Нурсултан Абишевич – великий президент нашего времени, и того века, и этого века, на этом пространстве

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Я могу сказать честно о том, в чем я убежден. Нурсултан Абишевич – великий президент нашего времени, и того века, и этого века, на этом пространстве. Это я говорю совершенно искренне. Я отталкиваюсь от тех тезисов, которые высказали Марат Еникенович и Ерлан Сапарович о том, что вы надеетесь, что страны СНГ и элиты постсоветских стран будут ориентироваться на происходящие в Казахстане процессы. С другой стороны, как вспомнил Ерлан Сапарович, в 1995 году Назарбаеву нужны были досрочные выборы, чтобы получить дополнительные полномочия, и он действительно за 1,5 года перешерстил всю систему, в первую очередь экономическую, и страна резко прыгнула в будущее – это тоже аксиома, никем не опровергаемая.
Нурсултан Абишевич – великий президент нашего времени, и того века, и этого века, на этом пространстве

Стенограммавыступлений на Круглом столе в РИА «Новости»

*************************************************************************************

Аркадий Дубнов,

политический обозреватель газеты «Московские новости»

Я бы говорил о международной реакции с той точки зрения, что население России тоже является элементом этой международной реакции. Я могу реагировать иначе, чем мои соотечественники и говорить неполиткорректные вещи, но поскольку я представляю себя самого, то я отвечаю исключительно за себя самого, а не за структуры какие-либо государственные, либо прочие.

Мы все прекрасно знаем, что современный Казахстан – это детище Нурсултана Абишевича Назарбаева. Это аксиома, ее не требуется доказывать. У меня возникаетвопрос: если Казахстан создан руками Назарбаева, он достиг стабильности, равнойкоторой нет на постсоветском пространстве, то что же за риск такой серьезный,перед которым оказывается страна, что она снова в третий раз вынужденапроводить именно досрочные выборы президентские? Почему на кону стоит судьбаэтой стабильности, которую нужно упреждать вот таким вот образом?

Вызнаете, вот я вам говорю про эту международную реакцию. В мире спрашивают – ачто же такое в Казахстане происходит, что нужно выбивать табуретку из-подоппозиции? Как сказал Марат Еникенович, сложилась ситуация, когда оппозицияоказалась отрезана от всяких возможностей медиа и не успевает провестиполноценную избирательную компанию. В результате в Парламент могут пройтипартии коммунистов, вторая альтернативная партия, и Партия патриотов ГаниКасымова.

Вмире тоже ведь знают Жириновского в России и Партию патриотов в Казахстане,прекрасно понимают, что есть системная оппозиция и несистемная оппозиция. Неможет ли случиться так, что вот этими очередными досрочными выбораминесистемная оппозиция в Казахстане вновь будет выгнана на улицу, и окажетсямаргинальной настолько, что это действительно будет угрожать стабильностистраны.

Сэтой точки зрения мы все-таки так и не услышали конкретного ответа на вопрос -почему нужны именно досрочные выборы. Конечно, после того как НурсултанАбишевич продемонстрировал верность Конституции и отказался от референдума иобъявил досрочные выборы, я бы все-таки называл вещи своими именами – не совсемон продемонстрировал верность Конституции, потому что в Конституции ненаписано, что нужно проводить досрочные президентские выборы постоянно. Ихнужно как-то чем-то объяснять. Для меня таким объяснением могли быть программыкаких-то очень коренных, серьезных, глубоких, я бы сказал, тектоническихсдвигов, которые Нурсултан Абишевич собирается провести сразу после выборов.Может быть, именно этим объясняется потребность провести эти выборы, а несовсем, тем, что мы здесь слышали. Я при всем уважении к коллеге АндреюФедорову, не могу понять формулировку «достроить дом». Где, когда кончаетсядостройка дома? Где критерии этой достройки? Мы знаем, что достройка дома была,желали его достроить и в некоторых арабских странах. Одни строили его 20 лет,вторые 30, третьи 40. И чем кончается – мы сейчас это видим. Поэтому оченьсомнительный тезис. Я бы его выводил за скобки объяснения действий НурсултанаАбишевича.

Мнекажется, все гораздо глубже и серьезнее, если Нурсултан Абишевич готов провестикакую-то программу действий, ну, я не буду говорить про рост ВВП, численностьнаселения. Численность населения мало зависит, мне кажется, от конкретныхдействий Нурсултана Абишевича – все-таки это не его руками делается. А вот еслион серьезно перешерстит ту структуру властных горизонталей, которые мешаютдвигаться вперед, и если он нанесет удар по коррупции, по этим персонам иструктурам, которые отвечают за коррупционный имидж – это будет серьезнейшимстимулом и имиджевым проявлением.

Естьеще причина, почему объяснения необходимости досрочных выборов пока выглядятнеубедительными. Кто слышал какие-нибудь человеческие объяснения НурсултанаАбишевича, кроме его официального выступления на этом самом мероприятии спрограммной речью. У нас мы видим всего-навсего один голос. Есть президентскийсоветник Ермухамет Ертысбаев, ему доверено делать публичными самые интимныемотивы Назарбаева. Иногда мне хочется попросить закрыть Ермухамету Ертысбаеву допускк публике, потому что он дает, я буду называтьвещи совсем неполиткорректно, очень пошлые объяснения стремлений НурсултанаАбишевича. Потому что советник президента нам объясняет и дает понять, что онединственный, кто допущен к телу президента, знает его истинные мотивы иобъясняет этому президенту, что на самом деле происходит в мире, и делаетпрогнозы. Так он объясняет, что в России исключительно напряженная ситуация,борьба на президентских выборах будет очень острой, и что это внушает опасность,т.к. в России нет стабильности, к чему приводят постоянные очередные выборы, ав Казахстане по сравнению с этим большая стабильность. Выборы в России, помнению этого президентского советника, приводят к нестабильности. А вКазахстане стабильность, потому что выборов нет, понимаете?

Воткогда мир слушает объяснения этого президентского советника, миру кажется, чточто-то в этом датском королевстве не все в порядке. И меня тоже не убеждаютобъяснения про нестабильность в Бельгии и в Италии. Кто вообще в мире знает,что в Бельгии нет Правительства 9-ый месяц? Никто в мире этого не знает.Бельгия живет себе припеваючи, все хотят уехать отдыхать в Брюссель и в Италию.Поэтому мне хотелось бы все-таки услышать гораздо более глубинные объяснениятого, что Нурсултан Абишевич решает объявить досрочные выборы, и что за интригив этих выборах и чему нам предстоит быть свидетелями ближайшие год-два.

Ямогу сказать честно о том, в чем я убежден. Нурсултан Абишевич – великийпрезидент нашего времени, и того века, и этого века, на этом пространстве. Этоя говорю совершенно искренне. Я отталкиваюсь от тех тезисов, которые высказалиМарат Еникенович и Ерлан Сапарович о том, что вы надеетесь, что страны СНГ иэлиты постсоветских стран будут ориентироваться на происходящие в Казахстанепроцессы. С другой стороны, как вспомнил Ерлан Сапарович, в 1995 годуНазарбаеву нужны были досрочные выборы, чтобы получить дополнительныеполномочия, и он действительно за 1,5 года перешерстил всю систему, в первуюочередь экономическую, и страна резко прыгнула в будущее – это тоже аксиома,никем не опровергаемая. Кстати говоря, Назарбаев был, наверно, единственнымлидером на этом пространстве, который в 90-ые годы допустил к управлению, кпринятию решений огромное количество исключительно креативных, я бы сказалпассионарных деятелей. Мы говорили, что, возможно, некоторых из них он потомсдвинул; но, тем не менее, именно они провели те реформы (например, ЖКХ и прочие),которые сделали Казахстан фактически таким, какой он есть.

Но время ушло, наступает третий десяток властиэтого великого человека. Я надеюсь, что эти выборы (а мне хочется верить, что онидействительно будут последними внеочередными досрочными выборами) приведут кокончанию эры демократических симулякров, которые Казахстан наплодил в нашевремя в избыточном количестве. И с этой точки зрения, мне кажется, еще одним угрожающимв будущем симулякром может оказаться обещание президента, что следующий составПарламент будет неоднопартийным, потому что если в этот неоднопартийныйПарламент искусственными методами будут допущены те две партии, о которыхсегодня нам рассказали, это ничего не изменит. Дело в том, что когда страна иее система стабильны и предсказуемы, то любая другая партия, которая котораяпройдет в Парламент, мне кажется, будет только способствовать стабилизации системы.Мне бы хотелось, чтобы эра симулякров казахстанского происхождения закончилась сэтими выборами. Спасибо.

Андрей Чеботарев ,

директорЦентра актуальных исследований альтернатив

Вокругдосрочных выборов безусловно, существуют определенные интриги. Одна из интриг –почему господин президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил досрочноепроведение президентских выборов. На мой взгляд, здесь есть ряд версий, одна изних часто называется и в казахстанской семье – это стремление разгрузить своюкоманду от необходимости провести в один год и парламентских, и президентскихвыборов, потому что обе избирательные компании планировались на 2012 год. Действительно,весьма сложно провести в сложившейся ситуации обе кампании.

Возможно,что еще речь идет о необходимости каких-то серьезных изменений - и, на мойвзгляд, это касается, прежде всего, внутриэлитного баланса, то есть,выстраивания нового баланса внутри как правящей элиты, так и в отношениях междуправящей элитой и оппозицией. С этой целью некоторые шаги уже были предпринятыеще в прошлом году, например, проведение реформы правоохранительной системы. Ав этом году неизбежно после проведения президентских выборов последуют кадровыеизменения, связанные, прежде всего, с тем, что нынешнее Правительство будетвынуждено сложить свои полномочия. И, соответственно, если будут производитьсякадровые изменения в Правительстве, они затронут практически всю вертикальвласти, включая и администрацию президента, и акимов, и дипломатический корпуси так далее.

Но,на мой взгляд, намного важнее более масштабная интрига – что все-таки будетпосле президентских выборов. И прежде всего речь идет здесь о политическоймодернизации. Почему? Потому что это остается своего рода загадкой еще с прошлогогода: когда президент выступил со своим посланием, а затем утвердилстратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, он весьмаскромно отозвался именно о политической модернизации. Тем не менее, есть целидолгосрочного характера, но нет конкретных шагов и направлений. И только в этомгоду в своем послании президент немного обозначил эти направления. Одним из нихявляется усиление роли политических партий, тем более что это соответствуетстратегическому приоритету формирования эффективной транспарантной партийнойсистемы.

Исейчас, когда после президентских выборов основные политические силы будутготовиться уже к будущим парламентским выборам, то неизбежно встанет вопрос опереформатировании, я бы так сказал, партийно-политической системы Казахстана вцелом. Это связано с тем, что партийно-политическую систему Казахстана можно назватьполуторопартийной, если следовать классической политологии. То есть, есть однадоминирующая партия при ряде других партий. У нас получилось так, что по итогампарламентских выборов 2007 года доминирует и представлена, причем, вединственном числе, возглавляемая президентом страны партия «Нур-Отан». И насегодняшний день стоит вопрос о том, чтобы следующий состав Парламента был ужеразбавлен другими партиями. Сколько их пройдет, тут сложно пока сказать. Тутуже назывались прогнозы относительно Партии патриотов и Коммунистическойнародной партии Казахстана, ну, я не совсем здесь согласен, потому чтокоммунистическая идеология себя все-таки изживает. И даже вот этот кандидат,который идет от Коммунистической народной партии Казахстана, больше оперируетлозунгом социал-демократического характера, нежели коммунистического.

Скореевсего, будущее итогов парламентских выборов все-таки останется за темипартиями, которые пойдут на дальнейшую реструктуризацию и в частности наобъединение, укрупнение. Партия патриотов вполне может объединиться с такимиполитическими партиями как, например, народные коммунисты. Если они сольются водну партию, учитывая, что они всегдапорознь получали низкие проценты, то у них есть определенный шанс.

Оппозициясейчас не принимает участия в президентских выборах, и кто-то считает этоминусом, но я думаю, что здесь могут быть для нее какие-то преимущества – во всякомслучае, она не будет представлена на этих выборах как проигравшая. И в чем-тосумеет даже подготовиться к парламентским выборам. Хотя, конечно она не сумелавоспользоваться теми плюсами, которые она бы получила от участия в этих выборах.Но, тем не менее, время, как говорится, покажет.

-- -

Ядумаю, что последующие преобразования будут проходить в ключе не стольколиберализации, сколько совершенствования существующей властной политики,особенно партийных систем. Почему – взять, например, ту же партию «Нур-Отан».Она пока еще не поднялась выше уровня партии власти, хотя должна по логикевещей стать в перспективе системообразующей. И здесь очень важен вопроспреемственности президентской власти, который уже затрагивался сегодня, но мнекажется, надо его рассматривать шире: не о том, кто будет следующимпрезидентом, а сохранится ли преемственность политического курса, который началглава нашего государства. И в этом плане, конечно, должен быть не столькоиндивидуальный, сколько, возможно, коллективный приемник в лице той же партии «Нур-Отан»,а, может быть, даже и шире – всей партийной системы, каковая будет выстроена поитогам парламентских выборов.

Поделиться: