Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Северная Африка: что дальше?

20.03.2011

Автор:

Теги:

Северная Африка: что дальше?

Иногда самый сложный для мировой политики вопрос звучит так: "И что же дальше?" Именно этот вопрос мне зададут – уже начинают задавать – во время субботней встречи в Париже, посвященной обсуждению ситуации в Ливии.

Историяизобилует примерами выигранных войн, которые оказались проигрышем для последующего мира. В Европе ужасные ошибки, совершенные после Первой мировой войны, проложили дорогу ко Второй мировой войне. После 1945 годамы действовали с большим успехом, поскольку понимали, что необходимо сделать нечто большее, чем просто разгромить Гитлера. Нам нужно было восстановить сам расколотый войной континент.

В Ливии же "успех" означает не просто защиту мирных жителей на ближайший период, и даже не только закрепление свержения режима полковника Муаммара эль-Каддафи. Успех требует стратегии того, что мы будем делать дальше. Я намерена сфокусировать обсуждение на том, как мы справимся с этой сложной задачей.

В принципе, мы знаем, что нужно делать, чтобы заложить основы глубокой демократии – демократии длительной, которая не рассыплется в прах. Необходимо учреждение власти закона, под управлениемчестных сил правопорядка и независимых судей. Необходимо реально осуществимое право собственности, свободы слова и свободы профсоюзов. Прежде всего, необходимо, чтобы экономическое процветание получило достаточно быстрое и достаточно широкое распространение для того, чтобы все общество почувствовало, что оно кровно заинтересовано в демократической реформе.

Это не просто либеральные идеи Запада. Впоследние недели я лично почувствовала, что эти идеи вдохновляют сторонников реформ в Тунисе и в Каире, а мои сотрудники увидели стремление к воплощению этих идей на улицах Бенгази и даже Триполи.

Яизложу, что должен сделать Европейский союз, и как мы хотим сотрудничать с остальным западным миром – и, что жизненно важно, с Лигойарабских государств, - для того, чтобы этого достигнуть. Некоторые призывают к осуществлению нового Плана Маршалла – и, безусловно, этими людьми руководит верное чувство. Однако Северная Африка XIX столетия – это не Европа 40-годов прошлого века. Мы нуждаемся в разработке новой, целенаправленной стратегии для решения стоящих перед нами задач. Именно над этим мы в Евросоюзе и работаем. В центре проблемы стоят три "М": money, market access и mobility (деньги, доступ на рынки и мобильность).

Чтокасается денег: я хочу, чтобы Европа потратила миллиарды евро на развитие экономики Ливии, Египта и Туниса. Отчасти за счет собственных фондов Евросоюза; и, я надеюсь, страны-члены Евросоюза и парламентарии этих стран присоединятся ко мне в поиске недостающих средств в Европейском инвестиционном банке в и Европейском банке реконструкции и развития.

В начале этой недели я встречалась с министром по международному сотрудничеству Египта, Фаизой Абулнагой (Fayza Aboulnaga). Она заявила мне, что сейчас сама насущная потребность – строительство миллиона новых жилых домов. Я хочу, чтобы Европа, в сотрудничестве с другими государствами, помогла ей в этом – и помогла бытакже финансировать проекты по созданию инфраструктуры в Тунисе и освобожденной от Каддафи Ливии. Кроме того, мы располагаем необходимыми ресурсами, опытом и решимостью, чтобы помочь Северной Африке в создании учреждений здорового гражданского общества, и мы уже начали обсуждение специальных проектов, посвященных этому вопросу, с новыми правительствами в Тунисе и в Каире. Мы можем также помочь с организациейи наблюдением за проведением свободных выборов.

Однако мы знаем,что помощь, в конечном итоге, играет весьма ограниченную роль. Страны должны самостоятельно развиваться и идти своим путем к процветанию. Вот почему столь большое значение имеет доступ на рынки: возможность продавать товары богатым странам.

В качестве ближайшего богатого соседа Северной Африки Европе принадлежит решающая роль. Формальных барьеров для торговли между нами осталось уже немного. Но существуют другие препятствия. Мы справедливо настаиваем на том, чтобы импортная продукция, от продуктов питания до промышленных товаров, соответствоваласамым высоким стандартам. Для этого нам потребуется со временем отменить еще остающееся тарифные ограничения, а также работать в сотрудничестве с новыми демократическими государствами Северной Африки, чтобы на практике помочь им продавать свои товары и услуги в Европе.

Особаямера, о принятии которой я попрошу страны-члены Евросоюза, это программа поддержки сельскохозяйственного развития в Северной Африки, чтобы Египет, Тунис и, в свой черед, Ливия, смогли выращивать продукты питания того качества, которое требуется европейскому потребителю. Все эти меры должны помочь привлечь частные инвестиции, которые сыграют жизненно важную роль для достижения экономического благополучия.

Увеличениемобильности тоже требует принятия ряда мер. Евросоюз уже имеет множество целевых программ помощи, таких как программы Erasmus Mundus, EuroMed Youth и Tempus. Эти программы можно расширить, чтобы большее число студентов могли учиться в Европе, и тем самым помочь упрочению базы квалифицированных специалистов в новых демократических странах. Мы также должны облегчить формальности, связанные с получением визы, чтобы предприниматели и квалифицированные профессионалы обоего пола имели возможность свободно перемещаться между Европой и Северной Африкой.

Согласна,этой программе не достает блеска. Но ее нельзя упрекнуть в отсутствии амбиций. В последние недели многие говорили, что события в Северной Африке создают особую проблему, с которой предстоит справляться Евросоюзу. Я согласна. Для всего мира важно, чтобы Ливия, Египет, Тунис идругие страны этого региона стали государствами стабильной демократии. Это особенно важно для Европы, поскольку эти страны – наши соседи. Неудача станет кошмаром не только для населения самой Северной Африки, но и плохо отразится на гражданах Евросоюза.

Проверкой для нас станет не только то, что произойдет в ближайшие дни, но то, что случитсяв течение месяцев и лет после восстановления мира, когда средства массовой информации переключат свое внимания к кризисам в других местах.Субботняя встреча в Париже дает нам шанс для планирования мирной жизни,и мы обязаны его использовать.

Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) – верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности.

Оригинал публикации: What Next in North Africa?


("The New York Times", США)
Кэтрин Эштон (CATHERINE ASHTON)

Источник - ИноСМИ

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение