Путешествие из Атырау в Москву.
Автор: ИАЦ МГУ
Путешествие из Атырау в Москву.
по местам модернизациии форсированного индустриально-инновационного развития.
Посвящается Нурлану Еримбетову.
Итак, задача «Как попасть из Алматы в Астрахань?». Кажется,самое простое решение – самолетом в Москву, и аэрофлотовским рейсом на берегаКаспия. Но мы не ищем легких путей, а потому, рассмотрим альтернативы.
Вариант номер один. Самолетом до Актау, а затем на поезд. Опасно,ибо есть риск не успеть, поскольку между самолетом и поездом небольшойпромежуток времени. Любая задержка рейса - и появляется прекрасная перспективазаночевать под открытым небом и дышать великолепным морозным степным воздухом,набираясь здоровья и оптимизма. Причем, хотел бы отметить, что и перспективыдневной эвакуации были бы не слишком очевидны.
А если так – самолетом до Атырау, а потом через границу натакси. Входим в Сеть, так, есть фирма, которая предоставляет услуги по доставкена доставке на такси до Астрахани. Звоним.
–А, сколько повремени?
-Часов 5-6.
Приемлемо.
А дальше в чисто казахском ключе незнакомая женщина расписываетнеобычайные преимущества этого маршрута – комфортабельное такси, опытный шофер,плюс чеки, плюс помощь в преодолении приграничных барьеров, и на все про все 30тысяч тенге, то есть порядка 6 000 рублей.
-Ок.
Самолет прибыл в Атырау без опоздания, и в 22.10 отягощенныйзнаниями, полученными на конгрессе евразийских политологов, я выхожу в ночь, нанебольшую площадь перед аэровокзалом.
Первая загогулина, как говорил Б.Н.Е. - комфортабельнаямашина – это убитый напрочь Nissan,неизвестно какого года выпуска, и что самое неприятное – с неисправнымстартером. Доедем ли? А кстати, потому и водителей двое, ибо один из них –механик, что уже настраивает на оптимистический лад. Если в степи отвалитсяколесо вместе с уже упомянутым стартером, то, по крайней мере, втроем не такскучно.
Неожиданность номер два.
Атырауская фирма не нашла желающих поехать в Астраханьшоферов, и потому передала заказ другой фирме, но по-хитрому – сказали ребятам,что московского гостя нужно отвезти до границы, а дальше он доберется сам.Картина маслом, конечно. Но надо отдать должное русским ребятам, то есть шоферу имеханику, они сказали «без проблем», значит – люди совестливые.
-Но только учти мужик, мы Астрахань не знаем. Дорогупокажешь?
К этому моменту я уже не знал, смеяться мне или плакать,ведь я тоже не очень ориентируюсь в топографии Астрахани, но, к счастью, прочитал в детстве «Унесенныхветром», и навсегда запомнил великую фразу Скарлетт «Я подумаю об этом завтра».В прямом и переносном, кстати, смысле, поскольку завтра уже наступило.
Спустя 10 минут после выезда за пределы Атырау, сталопонятно, как можно убить машину за одну поездку. Дорога из города в Астрахань,судя по всему, не ремонтировалась с момента свержения монголо-татарского ига,либо дорожные начальники не знали, что в Казахстане действует программамодернизации и форсированного индустриально-инновационного развития. Признаюсьчестно, избалованный дорогами вокруг Астаны, я просто не ожидал попадания наполосу препятствий. Впечатления были примерно схожи с теми, что я испытал вовремя поездки в разрушенный войной Цхинвал.
И только потом пришло осознание очевидного факта, на самомделе, таких дорог – в Казахстане и России большинство. Другой вопрос, что московскиеэксперты, вроде меня, по большей части тусуются на левом берегу, и, жизни незнают - ни за пределами МКАДа, ни, как выяснилось, за пределами Атырау.
Ну а следующие три часа дороги были как в арт-хаусном кино –луна, как недоеденный чебурек (просто кушать очень хотелось), выстроенная вшеренгу по трое толпа узбеков-гастарбайтеров, и агашка – пограничник, одетый встиле маленького Джейсона с ручной бензопилой. Я, на всякий случай, ни о чем непереспрашивал ребят-таксистов, но потом они заговорили сами.
О чем-то очень обыденном, что происходит в жизни русскихпарней в казахстанской глубинке. Никакой политики, никакого великорусского шовинизма,но с каждой фразой становилось понятно, вот оно – именно то, о чем говорил премьер-министр Карим Масимов в недавнем интервью на Эхо Москвы. Отсутствие социальныхлифтов для таких ребят неизбежно приведет к феодализации региональной жизни.
К примеру, парень-механик не мог заполнить декларацию награнице, поскольку последний раз брал ручку в 8 классе. В каком направлении онготов передвигаться в социальном пространстве?
Или его приятель, который мечтательно говорил «Хочу всепродать, и поехать на машине в Россию».
-Куда? Зачем?
-Да просто попутешествовать хочу.
Ни в Москву, заметьте, ни в Астрахань, куда-то в глубинку,где лес, где старые церкви.
Почему именно туда? Смеется. Говорит, «Сам не знаю, но оченьхочется Россию объехать».
Наконец, пересекаем границу, и вступаем на территорию Астраханскойобласти. Качество дорожного полотна заметно улучшается, но начинаются характерныедля русской провинции чисто конкретные дела. Проезд через понтонный мост стоит80 рублей, при переезде границы с казахстанскими номерами нужно покупатьобязательно страховку. А это, будьте любезны, 1150 рублей.
А ребята, на секундочку, были готовы везти меня только дограницы, и денег у них не было. В итоге и понтонный мост, и страховка и ещенепонятно что, были оплачены из моего кармана. Но об этом ничуть не жалею, ибо подобныйопыт гораздо важнее, чем любые самые продвинутые лекции нобелевских лауреатов.
По Астрахани мы ездили где-то час, поскольку ребята не знали,где находится улица, которая мне была нужна, а таксисты были готовы ее показать, но за 100рублей, а к этому моменту у меня закончились рубли, остались только тенге, ноих никто из таксистов не принимал. Наконец, нашелся совестливый дядя, которыйткнул в нужном направлении. На часах было полшестого утра.
Большое приключение окончено, зато я теперь точно знаю, чтотакое модернизация. Это строительство пространства, пригодного для жизни инормального человеческого быта, в котором простой гражданин будет ощущать себя комфортно ибезопасно. Как только эта цель для России и Казахстана будет достигнута, яполагаю, решатся и многие макроэкономические проблемы, о которых так любятрассуждать наши большие чиновники.
Поделиться: