Где-то между советским и постсоветским…

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В политическом поле ключевая задача - 2020 - это ограничитель конкурентного пространства. В этих трех странах оппозиция, по сути, не является реальной альтернативой существующей власти. Она не в состоянии предложить новые программные идеи, стратегии развития, четко сформулировать инструменты их реализации. Крайне медленно происходит процесс обновления политического поля, пространство для политического маневра сужено до предела, потому что у власти нет эффективной оппозиции, а внутри власти происходит перемещение одних и тех же фигур. В этот список скоро войдет Украина, потому что уже сейчас заметно, что Виктор Янукович выстраивает сильную вертикаль власти, используя ту же модель, которая существует в России
Где-то между советским и постсоветским…

автор: Сауле Исабаева

14-15 марта в Алматы прошел I Евразийский конгресс политологов, который собрал ученых из 27 стран ближнего и дальнего зарубежья. Объединившись, эксперты попытались разобраться в следующих вопросах: Какое влияние на развитие стран СНГ оказывает советский опыт? Если минимальный, то можно ли говорить о постсоветской стадии развития и перехода на новый уровень? И, наконец, что нас ждет за углом: новый поворот, тупик или формирование жизнеспособного политического организма, для которого транзит лишь болезнь роста? Мы такие разные По мнению директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева ,если во времена Советского союза открытие заводов, фабрик и новые достижения обычно приурочивали к празднованию Великой Октябрьской социалистической революции, то в Казахстане празднование 20-летия будет подаваться как завершение постсоветского транзита и начало нового рывка всветлое будущее. Но так ли это? -С точки зрения элиты постсоветские страны не только прошли транзитный период, но уже окончательно поняли эффективность политической системы. Тем самым уже изначально отрицается сама возможность попаданиянаших систем в так называемую ловушку резинового переходного периода, который может длиться десятилетиями , - считает эксперт. При анализе транзита исследователи сталкиваются со многими проблемами, одна из которых, как ее называет Д. Сатпаев, – это отверточное производство. Имеется ввиду активное переложение на постсоветскую действительность зарубежных теорий развития, которые зачастую опираются на материалы, собранные в результате исследований постколониального развития стран Африки, Азии, Латинской Америки. Но это не значит, сетуетон, что постсоветская транзитология должна напоминать автомобильные заводы, где местные специалисты собирают машины из иностранных комплектующих, которые затем подаются как инновационный успех. -Постсоветский транзит напоминает задачу, когда из пункта С (Советский Союз) в пункт D (демократические политические системы) с разной скоростью движутся бывшие советские республики. Проблема состоит втом, что не указываются ни расстояние между пунктами, ни скорость, с какой движутся сами субъекты. Является ли пункт D конечной остановкой или же будут в основном доминировать гибридные политические режимы? Есливсе мы вышли из советской шинели, то почему спустя 20 лет мы все-таки стали отличаться друг от друга? Какие внутренние и внешние факторы были ключевыми с точки зрения влияния на траектории движения бывших советскихреспублик в сторону создания тех или иных политических систем? - озадачил коллег Д. Сатпаев. Как пояснил секретарь НДП «Нур Отан» Ерлан Карин , анализируя итоги постсоветского транзита, часто используются инструментарии и терминология демократического транзита, все процессы и события рассматриваются с точки зрения глобального тренда - перехода от недемократии к демократии. К примеру, развитие стран Восточной Европы после распада Организации Варшавского договора соответствует логике известной теории третьей волны демократии. Здесь, подчеркнул политолог, подспудно возникают другие вопросы - стоит ли рассматривать сегодняшние события в арабских странах как продолжение этой третьей волны? Хотя некоторые специалисты считают, что это уже четвертая волна демократии, учитывая аналогичные события на постсоветском пространстве - Украине, Грузии, Кыргызстане. -Экспертное сообщество должно искать ответы на эти вопросы. Одного того, что мы в свое время объясняли цветные революции в 2004-2005 году некими конспирологическими теориями, происками западных стран, конечно же, недостаточно. Так, к примеру, последняя революция в Кыргызстане объяснялась воздействием России. Постоянно идет поиск каких-то спецпроектов или влияния. Мне кажется, учитывая события на Ближнем Востоке, нужно искать другие концептуальные обоснования происходящему, - считает Е.Карин. Вместе с тем развитие постсоветских республик, на его взгляд, не имеет классических признаков демократического транзита, здесь не прослеживаются закономерности имеющейся теории и концепции, и это позволяет подвергнуть сомнению применение к ним этого понятия, и в особенности к странам Центральной Азии. -Одна из главных особенностей нашего региона заключается в том, чтоздесь основными акторами и движущей силой всех преобразований в отличиеот стран Восточной Европы были национальные элиты, которые закладывали содержание и характер всех процессов в центральноазиатских странах в последние 20 лет. Их главная задача заключалась, в первую очередь, в обеспечении консолидации режимов. Несмотря на общую историю и схожесть традиций, все пять государств региона пошли разными путями развития. Этоеще зависело от того, как та или иная элита в той или иной стране понимала задачи модернизации и собственного развития. От того, как она их решала, соответственно и оформились идеологии этих стран, - полагает Е. Карин. Волшебная дата – 2020 Вопросы реализации модернизационных проектов в СНГ в свою очередь поднял директор Центра исследований общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов .В этом, на его взгляд, и будут заключаться главные вызовы и риски, с которым столкнуться наиболее развитые страны на постсоветском пространстве – Россия, Казахстан и Азербайджан. -В политическом поле ключевая задача - 2020 - это ограничитель конкурентного пространства. В этих трех странах оппозиция, по сути, не является реальной альтернативой существующей власти. Она не в состоянии предложить новые программные идеи, стратегии развития, четко сформулировать инструменты их реализации. Крайне медленно происходит процесс обновления политического поля, пространство для политического маневра сужено до предела, потому что у власти нет эффективной оппозиции, а внутри власти происходит перемещение одних и тех же фигур. Вэтот список скоро войдет Украина, потому что уже сейчас заметно, что Виктор Янукович выстраивает сильную вертикаль власти, используя ту же модель, которая существует в России, - пояснил он. Среди негативных тенденций на постсоветском пространстве российский политолог отметил распространение в молодежной среде радикального ислама, низкие темпы восстановления среднего класса как базового социального слоя, создание неблагоприятных условий по развитию малого и среднего бизнеса, распространение коррупционных схем. Что касается экономической сферы, то здесь до сих пор не завершена диверсификация, сетует он: -Сейчас в Казахстане работает Госпрограмма форсированного индустриально-инновационного развития, но не решен главный вопрос, какуюроль будет играть нефтегазовый сектор в рамках модернизационного проекта: останется ли он базой, на которой будут создаваться новые точкироста, или все-таки диверсификация будет проведена по иной схеме. Этот вопрос создает трения между правительством Карима Масимова и ФНБ «Самрук-Казына» - у каждого есть своя стратегия модернизационного рывка.Это тормозит осуществление на практике тех программ, которые зафиксированы на бумаге. Поэтому волшебная дата - 2020 - это все-таки некий символ, который вовсе не означает, что сначала следующего десятилетия постсоветские страны будут действовать как государства с высокотехнологичной экономикой. Особое внимание А. Власов уделил проблемам развития человеческого капитала. По его мнению, провисание в системе образования, которое наблюдается в Азербайджане, России и Украине, приводит к тому, что элитапытается обратиться к западным стандартам, при этом копируя форму, но не качество содержания. -Зависание постсоветского пространства в постсоветском времени связано с тем, что политический класс не в одной постсоветской стране пока не смог связать воедино все составные элементы этого модернизационного проекта , - заключил он. -Дай бог, чтобы это получилось у Казахстана, который продвинулся в этом направлении достаточно далеко. 20 лет без СССР – это хорошая возможность задуматься,а что же мы построили на этом пространстве от Молдовы до Таджикистана?

http://quorum.kz/4460/

Поделиться: