ИАЦ МГУ: Казахстан накануне выборов. Ч.1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Президент Казахстана имеет исключительно высокий уровень общественного доверия. К началу весны 2011 года он превышает 75%. Уровень общественной поддержки других политических институтов, включая НДП «Нур Отан», также достаточно высок, хотя несколько ниже, чем рейтинг поддержки Нурсултана Назарбаева. Так, например, 56% населения доверяют деятельности правительства.
ИАЦ МГУ: Казахстан накануне выборов. Ч.1.

Информационно-аналитический центр по изучению постсоветского пространства при поддержке Евразийскогоэкспертного форума проводит презентацию доклада "Президентские выборы в Казахстане.Взгляд из России", подготовленный экспертами исторического факультета МГУ иРоссийского государственного гуманитарного университета.

Презентациядокладасостоится 17 марта 2011 г. в 14.00 по адресу: Ломоносовский пр-т, д.27, стр.4.,Первый учебный корпус МГУ, ауд. А417.

************************************************************************************

В настоящий момент политическая ситуация в Казахстане формируется под воздействием нескольких факторов:

1. Внутриполитическая ситуация в стране достаточно стабильна. Президент Казахстана имеет исключительно высокий уровень общественного доверия. К началу весны 2011 года он превышает75%. Уровень общественной поддержки других политических институтов, включая НДП«Нур Отан», также достаточно высок, хотя несколько ниже, чем рейтинг поддержки Нурсултана Назарбаева. Так, например, 56% населения доверяют деятельностиправительства.

2. Макроэкономические показателидостаточно устойчивы. Казахстан преодолел негативные последствиякризисных явлений 2007-2008 гг. Экономика страны постепенно выходит на новыеточки роста, связанные с реализацией программы форсированного индустриально-инновационногоразвития. Двухлетняя антикризисная программа, инициированная и разработаннаяпод руководством президента Назарбаева, позволила добиться необходимойстабильности в экономике. На $29 млрд, или в три раза снизился внешний долгбанковской системы, на $17 млрд. увеличились средства Национального фонда иобъем золотовалютных резервов.

Результат антикризисныхмер - уверенный рост экономики в посткризисный период. Если прирост ВВП в 2009году составил 1,2%, то в 2010 году - уже 7%.

3. Социальный фон можно оценить какдостаточно благоприятный , хотя определенные риски в этой сфере все жеприсутствуют, проявляясь в проблемах самозанятых, недостаточной эффективностисоциальных лифтов для молодежи, нерешенности проблем коррупции в органахвласти.

Однако в целом,протестный настрой, как показывают опросы общественного мнения, не столь велик.В стратегических программах развития решение социальных проблем определяетсякак приоритетное направление в политике государства.

4. Состояние сферы межэтническихотношений также можно охарактеризовать как достаточно стабильное. Дискуссии, вызванные принятием доктрины национального единства, постепенносошли на нет. Государство проводит постоянный мониторинг болевых точек в сферемежконфессиональных и межэтнических отношений. Решаются вопросы, связанные сразвитием казахского языка при бережном отношении к статусу русского языка, чтос одной стороны снимает зоны напряженности во взаимоотношениях с казахскойинтеллигенцией, с другой стороны позитивно воздействует на настроениерусскоязычного населения, которое получает гарантии сохранения особого места,которое занимает русский язык в сфере межэтнического общения.

5. В течение последнихмесяцев заметно снизились масштабы внутриэлитных противоречий. В этомотношении решение о проведении досрочных президентских выборов сыграло большуюпозитивную роль, «успокоив» элиту, которая испытывала беспокойство в силунерешенности вопроса о преемнике Нурсултана Назарбаева. Решение президентаоставаться у власти ровно столько, сколько позволит ему здоровье автоматическиснимает в ближайшей перспективе все возможные дискуссии о личных намеренияхНурсултана Назарбаева и формирует благоприятный психологический фон для казахстанскойэлиты.

Возможные риски

Реализациямодернизационного проекта в Казахстане будет неизбежно сталкиваться ссерьезными рисками по всему спектру проблем - политических, экономических,социальных. Это обстоятельство будет оказывать воздействие на темпы и качествореформирования, тем более что существует важнейший методологический фактор,который будет воздействовать на содержание модернизационной повестки дня.

Речь идет отом, что если во второй половине 90-х годов в рамках стратегии «догоняющеймодернизации» можно было осуществлять выборочное заимствование элементовреформаторского проекта, не противоречащих национальной специфике, то лозунгсистемной модернизации требует синхронного преобразования политической,экономической и социальной сфер. Это обстоятельство будет создавать проблемныезоны, как с точки зрения темпов реформ, так и их последовательности.

В политическом поле ключевая проблемная зона -ограниченность конкурентного пространства. Казахстанская оппозиция фактическине является реальной альтернативой существующей власти, она не в состояниипредложить новые программные идеи, стратегии развития, инструменты ихреализации.

Крайнемедленно происходит кадровое обновление оппозиционных сил. Одни и те же фигурывыступают как оппоненты действующей власти на протяжении десяти лет. В этихусловиях вполне возможен уход протестного электората во внесистемные формыпротивостоянии.

В тоже время на внутриполитические процессы в Казахстанеоказывают серьезное влияние внешние факторы, прежде всего революционные кризисыв арабских странах. В ряде Западных СМИ появляются публикации, которыепрогнозируют перемещение дуги нестабильности на Центрально-Азиатский регион,искусственно создается неблагоприятный информационный фон, в рамках которого проводятсясомнительные аналогии между руководством Казахстана и диктаторскими режимами вТунисе, Египте и ряде других арабских странах. По мнению некоторых экспертов, подобные формы давленияреализуются с целью ослабления внешнеполитических позиций Казахстана ипродиктованы желанием повысить внешнюю управляемость Центрально-Азиатскихгосударств.

Аналогичное давлениеоказывается и на Россию, что особенно опасно в условиях предстоящейпрезидентской кампании 2012. в этом смысле решение о проведении в Казахстанедосрочных президентских выборов в 2011 может сформировать дополнительныестраховочные узлы перед началом избирательно цикла в России – главногостратегического партнера Казахстана, участника Таможенного Союза и Единогоэкономического пространства.

Таким образом, совокупность внешнеполитических факторов ипричин внутреннего характера побудили казахстанское руководство в начале 2011пойти на важнейший шаг – проведениедосрочных президентских выборов с тем, чтобы на ближайшее время действовать врусле решения стратегических задач, не отвлекаясь на тактические моменты,связанные с избирательными процедурами.

Продолжение следует.

Теги: Казахстан

Поделиться: