КАЗАХСТАН ПОСЛЕ ВЫБОРОВ: СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОРЫВА.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Досрочные президентские выборы в Казахстане необходимо рассматривать в контексте стратегии реализации модернизационного проекта, направленного на превращение Казахстана в государство с высоким уровнем конкурентоспособности, инновационной экономикой, стабильной социальной сферой, активного участника важнейших международных процессов.
КАЗАХСТАН ПОСЛЕ ВЫБОРОВ: СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОРЫВА.

18 марта 2011 года на базе КИСИ состоялась презентация экспертного доклада "Казахстан после выборов. Стратегия модернизационного прорыва", подготовленного ИАЦ МГУ под руководством Алексея власова.

Редакция сайта публикует текст доклада.

I.Преамбула

Досрочные президентскиевыборы в Казахстане необходимо рассматривать в контексте стратегии реализациимодернизационного проекта, направленного на превращение Казахстана вгосударство с высоким уровнем конкурентоспособности, инновационной экономикой,стабильной социальной сферой, активного участника важнейших международныхпроцессов.

С этих позиций необходимостьпроведения досрочных выборов определяется несколькими принципиальными факторами:

1. Казахстан,преодолев последствия мирового финансового кризиса, выходит на новую траекториюэкономического роста, связанного с реализацией стратегиииндустриально-инновационного развития.

2. Передгосударством и обществом стоят задачи системного повышения качествачеловеческого капитала, перехода к экономике знаний.

3. Необходимоопределить новые приоритеты развития сопорой на сырьевой сектор экономики, в тоже время, при условии перехода кдиверсифицированной экономике и повышения доли национального компонента впроизводственной сфере.

4. Экономическаямодернизация должна системно сочетаться с преобразованиями в политическойсфере. Логика этих реформ былаобозначена в 2007 г.и продолжена на протяжении последующих лет в сочетании двух важнейших факторов:с одной стороны - закреплении особого статуса первого президента Казахстан -Лидера нации с наделением его особыми полномочиями. С другой стороны, через создание условий для расширения конкурентногополитического поля, усиления роли законодательных органов власти, политическихпартий, формирование эффективных механизмов взаимодействия между властью игражданским обществом.

Конечнаяцель этих преобразований - превращение Казахстана в современноеконкурентоспособное государство, обладающее мощным экономическим потенциалом,социально ориентированной экономикой,авторитетного участника международных процессов.

Значениепрезидентских выборов для политической жизни Казахстана исключительно велико,поскольку важнейшим условием решения стратегических задач развития является«фактор Нурсултана Назарбаева», сильное лидерское начало, выступающеесистемообразующим элементом государственных стратегий развития.

Необходимостьпроведения досрочных президентских выборов определяется нескольким важнейшимиобстоятельствами. Стактических позиций Нурсултан Назарбаев, предложив провести досрочные выборы, нестолько обезопасил себя от какого-либо соперничества со стороны и без тогослабой и разрозненной оппозиции, сколько ликвидировал предпосылки для попытокиспользовать выборы для дестабилизации политической ситуации.

Очевидныи внешнеполитические плюсы. Так, положительно решен вопрос о сохранениивысокого позитивного имиджа страны на международной арене. Это обстоятельство,в частности, отметил бывший генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швимер:«сейчас, когда внимание всего мира приковано к некоторым странам, чьируководители не прислушались к желаниям своего народа и не подготовили своигосударства к демократическому будущему, Президент Назарбаев дал прекрасныйпример демократического руководства».

Однако,можно предположить, что за решением о проведении досрочных президентскихвыборов стоят и более глубокие резоны. Прежде всего, необходимо признать - ниодному мировому лидеру не удавалось до сих пор соединить во времени двесоставляющих - модернизацию и стабильность.

Вполневероятно, что и Казахстан ожидает волатильность в политической и социальной сферах. Гарантией сохраненияустойчивости государства и общества может быть только безусловное личноедоверие со стороны населения по отношению к лидеру. В настоящий момент такаяподдержка у Нурсултана Назарбаева существует, следовательно, есть возможность,опираясь на нее, провести непопулярные, но необходимые реформы.

Вэтом отношении досрочная легитимация полномочий Нурсулатана Назарбаевапозволяет сосредоточиться на выполнении обозначенных выше задач. Следует учесть,что реальной альтернативы нынешнему казахстанскому лидеру не существует, как сточки зрения личного авторитета внутри страны и соответствующих рейтинговобщественной поддержки, так и в контексте тех задач, которые Казахстан решаетна международной арене, с точки зрения геоэкономических и геополитическихпроцессов.

Водном из первых выступлений в рамках электоральной кампании 2011 года Назарбаевотметил, что в короткий избирательный период "необходимо консолидировать общество вокруг стратегии будущегоразвития". Форсированное индустриально-инновационное развитие, целенаправленнаясоциальная политика, переход к экономике знаний, дальнейшее движение по путиупрочения демократических институтов - таковы слагаемые модернизационнойповестки дня.

"Новаяпрограмма социальной модернизации отвечает ожиданиям населения, и важно ихдонести до каждой социальной группы: бюджетников, бизнесменов, сельскогонаселения, представителей разных национальностей и религиозных конфессий. Никтоне должен остаться в стороне. Каждый казахстанец должен принять участие ввыборах", - эта позиция президента РК определяет горизонт стратегическогопланирования для государства и общества .

Однако,эти рассуждения не дают прямого ответа на вопрос, в каких критических точкахнеобходимо осуществить наиболее назревшие преобразования, какие риски они могутповлечь за собой?

Врамках данного исследования мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.

II. Возможные риски

Реализация модернизационного проекта в Казахстанебудет неизбежно сталкиваться с серьезными рисками по всему спектру проблем -политических, экономических, социальных. Это обстоятельство будет оказыватьвоздействие на темпы и качество реформирования, тем более что существуетважнейший методологический фактор, который будет воздействовать на содержаниемодернизационной повестки дня.

Речь идет о том, что если во второй половине 90-хгодов в рамках стратегии «догоняющей модернизации» можно было осуществлятьвыборочное заимствование элементов реформаторского проекта, не противоречащихнациональной специфике, то лозунг системной модернизации требует синхронного преобразованияполитической, экономической и социальной сфер. Это обстоятельство будетсоздавать проблемные зоны, как с точки зрения темпов реформ, так и ихпоследовательности.

В политическом поле ключевая проблемная зона -ограниченность конкурентного пространства. Казахстанская оппозиция фактическине является реальной альтернативой существующей власти, она не в состояниипредложить новые программные идеи, стратегии развития, инструменты их реализации.

Крайне медленно происходит кадровое обновлениеоппозиционных сил. Одни и те же фигуры выступают как оппоненты действующейвласти на протяжении многих лет. В этих условиях вполне возможен уходпротестного электората во внесистемные формы противостоянии.

Не исключена и радикализация настроений, особенно вмолодежной среде. Отрицательная энергия социального недовольства, не имеявыхода через каналы публичной политики, может самым негативным образомсказаться на успехе модернизационного проекта.

В социальнойсфере главный риск - это неэффективные социальные лифты, которые непозволяют наиболее одаренной молодежи эффективно реализовывать свои амбиции.Заметно снизились темпы становления среднего класса как базового социальногослоя. По данным ИПР, около 45% казахстанцев готовы участвовать в протестныхакциях, а совокупный протестный потенциал за год вырос на 6%..

В какой-то мере это результат последствий мировогофинансового кризиса, но, в тоже время, это и результат недостаточно эффективнойсоциальной политики, создания неблагоприятных условий со стороны региональныхчиновников по развитию малого и среднего бизнеса, распространения коррупционныхсхем. В материалах КИСИ указывается, что около 20% опрошенных считают, чточиновники ограничивают их права на свободное ведение бизнеса, а 34%респондентов считают, что нарушается их право на продвижение по службе.

Эксперты КИСЭП указывают, что наиболее важныесоциальные проблемы с точки зрения населения Казахстана - это безработица, ростцен на продовольствие, рост тарифов на коммунальные услуги.

Основная проблема, которая существует в сфере государственного управления - этоневысокое качество управленческого капитала и наличие коррупционных схем вдеятельности целого ряда министерств и ведомств. По данным социологическихопросов, население Республики выражает недовольство работой правоохранительныхорганов, судов, таможни, налоговых структур. Индекс восприятия уровня коррупцииза последние годы существенно возрос. Более того, по мнению экспертов,коррупция базируется на распределительно-клановых отношениях, и примерно третьбюджетных средств распределяется в интересах основных кланов. Таким образом, непрозрачность доходовчиновников, непрозрачный суд, а самое главное, недостаточность контроля состороны гражданского общества формирует зону рисков в этой важнейшей сфере.

В экономическойсфере диверсификация по-прежнему не завершена. Несмотря на оптимистичныезаявления правительства, сырьевой сектор по-прежнему является основойнациональной экономической модели. Более того, продолжаются дискуссии о том,какую роль будет играть нефте-газовый сектор в условиях модернизационногорывка.

Несмотря на принятие программы форсированногоиндустриального развития, внутри управленческого класса все еще нет единствапозиций по поводу оптимальной модели развития. Некоторые эксперты прямоуказывают на то, что прежняя программа диверсификации экономики так и не былавыполнена.

В ситуации, когда казахстанская экономика зависит отдинамики цен на энергоносители на мировых рынках, это обстоятельство можетсамым существенным образом повлиять на темпы модернизации, а также привести квозникновению дисбаланса между базовыми отраслями экономики.

Межэтническая сфера. Дискуссии вокруг Доктрины национальногоединства наглядно продемонстрировали, что при сохранении внешней стабильности всфере межэтнических и межконфессиональных отношений в ней присутствуютопределенные риски, связанные с незавершенностью процесса формированиянациональной идеологии. По-прежнему не завершена полемика вокруг содержаниятакого понятия как «казахстанец». Остается дискуссионным и вопрос о будущемрусского языка в Казахстане, и эта тема так же используется как сюжет дляполитических спекуляций. 28% респондентов считают, что развитие казахскогоязыка может привести к ущемлению прав русскоязычного населения.

Международный аспект. Череда революций в арабских странах,безусловно, отражается и на внутреннем положении в самом Казахстане.Определенные внешние силы пытаются вбрасывать в информационное пространствоКазахстана сомнительные аналогии с диктаторским режимом на арабском востоке.Также искусственно провоцируется поколенческий конфликт, поскольку именномолодежь представляет собой наиболее подверженную радикальным влияниям среду.

Помимо социальных революций в арабском миресохраняются и другие источники напряженности в Центрально-Азиатском регионе, вАфганистане, в ряде других пограничных с Казахстаном государствах.

Связь с модернизационным проектом внешнего фактораочевидна. Привлечение крупных инвесторов для технологического обновленияэкономики возможно только в ситуации внутренней и внешней стабильности.Напротив, возникновение дуги напряженности вокруг Казахстана неизбежно скажетсяи на рейтингах инвестиционной привлекательности.

Таким образом, можно выделить целую группуразнонаправленных рисков, которые в той или иной степени необходимо учитыватьдля понимания причин, по которым Нурсултан Назарбаев решил идти на проведениедосрочных выборов.

Совокупность новых вызовов в условияхмодернизационного прорыва требует быстрого и решительного ответа, опоры наширокую общественную поддержку. Следовательно, легитимация полномочий можетбыть использована Назарбаевым как мощный инструмент модернизации, как вотумдоверия со стороны граждан Казахстана на проведение трудных, но необходимыхпреобразований.

III. Модернизационная повестка дня в предвыборной платформе ПрезидентаКазахстана Нурсултана Назарбаева .

В предвыборной платформе ПрезидентаКазахстана Нурсултана Назарбаева обозначено несколько ключевых положений,определяющих контуры модернизационного проекта. Необходимость модернизационноговыбора для Казахстана была подтвержденав послании Президента Республики Казахстан от 29 января 2010 г. «Новое десятилетие -новый экономический подъем - новые возможности Казахстана».

«В новом десятилетии, - отметил НурсултанНазарбаев, - мы продолжим совершенствовать нашу экономическую систему,подкрепив успех своих экономических планов последовательной политическоймодернизацией». Основные контуры этого проекта обозначены в его предвыборнойплатформе.

1. Обеспечение стабильного ростаэкономики, путем выполнения Госпрограммы форсированногоиндустриально-инновационного развития.

2. Активная поддержка государства малогои среднего бизнеса. К 2020 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит40%.

3. Продолжение курса на реформированиевсех основных элементов политической системы - повышение роли Парламента,политических партий и местных органов власти, укрепление независимости судебнойсистемы.

4. Внедрение в государственную службуновых управленческих технологий, основанных на принципах корпоративногоуправления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу.

5. Снижение уровня безработицы до 5%.Создание новых рабочих мест в рамках реализации программы форсированногоиндустриально-инновационного развития. Реализация программы профессиональнойпереподготовки и трудоустройства казахстанцев.

6. Формирование эффективной системытехнического и профессионального образования, соответствующей требованиям современногорынка труда. Подготовка квалифицированных отечественных кадров должна бытьсвязана с планами индустриализации страны.

7. Повышение уровня казахстанских вузов до мировыхстандартов (65% университетов пройдут независимую аккредитацию помеждународным стандартам). Внедрениеновых финансово-экономических инструментов для повышения качества и расширениядоступности образования (в т.ч. накопительная система на обучение детей сполучением процентных бонусов от государства).

8. Создание передовой системы обучениягосударственному языку. К 2020 году достичь следующих показателей: казахскимязыком будут владеть не менее 95% граждан Казахстана, русским языком - 90%,английским - 20%.

IV. Казахстан после выборов - модернизационная повестка дня.

Контуры Экономическоймодернизации.

Стратегическая цель - К 2020 годудостичь следующих показателей: рост ВВП должен составить не менее 30% (всравнении с нынешним уровнем). Активы Национального фонда составят не менее 30%от ВВП. Рост в перерабатывающих отраслях будет превышать или достигнет уровнядобывающих отраслей.

Устойчивое развитиеказахстанской экономики в ближайшее десятилетие будет обеспечено за счет ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности. Ло комотивом экономического роста будетоставаться нефтегазовая промышленность, опираясь на ее потенциал, будут созданы новые высокотехнологичныепроизводства, осуществлен переход от развития добывающих отраслей кпроизводству продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Эта мерапозволит повысить конкурентоспособность казахстанских товаров на мировыхрынках.

Первоочереднаязадача на пути модернизации экономики - превратить нефтегазовую промышленностьиз «двигателя экономического роста» во «флагмана экономического развития».Развитие нефтегазовой промышленности предполагает не только наращиваниефизических объемов добычи сырья, но и превращение нефтегазовой промышленности ввысокотехнологичный сектор, занимающий ведущие позиции в экономике страны.Нефтегазовый сектор должен стать образцом для остальной экономики.

Необходимоперейти к новой промышленной политике,главной целью которой должна стать всемерная поддержка отечественноготоваропроизводителя и развитие экспорта продукции высокой степени готовности.Чтобы реализовать ее необходимо разработать и внедрить эффективную схемукредитования инвестиционных проектов.

Важно стимулировать инновационнуюактивность казахстанского бизнеса, систематизировать государственный заказ наисследовательские работы, востребованные в реальном секторе экономики. Основой развития новойобрабатывающей промышленности должны стать инновационные компании малого исреднего бизнеса.

Таким образом, ключевымэлементом экономики будущего должна стать результативная и эффективнофункционирующая национальная инновационная система.

Политическиереформы

Осуществление модернизацииполитической системы. Продолжение курса на реформирование всех основныхэлементов политической системы - повышение роли Парламента, политических партийи местных органов власти, укрепление независимости судебной системы.

Внедрение в государственную службуновых управленческих технологий, основанных на принципах корпоративногоуправления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу.Полноценное функционирование новой модели госслужбы к 2015 году.

Процессыполитического реформирования в Республике Казахстан будут связаны, прежде всего,с расширением пространства политической конкуренции. В настоящее время моментасостав Парламента сформировался на однопартийной основе. Однако изменения,внесенные в законодательство, формируют новую конфигурациюпартийно-политического пространства, в рамках которого оппозиция будет иметьвозможность свободного выражения собственной позиции на уровне высшегозаконодательного органа.

Неменее актуальным представляется процесс постепенного развития различных формгражданских инициатив, поскольку до настоящего момента механизм формирования гражданскогообщества полноценно не завершен.

В предвыборной программе Нурсултана Назарбаевапредусматривается формирование новой модели отношений между властью игражданским обществом, основанной на более активном включении граждан вуправленческий процесс с точки зренияконтроля за деятельностью местных органов власти, исполнительных структур, атакже участие в определении приоритетов развития с точки зрения региональнойполитики.

Важнейшимфактором развития политической конкуренции представляется вхождение в составПарламента РК новых политических сил помимо партии власти НДП «Нур Отан».

Новаяконфигурация Парламента позволит более репрезентативно и эффективнопредставлять различные политические силы в высших законодательных органах,учитывая, что конкурентная политическая среда является главным условием дляпозитивной эволюции политической системы, а, следовательно, вхождение оппозициив Парламент будет способствовать дальнейшему развитию плюрализма.

Социальная гармония.

Базовыетренды социальной модернизации - Гармоничное соединениеинтересов личности с интересамигосударства. Расширение пространства доверия граждан к власти. Внедрение механизмов оценки властных структурразличных уровней непосредственно населением. Антикоррупционная модернизация. В конечном счете- создание государством всех необходимых условий для всестороннего развитияличности и повышения благополучия общества.

Решение этой задачи возможно при безусловном учете двух факторов. С однойстороны, речь идет о сохранении «патронажной системы» по отношению кмалообеспеченным слоям населения. С другой стороны, будет идти формированиегибких механизмов адресной поддержки различных категорий населения, развитиеинструментов, позволяющих сократить государственные расходы через системугрантов, создание системы переподготовки кадров, непрерывного образования.

Особое внимание будет уделено решению проблемы самозанятых. Конечная цельреформ в социальной сфере - предотвращение процесса дальнейшего расслоения населения Казахстана помногочисленным социально-экономическим показателям; снижение уровнярегиональной дифференциации параметров и качества жизни; перемещение впосткризисный период социально-экономического маятника из социальной области вэкономическую; более активное внедрение электронных технологий, позволяющихминимизировать общение гражданина с чиновником при решении его социальныхвопросов.

Принципиальным условиемреализации модернизационного проекта в Казахстане должна стать борьба скоррупцией . Решение проблемы коррупциисвязано, прежде всего, с политическими механизмами - формирование новой моделивзаимоотношений между властью и обществом. Реализация этой задачи в своюочередь требует наличия конкурентной политической среды, политической борьбы.

Бороться с коррупциейтолько прокурорскими и репрессивными методами - неэффективное решение. Необходимообеспечить прозрачность и гласность, контрольнад доходами и расходами должностных лиц всех уровней.

Важнейшим направлениемреализации модернизационного проекта в социальной сфере должно стать формирование идеологии национальногоразвития и закрепление ее основных положений на уровне всех социальных институтов,прежде всего, на уровне традиционных общественных институтов.

Частично эта задача ужерешается в рамках Доктрины национального единства. Но в то же время, необходимоперевести общие положения - патриотизм, межнациональное согласие, семейныеценности - на уровень конкретныхмеханизмов, позволяющих обеспечить их реализацию. Необходимо активироватьпредставление о семейных ценностях как о базовой основе развития общества,опираясь на религиозные институты, в том числе, в рамках межконфессиональногодиалога.

Необходимо активизироватьобщественный диалог с целью определения общих этических принципов и норм, накоторых должно быть построено казахстанское общество.

Модернизация обустроенного пространства.

Ключевой миссиейказахстанского политического класса на ближайшее десятилетие станет превращениестраны в пространство, обустроенное для жизни граждан. Это означает, что вцентр экономических, социальных и политических реформ должен быть поставленчеловек с его интересами, приоритетами, потребностями.

Реализация любых проектовв сфере инфраструктуры, логистики, строительства, должна быть подчиненаинтересам простых граждан, а не чиновничества и бизнес-структур. Ключевымкритерием успешности реализации модернизационного проекта в Казахстане в этихусловиях должны стать показетели качества жизни и уровня безопасности гражданреспублики. Достижение этой цели невозможно без усиления различных формгражданского контроля за деятельностью государственных органов власти,выстраивания более эффективных каналов коммуникации между властью и обществом.

Реальным результатом этого процесса станет превращениеКазахстана в страну, «удобную для жизни».

Поэтому с полным правом предстоящее десятилетие можно будетназвать «модернизацией обустроенного пространства».

**************************************************************

Модернизация это состояние государства. Это высокий уровеньобразования и науки, развитая инфраструктура. Это высокая технологичностьпроизводства, требующая значительныхсредств и умного распределения ресурсов. Это подбор высоквалифицированныхменеджеров по современной организации производства обучения всех звеньев цепиот управленца до рабочего.

В настоящий момент вКазахстане существуют все необходимые предпосылки для решения задач системноймодернизации. Но есть необходимость придать этим преобразованиям качественноиной уровень внутренней целостности. Сильный лидерский фактор способенвыполнить эту важнейшую миссию.

Именно в рамкахосуществления стратегии модернизационного прорыва предстоящие президентскиевыборы позволят на ближайшую перспективу сосредоточиться на концептуальныхпроектах, перейти от решения тактических задач к программному конструированиюнового странового проекта.

Члены рабочей группы:

Алексей Власов

Юлия Якушева

Александр Цинкер(Израиль)

Андрей Чеботарев(Казахстан)

Теги: Казахстан

Поделиться: