашвили.

Ираклий Менагаришвили: Этот вопрос возник в1999 году, сразу после того, как Грузия вступила в ВТО. Тогда с российской стороны было, я бы сказал, несколько пренебрежительное отношение. В Москве, судя по всему, считали, что получить грузинское «добро» на вступление в ВТО будет очень легко. Не могу точно сказать, начем они основывались. Может быть на том, что российско-грузинские отношения тогда не были столь обострены, как сегодня. Так что, обсуждение и рассмотрение разных вариантов и компромиссов в те времена, имели больший шанс на успех. Потом проблема отошла на задний план. «Американцы, заинтересованные в перезагрузке отношений с Россией, уломают грузин и без нашей помощи» - так, по всей видимости, рассуждали вМоскве. Тот факт, что переговоры возобновились, я считаю положительным явлением.Впрочем, они наверняка будут очень трудными. Все осложняют итоги 2008 года - признание Россией Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств. Россия исходит из этих реалий, но Грузия их не признает. Поиск выхода займет немало времени и потребует не меньше интеллектуальных ресурсов у всех заинтересованных сторон. По большому счету, в интересах Грузии, чтобы Россия интегрировалась в международные структуры, в том числе ВТО. Но Россия тоже должна искать идумать, что предложить Грузии взамен. Задача, конечно, не из простых. Но безвыходных положений не бывает. Если есть желание, выход найдется.

- Ираклий Афиногенович, насколько перспективна и оправдана бескомпромиссная позиция Грузии об увязке согласия на членство РФ в ВТО спроблематикой Абхазии и Южной Осетии?

- Я уже сказал, что членство России в ВТО входит и в интересы Грузии.Рано или поздно Грузия сможет нормализовать отношения с Россией. А Россия, играющая по правилам ВТО, станет для нас выгодным партнером. Однако сегодня территориальная целостность Грузии нарушена Россией. Причем дело не только в политике. Нормальная торговля между соседями безвзаимопризнанных границ практически невозможна.

- Может ли Грузия согласиться с вступлением России в ВТО в обмен на возвращение на российский рынок своей продукции - вин, Боржоми ит.д.?

- Зная господина Онищенко (Геннадий Онищенко - глава Роспотребнадзора, - ВК) еще по прошлой жизни как коллега-врач (Ираклий Менагаришвили по профессии врач и в 1986-1990 годах занимал пост министра здравоохранения Грузинской ССР), могу без тени сомнения сказать, что он тут совершенно не причем. На самом деле решения принимаются на другом уровне и к качеству продукции эти решения отношения не имеют. Причина запретов и эмбарго - в политике и российско-грузинских межгосударственных отношениях, а не в качестве товаров. Может ли членство ВТО воздействовать на эту ситуацию? В определенной мере да. У Грузии появится возможность оспаривать в международном арбитраже решения главного санитарного врача. Но насколько Россия будет уважать правила ВТО (во всяком случае, в отношении Грузии) после вступления в эту организацию - большой вопрос. Стопроцентной гарантии тут нет. Поводы для запретов всегда можно найти. Не будет господина Онищенко, будет кто-либо или что-либо другое.

Георгий Хухашвили: Цена этого вопроса заметно преувеличена. У всего есть своя цена. Кончено, для России немаловажно членство в ВТО. Так же, как это важно и для всего остального мира, поскольку членство в ВТО - это не только права, но и обязанности. И всемдругим игрокам выгодно, чтобы Россия эти обязательства на себя взяла. Так что заинтересованность многосторонняя. Но Россия не будет платить туцену, которую от нее требует Грузия. Я не думаю, что все грузинские проблемы можно решить с помощью такого «рычажка» как согласите/несогласие на вступление РФ в ВТО.

- Но президент Медведев и премьер Путин неоднократно говорили, что вступление в ВТО - один из их приоритетов.

- Для России важнее, чтобы все ее союзники знали - Москва от них не отвернется ни при каких условиях и обстоятельствах. Как вы думаете, ВТО может стать той ценой, за которую Россия может пойти на фактическую отмену своего признания Абхазии и Южной Осетии? Все понимают, что такая постановка вопроса заводит процесс в тупик. Гораздо более вероятно, что Запад окажет давление на Грузию.

- А приднестровский вариант?

- Ситуация в Приднестровье отличается от реальностей, сложившихся вокруг Абхазии и Южной Осетии. Россия уже признала независимость этих двух образований. Грузия, конечно, может что-то получить, а Россия готова платить. Но не такую цену! Например, Грузия может добиться открытия российского рынка для своей продукции. Вот это - вполне реально, если правильно выстроить переговорную стратегию. Можно поставить и вопрос о беженцах. Но выкладывать на стол переговоров требование об отказе Россией от признания независимости Абхазии и Южной Осетии - бесперспективно и нереально. Если Грузия не отступит от такой позиции, то и переговоры не имеют смысла.

22.03.2011 / Автор: Беседовал Георгий Калатозишвили, Тбилиси. Специально для ВК

ИАА "Весник Кавказа"

Поделиться: