"Кыргызстан двигается вперед: экономические вызовы и политические достижения"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С учетом темы нашего круглого стола я начну свое выступление с экономических вызовов, с которыми столкнулась Кыргызская Республика после свержения прежнего авторитарного режима.
"Кыргызстан двигается вперед: экономические вызовы и политические достижения"

Выступление Президента Кыргызской Республики Отунбаевой Розы Исаковны на круглом столе в Фонде Карнеги на тему: "Кыргызстан двигается вперед: экономические вызовы и политические достижения" Дамы и господа! В первую очередь я хотела бы выразить глубокую признательность Фонду Карнеги за организацию этой встречи. Сучетом темы нашего круглого стола я начну свое выступление с экономических вызовов, с которыми столкнулась Кыргызская Республика после свержения прежнего авторитарного режима. Начиная с апреля 2010 года, новой власти Кыргызстана пришлось решать сложнейшие задачи в области экономики и социальной сфере. От прежнего режима в наследство остались - огромный бюджетный дефицит, государственный долг в 2,6 млрд. долларов США и нерешенность многих социально-экономических вопросов. Беспорядки,прошедшие в стране после апрельских событий, привели к разрушению или повреждению множества торговых и социально-культурных объектов, был нанесен ущерб бизнесменам. Снизились темпы экономического роста, основной причиной стал спад в сфере торговых операций и производства. Производственные предприятия ощущали затруднения в получении доступа к кредитам банков, связанные с введением моратория на проведение сделок с недвижимостью и замораживанием кредитования банками. В связи с трагическими событиями новая власть взяла на себя обязательства по выплате денежных компенсаций семьям погибших, раненым, а также пострадавшим предпринимателям, что стало дополнительным бременем для бюджета страны. Закрытие границ сопредельными государствами привело к резкому сокращению внешнеторгового оборота и перебоям в работе предприятий легкой и перерабатывающей промышленности. Непредвиденныерасходы, связанные с необходимостью стабилизации общественно-политической ситуации и ликвидацией последствий трагических событий, и одновременное сокращение источников налоговых поступлений повлекло рост дефицита государственного бюджета. Несмотря на столь тяжелые стартовые условия, новым властям совместно с Национальным Банком удалось удержать страну от сползания к кризису и значительно улучшить макроэкономические и отраслевые показатели. Главным результатом деятельности Правительства Кыргызстана по макроэкономическойстабилизации стало преодоление угрозы резкого экономического спада в условиях негативного воздействия общественно-политических событий на всесферы жизнедеятельности страны. В денежно-кредитной политике Национальному Банку удалось избежать худшего сценария развития событий, который мог бы привести к коллапсу финансовой системы страны. Усилия этого органа были направлены на предупреждение кризиса ликвидности банковской системы и, соответственно, кризиса неплатежей. Объемы кредитования экономики не только не упали, но даже выросли. Удалось избежать масштабного системного кризиса и паники среди населения. Сохранился рост основных ключевых показателей банковской системы. Основнымпоказателем адекватных действий в банковской сфере стало сохранение доверия населения к банковской системе в целом, подтверждением чего является как рост кредитов, так и депозитов физических лиц. В сфере развития бизнеса государством была оказана поддержка субъектам экономической деятельности и физическим лицам, пострадавшим во время беспорядков. Были предоставлены налоговые льготы, послабления в таможенных сборах, снижены отчисления в Социальный фонд, осуществлялось списание налоговой задолженности, предоставлялись отсрочки по платежам вбюджет. В целях расширения государственно-частного партнерства иулучшения предпринимательской среды была создана комиссия по гражданскому контролю за деятельностью государственных органов в сфере защиты прав собственности. Были упрощены процедуры регистрации, ведения налогового учета и сдачи отчетности субъектами малого и среднего бизнеса. В результате предпринятых усилий удалось добиться роста индекса физического объема продукции в промышленном секторе экономики. Несмотря на жесткие бюджетные ограничения, в ноябре 2010 г. нам удалось запустить в эксплуатацию первый агрегат Камбар-Атинской ГЭС-2. Впервыев истории строительства автомобильных дорог на территории страны был реализован пилотный проект по строительству участка цементно-бетонной автомобильной дороги, опыт строительства которого в будущем позволит строить автомобильные дороги из собственного сырья. В аграрном секторе страны был предотвращен глубокий спад сельскохозяйственного производства за счет обеспечения фермеров семенным материалом, удобрениями и ГСМ. Важнейшим приоритетом нового Правительства стала работа по поддержке защищенных статей государственного бюджета. Несмотря на все сложности, были приняты меры социальной защиты уязвимых слоев населения. Нам удалось удержать уровень безработицы, не допустив его роста. В целях строительства жилых домов и социальных объектов в пострадавших от беспорядков городах Ош и Джалал-Абад было произведено перераспределение бюджета. Для оказания государственно-социальной поддержки членам семей погибших, а также гражданам Кыргызской Республики, пострадавших в ходе апрельских, майскихи июньских событий, Правительством была установлена выплата дополнительного ежемесячного социального пособия в размере десятикратного гарантированного минимального дохода. Также семьям погибших в июньских событиях были выплачены единовременные денежные пособия и временная социальная стипендия. В настоящее время финансирование социальных выплат производится стабильно и своевременно. Также на 33 % были повышены размеры пенсий. Аналогичные меры запланированы в отношении учителей и работников здравоохранения. 3 марта Парламент страны принял бюджет на 2011 г., что позитивно отразится на реализации планируемых экономических реформ. Дамы и господа! Говоряо политических достижениях, хотела бы подчеркнуть, что новейшая историяКыргызской Республики показала неспособность авторитарных режимов управлять страной и обеспечить ее эффективное развитие. Основным результатом семейно-кланового правления явилась концентрация власти в руках президентов. Стали систематическими нарушения ключевых прав и свобод человека. Авторитарные методы правления насквозь коррумпированнойпрежней власти сопровождались резким ухудшением условий жизни населенияи закономерно привели к Апрельской народной революции и падению антинародного режима. 2010 год стал для Кыргызстана годом кардинальных демократических перемен и одновременно временем серьезных испытаний на прочность государственности и единства народа. Мы на собственном опыте убедились, что без системы сдержек и противовесов ветвей власти, существует риск возврата к автократии. Поэтому впервые в Центральной Азии нами был взят курс на построение парламентской республики. В июне 2010 года нами был проведен референдум по принятию новой Конституции и избранию главы государства, в октябре были проведены открытые и прозрачные парламентские выборы, в декабре парламент сформировал коалиционное правительство. И в этом году мы собираемся заложить прецедент демократической передачи власти Президентастраны. Дамы и господа! Из различных внутренних и внешнихисточников мы слышим критику в адрес нашей парламентской республики. Нам предрекают и крах, и паралич новой формы правления вплоть до разваластраны. Наш путь тернист, и мы понимаем это. Но у нас есть политическая воля, поддержка народа и решимость для торжества идеалов свободы и демократии на кыргызской земле. Мы намерены сделать все возможное для создания условий по укреплению верховенства закона, развитию культуры политического диалога, формированию открытого и справедливого общества. За короткий период времени мы добились качественного улучшения ситуации. Функционируют независимые СМИ. Оппозиция не только имеет широкую возможность критиковать главу государства и правящую парламентскую коалицию, но и реально участвует в управлении страной, возглавляя в парламенте три ключевых комитета – по бюджету и финансам; по правопорядку и законности; по правам человека и общественным объединениям. В министерствах создаются Наблюдательные советы, призванные обеспечить прозрачность и подотчетность органов власти перед народом. Мы реформируем судебную систему, которая должна стать подлинно независимой. Запущен механизм обеспечения качественного отбора судей через Совет, состав которого формируется при участии представителей оппозиции. Дамы и господа! Нашиусилия наталкиваются на яростное сопротивление со стороны реваншистов икриминалитета, который стал реальной силой в обществе за период правления свергнутого режима. Именно с их подачи в июне 2010 годав кровопролитное столкновение были втянуты представители кыргызского и узбекского этносов. К великому сожалению, во время этих трагических событий погибли сотни наших граждан. В тяжелейших условиях при поддержке международных организаций и правительств ряда стран нам удалось предотвратить гуманитарную катастрофу на юге страны. Новойвластью была принята программа восстановления и развития, образована комиссия по стабилизации ситуации в пострадавших регионах. Был создан специальный фонд, который управляется наблюдательным советом с участием донорских и общественных организаций. Одновременно мы приступили ксерьезному анализу причин этих трагических событий. Была создана национальная комиссия, начала свою работу парламентская комиссия. В скором времени ожидается обнародование отчета международной комиссии по расследованию июньских событий. Мы надеемся, что ее выводы и рекомендации будут способствовать укреплению межэтнического согласия. Мытакже начали работу по разработке и реализации концепции этнического развития и консолидации народа Кыргызстана. Мы делаем все возможное, чтобы виновные понесли заслуженное наказание. Все судебные процессы проходят в условиях беспрецедентной открытости. Но ситуация остается непростой, в частности, вызывает озабоченность эмоциональный характер судебных процессов по резонансным преступлениям. Одновременно новая власть объявила бескомпромиссную войну криминалитету и полна решимости пресечь сращивание преступных группировок с представителями власти. Правительство предприняло неотложные меры для нормализации функционирования правоохранительных и силовых органов. Был создан Совет Обороны в качестве координирующего и контролирующего органа. В целях эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков была восстановлена ликвидированная прежней властью Государственная служба по контролю наркотиков. Дамы и господа! Серьезной угрозой безопасности региона является международный терроризм и религиозный экстремизм. В 1999, 2000 и 2006 годах международные террористы предпринимали попытки создания базы на юге Кыргызстана для совершения рейдов в соседние страны. В 2010 и 2011 годах мы вновь столкнулись с вылазками террористов. Поэтому наше сотрудничество в этой сфере приобретает особую важность. Для Кыргызской Республики это, в первую очередь, связано с развитием сотрудничества по Центру транзитных перевозок в аэропорту "Манас". При этом, мы полны решимости добросовестно исполнять взятые на себя обязательства. Мы осознаемсвою ответственность за безопасность в регионе. Понимая, что противостоять в одиночку современным угрозам безопасности, таким, как международный терроризм, религиозный экстремизм, наркобизнес, контрабанда оружием, не в состоянии ни одна страна в мире, мы призываем объединить наши усилия и вести борьбу единым фронтом. Сейчас ситуация в Кыргызской Республике улучшилась, но это все еще хрупкий мир.Нам еще предстоит проделать большую работу, чтобы сделать невозможным возврат к авторитарным формам правления. И здесь мы рассчитываем на поддержку наших друзей и партнеров. Спасибо за внимание! получено от -Пресс-служба Президента КР [ps@adm.gov.kg>

Источник - ЦентрАзия

Поделиться: