Андрей Карпов: Казахстан-2011: А поутру они проснулись.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вот и закончился праздник. Казахстанская элита, так славно отгуляв положенное, может снова приступить к решению насущных проблем. В первую очередь: кто кого заменит, кому сколько дадут, ну и конечно, самое главное – каковы намерения Елбасы после выборов? Ведь недаром же все-таки затеяна эта история с досрочными президентскими выборами, а, значит, должно произойти нечто такое, что, в конечном счете, оправдает и непонятные расклады вокруг референдума, и не менее стремительное решение о преобразовании «гражданской инициативы» в поспешную избирательную кампанию.
Андрей Карпов: Казахстан-2011: А поутру они проснулись.

Вот и закончился праздник.Казахстанская элита, так славно отгуляв положенное, может снова приступить крешению насущных проблем.

В первую очередь, как обычно: кто кого заменит, кому сколькодадут, ну и конечно, самое главное – каковы намерения Елбасы после выборов?Ведь недаром же затеяна эта история с досрочными президентскимивыборами, а, значит, должно произойти нечто такое, что, в конечном счете,оправдает и непонятные расклады вокруг референдума, и не менее стремительноерешение о преобразовании «гражданской инициативы» в поспешную досрочную избирательнуюкампанию.

Именно поэтому большинствообитателей Ак Орды увлеченно занимаются гаданием на кофейной гуще. Хорошо бы,если и по поводу содержательных вопросов, а не только персональныхперемещений. И может быть главная интрига – произойдет ли трансформация экономическихреформ в некий политический контекст?

Можно предположить, что такиедогадки имеют под собой определенную почву. Экономическая модернизация, так илииначе, запущена в контурах программы форсированногоиндустриально-инновационного развития. Но вопрос о преемнике – а в болеешироком контексте – о дальнейшей эволюции системы политических сдержек ипротивовесов так и остается открытым.

И это не может не беспокоить как самогопрезидента, так и политическую элиту страны, поскольку горизонты планированиякак персонального, так и стратегического по-прежнему ограниченыодним-единственным фактором – Нурсултан Назарбаев остается у власти.

Какие варианты поствыборныхперемен в принципе возможны?

Вариант номер один, а он,скорее всего, и будет приоритетно реализован – это очередная порция кадровыхперестановок. Здесь единственнаявозможность что-то изменить реально – связана с введением в политическое полестраны новых людей. Но на ближних подступах к узкому кругу назарбаевскогоокружения практически не видно ни одной более или менее внятной новой фигуры,способной стать самостоятельным игроком и внести хотя бы какие-то минимальныеизменения в нынешний расклад сил.

Момент номер два. Это,безусловно, вопрос об изменении содержательной стороны стратегии политическихреформ. В частности, усиливаются разговоры о том, что после выборов произойдетпереформатирование партийного поля и вполне вероятно появление помимо Нур Отанеще одной политической партии в спектре провластных структур.

Это тоже тема,которая относится к категории вечных сюжетов,однако сейчас она, по крайней мере, будет смотреться более уместно, с учетомтого, что парламентские выборы-2012 или 2011 изначально предполагают расширениесостава Мажилиса.

И если старая оппозиция неспособна выступить в качестве достойного спарринг-партнера для партии власти,то может быть все-таки пойти по российскому варианту – и эту «вторую точку опоры» властисформировать в каком-то смысле искусственно. Тем более, что появились новые независимые фигуры в казахстанском политическом поле, такие например, какНурлан Еримбетов, которые не ассоциируются напрямую с НДП Нур Отан ипровластными позициями, но при этом нет оснований допускать их полнуюнеуправляемость и какую-либо опасность для Ак Орды.

В каком-то смысле все это -продолжение трендов конца 90-х годов, когда шла игра в многопартийность,которая позволяла власти в достаточно сложных социально-экономических условиях сохранять пространство для политического маневра. Сейчас, когда оно снова сузилось допредела, вполне вероятно, что этот шаг будет не только уместным, но и необходимым, поскольку через рекрутирование менеджмента «второй партии власти»как раз и может пойти эволюционное обновление национальной элиты.

А точнее сказать,этот процесс будет наконец перезапущен, что способствует стабилизациивнутриполитической обстановки страны, которая все жедалека от идеальной. Если это предположение достоверно, то именно переформатирование партийного поля станет точкойотсчета начала нового этапа политических реформ РК.

Теги: Казахстан

Поделиться: