"После Гейдара Алиевича Алиева ему равных нет".

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Цели все эти Президентом Назарбаевым поставлены. Кто из этих кандидатов способен достичь их, выполнить обозначенные задачи, под чьим руководством можно их эффективно реализовать – это решать казахстанской стороне. Тем более нам очень трудно высказывать какую-либо критику в адрес Казахстана, поскольку Нурсултан Абишевич пользуется у нас непререкаемым авторитетом в стране. Это тот политический лидер, который на пространстве СНГ мог сравниваться по своим полководческим данным разве только с Гейдар Алиевичем Алиевым. После Гейдара Алиевича Алиева ему, так понимаю, равных нет.
"После Гейдара Алиевича Алиева ему равных нет".
Стенограмма выступлений на Круглом столе в РИА «Новости»

**********************************************************************************

Марат Сыздыков,

заместитель заведующего Отделомвнешней политики администрации президента Казахстана

Яхотел бы тезисно остановиться на собственной интерпретации выборов, которыесейчас будут проходить в Казахстане. Ситуация складывается так, что выборыпрактически выиграны до выборов. Очевидно, что альтернативы действующемупрезиденту нет. Получается де-факто, что сами выборы могут превратиться вреферендум о доверии самому президенту. Для этого имеется вся необходимая база,всенародная поддержка президента Назарбаева, проводимого им курса, которыйбазируется на трех китах – это грамотная социально-экономическая политика, чтоособенно заметно на фоне мирового экономического кризиса; этомультиполитическая стабильность и межнациональное согласие. Все это необходимопомножить на авторитет президента среди элит, на уважение среди народа и на личнуюхаризму Назарбаева.

Намой взгляд, основная интрига выборов сегодня сводится к вопросу о процентеподдержки. По мнению многих экспертов в Казахстане и за рубежом голосов «за»кандидата будет отдано не менее 90%. Значит, одним из огромных историческихплюсов в ситуации вокруг референдума и досрочных выборов является то, чтопрезидент не пошел на изменение Конституции страны. Это прецедент, которыйимеет важнейшее значение для государства в долгосрочной перспективе. То естьНазарбаев, как первый президент Казахстана, обозначил будущий векторполитического развития страны, показал себя как ответственный политик, которыйставит интересы страны выше собственных.

Интересныймомент заключается в том, что в классических схемах парламентские выборы предваряютпрезидентские выборы, фактически являясь индикатором политических настроений вобществе, и как бы готовя почву для выдвижения кандидатов на президентскиевыборы. Как видите, в Казахстане ситуация немного перевернулась, в связи спроведением досрочных выборов. На мой взгляд, это также характеризуетНурсултана Абишевича Назарбаева как блестящего тактика, опытного политика,который одним своим решением решил ряд задач. Так понятно, что оппозиция вКазахстане целенаправленно готовилась к парламентским выборам, потому что онипланировались именно в 11-ом году. А в результате решения о досрочных выборахоппозиция упустила текущий момент и оказалась не готовой к этим президентским выборам.Значит, то, что лидеры оппозиции не выставили свои кандидатуры для участия ввыборах, тоже является исчерпывающей характеристикой оппозиции. Она поставиласебя в достаточно щекотливое положение. Электорат в оппозиции теперь немобилизован, не удастся провести обкатку каких-то основных идей, постулатов.Сами оппозиционные лидеры они оказались как бы за шторкой, вне информационнойволны.

Сдругой стороны, еще один интересный аспект такого положения дел состоит в том, чтоситуацией как раз воспользовались те партии и их лидеры, которых до этого небрали в расчет. Так, выставили свои кандидатуры Коммунистическая народнаяпартия Казахстана и Партия патриотов. И, по всей видимости, они тем самымсделали серьезную заявку на то, чтобы создать свои фракции в следующемПарламенте. Как известно, в Казахстане принято законодательно, что следующийПарламент должен быть многопартийным, т.е. там кроме победившей партии должныбыть еще другие партии. И нельзяисключать, что соседями правящей партии или партии власти в следующемПарламенте, видимо, будет Партия патриотов.

Здесья согласен со своим коллегой в том, что ситуацию с выборами в Казахстанеследует рассматривать не отдельно, а в масштабе всего постсоветского пространства. Известно, что во многих странах политическиепроцессы протекают, ну, если не одинаково, то по очень схожим сценариям. И вданном случае, Казахстан, как и в проведении в свое время масштабныхэкономических, социальных реформ, является своего рода первопроходцем. Видимо,по Казахстану будут сверять свои шаги и элиты других государств – здесь можноотметить, сколь ювелирно удалось выйти из такой щекотливой ситуации, когдапосле отмены референдума пришлось сверять часы с центром и мировыми силами,затем искать внутри страны какие-то решения, чтобы найти оптимальную формулу. Ядумаю, пока это удается. Теперь вопрос в том, что ожидать от самих этихвыборов.

Чтокасается достаточно часто задаваемого вопроса о легитимности выборов, могусказать, что легитимность любых выборов определяется на самих выборах – наосновании явки избирателей и конкретно самих результатов выборов. Дополнительнуюлегитимность никто не может объявить, предоставить – все решается в кабинах дляголосования.

Станислав Чернявский ,

руководительЦентра постсоветских исследований, МГИМО, МИД РФ

ПозицияПрезидента Назарбаева подробно раскрыта в двух документах – это статьяпрезидента от 28 января «Построим будущее вместе» и его заявление от 31 января.В этих документах все и говорится, раскрывается интрига – зачем и во имя чегопроводятся эти досрочные выборы, какие цели должен реализовать тот президент, которыйбудет выбран в итоге этих внеочередных выборов, поскольку мы не должнызабывать, что как любые выборы на альтернативной основе, они предполагаютсвободный выбор из 4-х кандидатов.

Целивсе эти Президентом Назарбаевым поставлены. Кто из этих кандидатов способен достичьих, выполнить обозначенные задачи, под чьим руководством можно их эффективнореализовать – это решать казахстанской стороне. Тем более нам очень трудновысказывать какую-либо критику в адрес Казахстана, поскольку Нурсултан Абишевичпользуется у нас непререкаемым авторитетом в стране. Это тот политическийлидер, который на пространстве СНГ мог сравниваться по своим полководческимданным разве только с Гейдар Алиевичем Алиевым. После Гейдара Алиевича Алиеваему, так понимаю, равных нет.

Мнекажется, что вот тот расклад сил, который нам раскрыл Марат Еникенович Сыздыковотносительно политической ситуации в Казахстане, еще раз подтверждаетправильность решения казахстанского руководства о выборах именно в данныймомент. Хочу сказать только, что любые политические выборы – это крупноеполитическое событие для страны, которое дает невероятную встряску всемуполитическому и финансово-экономическому истеблишменту данной страны. Начинаютразгораться страсти, и нашимказахстанским коллегам надо быть готовыми к различного рода обвинениям икритиканству в их адрес. Особеннопопулярными, наверно, будут критические замечания об отсутствии демократизма итак далее. Но ведь здесь тоже, смотря как подходить к вопросам демократии - еслимы возьмем в качестве примера демократического развития такую европейскуюстрану как Бельгия, в которой до сих пор не может сформироваться Правительствои страна находится под угрозой развала, то вряд ли этот пример подойдет. Еслимы возьмем такую демократическую страну как Италия с неутомимым Берлускони, то иона вряд ли подойдет как пример для Казахстана. Давайте посмотрим, на примерыпоближе: такая парламентская демократия, как Киргизия тоже вряд ли подойдет дляКазахстана.

Мнекажется, что то решение, которое принято на сегодняшний день казахстанскимруководством, оправдано и, видимо, единственно правильно. И хотелось быпожелать, чтобы эти выборы прошли не в ключе продления полномочий действующегопрезидента, а в ключе равной конкурентной демократической борьбы тех кандидатовна пост президента, которые выдвинуты, и решения казахстанского народа.

Поделиться: