Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ВКЛАД КАЗАХСТАНА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

10.03.2011

Автор:

Теги:

 

 На историческом факультете МГУ состоялась презентация книги "Казахстанцы в Великой Отечественной войне, подготовленной специалистами Истории государства (Астана). Редакция ИАЦ публикует раздел этой книги.

 

 

Абжанов X.,

доктор исторических наук, профессор

 

Вторая мировая война, обусловившая ВеликуюОтечественную войну Советского Союза 1941-1945 гг., победа над фашистской Герма­ниейи ее союзниками вошли в мировую историю как события, корен­ным образомизменившие направление и содержание развития челове­ческого сообщества. Поразмаху, жестокости, степени вовлеченности населения всего земного шара ичеловеческим потерям ни одна война прошлых эпох не может сравниться со второймировой.

Война фашистской Германии против Советского Союзаразразилась не случайно. Ей предшествовало долгое противостояние двух мировыхсистем, стремление каждой из них разыграть немецкую карту. Факти­чески женаибольшую выгоду из сложившейся ситуации извлекли тем­ные силы реакции имракобесия. Ибо с приходом к власти Гитлера при попустительстве лидеров мировыхдержав, в том числе и Советского Союза, фашистская Германия сумела под флагомборьбы за восстанов­ление утраченных позиций после поражения в первой мировойвойне заметно укрепить свою экономическую и военную мощь.

С конца 30-х годов неизбежность войны стала очевиднымфактом и для советских людей. Советско-японские конфликты на озере Хасан (1938 г.) и на рекеХалхин-Гол (1939 г.),советско-финляндская война 1939-1940 гг., начавшаяся вторая мировая войнанеумолимо свидетель­ствовали о приближении часа X. Страна готовилась к большойвойне. В конце 1938 г.вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об укреплении трудовой дисциплины,затруднявший смену места рабо­ты. XVIII конференция ВКП (б) (февраль 1941 г.) внесла коррективы впятилетний план ради скорейшего выполнения военных программ. Каждый инженер иагроном, ученый и педагог чувствовал себя моби­лизованным на укреплениеобороноспособности Родины. Так, 29 июля 1940 г. К.И. Сатпаев обращается в ЦК КП(б)Казахстана с докладной запиской о необходимости строительства в центререспублики комби­ната черной металлургии. Идея К.И. Сатпаева, получившаяподдерж­ку со стороны руководства республики и Москвы, была воплощена в жизнь вгоды войны. 31 декабря 1944 г.состоялся торжественный пуск первой очереди казахского передельногометаллургического заво­да и выдана первая плавка стали. После войны именно наэтом комби­нате начал свою трудовую биографию первый президент РеспубликиКазахстан Н.А.Назарбаев.

Но вернемся к событиям предвоенной поры. К началу 40-хгодов гитлеровская Германия стала реальной силой, способной воплотить в жизньзловещие планы и проекты уничтожения славян как расы, лик­видацииисторико-культурных ценностей неарийских народов. Теперь фашизм и его ударнаясила - гитлеровская Германия - открыто и нагло претендовали на роль вершителясудеб миллионов и всей человеческой цивилизации. После 21 июня 1941 года угрозаопасности стала на­столько смертельной, что даже непримиримые оппонентысоциализма и социалистических идей Черчилль, Рузвельт, Шарль де Голль и другиелидеры Запада, отодвинув на второй план политико-идеологические разногласия,пошли на сближение с Советским Союзом. Они отчетли­во представляли, чтопреодолеть коричневую чуму фашизма в состоя­нии только советский народ и егоВооруженные Силы, втайне надеясь в то же время на обескровление Союза ССР.

Путь к Победе был долог и многотруден. 1418 дней иночей со­ветский человек страдал, мечтал и трудился во имя Победы. Победаковалась на заводах, в цехах, на рудниках и колхозных полях. Невоз­можно перечислитьслагаемые Великой Победы. Однако стоит особо подчеркнуть значениеинтеллектуального фактора, фактора культуры, науки, образования, обеспечившегов числе других разгром врага.

Война, как известно, вызвала двоякие тенденции ипроцессы в ду­ховной и интеллектуальной жизни Казахстана. С одной стороны, но­сителидуховно-интеллектуального потенциала - специалисты, ин­теллигенция поставили назащиту Отечества весь свой ум и талант. Уже в первые дни войны их роль четкобыла указана в обращении наркома просвещения республики Т. Тажибаева:«неустанно разъяс­няйте трудящимся задачи и цели нашей Великой Отечественной во­йны...Победа решается не только на фронте, но и в тылу... победа за­висит от нас, отнашего единства и самоотверженности...». Партийно-правительственное руководстводержало руку на пульсе духовной жиз­ни. В частности, в 1943 г. в структуре ЦККомпартии Казахстана от­крылся отдел школ, вузов и науки. С другой стороны,заметно ухудшу


лись материальные условия деятельности учрежденийкультуры, обра­зования и науки. Много объектов соцкультбыта либо закрылось,либо было передано в распоряжение военных органов. За четыре года войны сетькультурно-просветительных учреждений республики сократилась на 1621 единицу. Из1268 киноустановок 1940 г.к концу 1945 г.функ­ционировали всего 574. Упало также количество названий книг, журна­лов,газет и их тираж.

Интеллектуальная жизнь городов и аулов обеднеламобилизацией десятков тысяч специалистов и студентов на фронт. В первые же ме­сяцывойны из Казахского горно-металлургического института ушли в действующую армию200 студентов. На фронтах войны сражались 176 студентов КазГУ им. С.М.Кирова,206 студентов и сотрудников Алма-Атинского зооветинститута, около 160 педагогови студентов КазПИ им. Абая. Хотя ни на минуту не прекращалась подготовка новойплея­ды работников умственного труда. Более того, в тяжелые военные годыоткрылись 5 новых вузов - консерватория, женский педагогический институт,институт иностранных языков, институт физической куль­туры в Алматы,технологический институт строительных материалов в Шымкенте.

В столице республики, Караганде, Кзыл-Орде и другихгородах размещались эвакуированные университеты и институты России и Украины.Выросла численность студенчества Казахстана: с 10,4 тыс. чел. в 1941 году до15,0 тыс. в 1945 году. Именно в годы войны сту­дентом Казахскогогорно-металлургического института стал Ш. Есе-нов, впоследствии лауреатЛенинской премии, президент Академии наук КазССР. К концу войны ограничилсяпризыв в Армию некоторой категории квалифицированных специалистов и студентовряда вузов, особенно технических и сельскохозяйственных, были восстановленывременно закрытые вузы - в основном учительские институты.

В условиях войны ученые нашей страны, стойкопреодолевая труд­ности эвакуации, реэвакуации, социально-бытовойнеобустроенности, выполняли самые сложные задачи. Причина феноменального успехасоветской научной мысли кроется, на наш взгляд, в следующем: во-первых, кначалу войны страна обладала мощным научным потенциа­лом. В конце 1940 года в2359 научных учреждениях Советского Со­юза (в Казахстане - 57) трудились почти100 тыс. ученых (в Казахста­не - 1727 чел.) как старой формации, так иподготовленных в 20-30-е

Во-вторых, за короткий срок, уже в первые месяцы войныпар­тийное руководство и советское правительство сумели перестроитьдеятельность научных учреждений на нужды обороны. В-третьих, патриотический духи форсированная реализация научных открытий подняли социально-профессиональнуюмобильность ученых до небы­валого уровня. В-четвертых, престиж науки и научнойинтеллигенции в обществе был очень высок.

Значение научного обеспечения Победы неоспоримо еще ипотому, что наука в фашистской Германии тоже претендовала на многое. Так, навойну работали многочисленные подразделения высших учебных заведений,университетов и 30 научно-исследовательских институ­тов Общества кайзераВильгельма. Для выполнения военных заказов были задействованыспециализированные научные учреждения, а так­же прекрасно оборудованные и,располагавшие квалифицированными кадрами, лаборатории частных промышленныхпредприятий и таких крупных концернов, как «И.Г. - Фарбениндустри», «Цейс»,«Сименс-Шуккерт», «Крупп», «Рейнметалл Борзиг», « Тиссен - Хиттен», «Все­общаякомпания электричества», «Телефункен» и др. Это позволило Германии при самыхограниченных ресурсах нефти, за счет создания синтетических материалов иразнообразных заменителей снабжать ис­кусственным топливом авиационные части имногочисленный мото­механизированный парк. Массовое внедрение дизельныхдвигателей существенно уменьшило расход высокосортного топлива. Немецкимиучеными были достигнуты немалые успехи в области химии, оптики, инфракрасногоизлучения, радиотехники. Свои достижения в науке и технике гитлеровцы превращалив опасные силы разрушения и мас­сового истребления людей. Интенсивно велисьработы по созданию атомного оружия, было организовано массовое производство инача­лось использование смертоносного ракетного оружия.

Однако советская научная мысль оказалась фундаментальнее,эф­фективнее и перспективнее. Знаменитые «Катюши», огнестрельные оружия В.А.Дегтярева и ГС. Шпагина, истребители А.С. Яковлева, бомбардировщики СВ.Ильюшина, супертанк Т-34, разработки по взрывчатым веществам, артиллерийскимснарядам, авиабомбам и гра­натам умножали силы и уверенность солдата и маршала,формировали чувство гордости, вызывали панику и страх в среде фашистов.

Велика роль науки и в мобилизации ресурсов страны нануж


ды обороны. Усилиями ученых были выявлены резервы дляувеличе­ния производства черных и цветных металлов, расширенатопливно-энергетическая база, созданы новые материалы и заменители. Уже 15октября 1941 г.выдающийся казахский ученый К.И. Сатпаев писал: «Научные учреждения Алма-Атытакже живут напряженной военной жизнью. Казахстанский филиал постепенностановится подлинным центром научно-исследовательской жизни столицы. В егосоставе ор­ганизованы еще два новых института... Создан ряд новых лаборато­рий...Работать приходится очень много, но работа интересная, захва­тывающая, а потомуи малоутомительная».

Интересная, захватывающая работа ученых Казахстана,общее ру­ководство которыми осуществлял К.И. Сатпаев, увенчалась успехом. В1941 году 32 изыскательских отряда Геологического института об­следовали сотниместорождений, Казфилиал АН СССР внес около 40 предложений оборонногохарактера. Научным и гражданским подви­гом ученых республики стал ввод в стройв 1942 г.рудников Жездин-ского месторождения, которые снабжали Магнитогорский комбинатвысокосортной марганцевой рудой - необходимым компонентом для производстваброневого листа. Публикации обществоведов поднимали моральный дух народа иукрепляли его единство во имя Победы.

Всего за период войны расходына научно-исследовательские рабо­ты Казфилиала АН СССР выросли в 11 раз. Еслинакануне войны здесь разрабатывалось 60 научных тем, то к концу войны - 368.Качественно улучшился состав национальной научной интеллигенции. Докторами наукстали такие крупные ученые, как А. Маргулан, А. Жубанов, Н. Сауранбаев, А.Бектуров и др. Рост интеллектуального потенциала Ре­спублики позволил открыть в1946 г.на базе Казфилиала АН СССР Академию наук Казахской ССР, хотя подготовительныеработы к ее от­крытию начались еще в условиях войны.

Война изменила направления творческого поиска и судьбунаци­ональной художественной интеллигенции. В боях с врагом геройски погиблипоэт А. Жумагалиев, публицист Б.Булкышев, композиторы Р.Елебаев, А.Базанов,С.Кошекбаев. Терпя лишения и невзгоды, интел­лигенция находилась на передних рубежахборьбы за разум и сердца людей. Она хорошо знала, какаясоциально-профессиональная пер­спектива ждет ее в случае победы фашизма. Вождитретьего рейха в самом деле вынашивали чудовищные идеи. 9 сентября 1941 г. Гитлер, представляясебя в роли победителя, говорил: «раз в год мы будем про­водить через столицуимперии партию киргизов, чтобы в их сознании запечатлелись мощь и величиекаменных памятников этого города». Весной 1942 г. он высказался еще подробнее: «Если русские, украин­цы,киргизы и т.д. научатся читать и писать, то это может нам лишь повредить. Ибоподобные навыки дали бы возможность самым способ­ным из них получитьопределенные знания в области истории и, следо­вательно, прийти к размышлениямполитического свойства, острие ко­торых было бы неизбежно направлено противнас... Было бы разумнее, считал фюрер, установить в каждой деревнегромкоговоритель, чтобы таким путем информировать людей о новостях и дать импищу для раз­говоров; это лучше, чем допустить их к самостоятельному изучению политических,научных и т.п. сведений. И пусть никому не приходит в голову передаватьпокоренным народам по радио сведения из их преж­ней истории. Передавать следуетмузыку и еще раз музыку. Ибо весе­лая музыка способствует прилежной работе...».

Словом, фашизм поставилинтеллигенцию перед дилемой «быть или не быть». Не соглашаясь с сумасброднойидеей Гитлера, на борьбу с коричневой чумой поднялись от студента додевяностолетнего Жам-была. Героями Советского Союза стали ученый-филологМ.Габдул-лин, студент КазГУ им. С.М.Кирова А.Г.Попов, студентка Алматинско-гомединститута М.Маметова. Не одну версту фронтовых дорог про­шагали будущиеакадемики и профессора С.Бейсембаев, Г.Дахшлей-гер, С.Зиманов, А.Лукьянов,А.Кайдаров, С.Баишев, А.Нусупбеков, С.Балмуханов, Р.И.Фурсов, К.Мынбаев имногие другие. Так, вы­пускник Харьковского института советской торговлиС.Бейсембаев был призван в ряды Красной Армии в 1940 г. Служил в Минске, Бо­рисовском военно-инженерномучилище, в 57-й армии Сталинград­ского фронта. Его письма с фронта матери,родным и близким чет­ко отражают мировоззрение и настрой молодежи тех лет,вчерашне­го педагога и аспиранта, истинного патриота. 3 февраля 1943 г. он пи­сал: «Менщ дешм сау, цалым жа^сы, табыс кунт,мына Сталинград бойындагы коршалган жаудыц группировкасын бтрдж - м^ны газет-тен де окыпкуанып жащан боларсыздар. К^ай фронтта бол сын к;аз1р жагдайымыз жаман емес.Ещц б^л жакга мойнымыздагы мшдет1м1зд1 орындагасын алга бармацпыз. Немютерденбаска жер1м1зд1 босатуы-мыз керек... Клайда барсак; та максатымыз 6ip той - жауды кздэтып, От


анымызды сацтап калу». («Я здоров, настроение хорошее,успехи ко­лоссальные, ликвидировали группировку врага под Сталинградом, о чем,думаю, узнали из газет и радуетесь. На всех фронтах положение наше не плохое.Как только выполним здесь свой долг, двинемся даль­ше. Надо освободить отнемцев другие территории. Где бы ни находи­лись, у нас одна цель - уничтожитьврага, защитить Отчизну»). Следу­ющее письмо написано 21 марта 1943г. Оно тожепронизано любовью к Отчизне и идейностью автора. «Немцев по-прежнему бьемкрепко, -говорится в письме. - Недавно мне присвоили звание «майора» и на­градилиорденом «Красная звезда». Очевидно, это письмо к Вам при­дет к октябрьскимдням, поэтому поздравляю Вас с 26-й годовщиной Октябрьской социалистическойреволюции... Вы пишете насчет посы­лок, ничего нам не нужно. Всего у насдостаточно, поэтому не беспо­койтесь, лучше помогайте маме, Зуре». После войныС. Бейсембаев за­ведовал отделом науки и культуры ЦК Компартии Казахстана,работал директором института истории партии, стал академиком АН КазССР.

К сожалению, преданность делу защиты Отечества и боевые под­вигипредставителей национальной интеллигенции на фронтах Вели­кой Отечественной невсегда оценивались адекватно. Сегодня одно­значно установлено, что посубъективным причинам высокое звание Героя Советского Союза не получилилегендарный комдив Б.Момыш-улы, партизан К.Кайсенов, летчики Х.Доспанова иБ.Бейсекбаев, бес­страшный офицер Р.Кошкарбаев. Еще трагичнее сложилась судьбатех, кто оказался в немецком плену. Фактически до краха тоталитариз­ма ироспуска КПСС они считались неблагонадежными, им всячески препятствовали вслужебном и профессиональном росте.

Не отличалась корректностью и тактичностью работа особис­тов.Поиски мнимых шпионов и националистов там, где их вовсе не было, заканчивалисьохаиванием и шельмованием ни в чем не по­винных людей. Так, в 1945 г. сотрудники фронтовой газеты «Отан-дыкоргауда» Т. Ашимбаев - в прошломстудент Ленинградского финансово-экономического института, К. Усманов - бывшийвыпуск­ник Саратовского университета, А. Турганов - заместитель начальни­капланово-экономического управления наркомата совхозов Казах­стана довоенных летза потерю политической бдительности подвер­глись аресту. Их вина состояла втом, что в казахском тексте партийно-правительственного поздравительногоприветствия по случаю 50-летия секретаря ЦК ВКП(б) А.А.Андреева вместо «Андрей»вкралась ошибка «Аднрей». Решением военного трибунала Ленинградского во­енногоокруга «политически близорукие» офицеры получили срок от 6 до 8 лет каждый. Измест заключения Т. Ашимбаев освободился лишь в 1951 г., затем долгое времяработал в институте экономики HAH РК, где прошел путь отмладшего научного сотрудника до академика. Этот жизнерадостный, энергичныйвеликан, честный труженик науки ушел из жизни в 1995 г.

Аналогичные противоречияпронизывали и сферу художественно­го осмысления военной тематики. Так, главнымсобытием литератур­ного движения военной поры стал выход в свет в 1943 г. первой книги романа-эпопеи М.Ауэзова«Путь Абая». Еще в рукописном варианте книга не понравилась руководителюреспубликанской партийной ор­ганизации Н.Скворцову. В ней он обнаружилчрезмерное восхваление дореволюционного прошлого Казахстана. Лишь благодарямужествен­ному поступку редактора издательства Б. Кенжебаева литературныйшедевр М. Ауэзова стал достоянием народа.

Газета «Комсомольская правда»довела до всесоюзного читате­ля яркие публицистические статьи талантливогожурналиста, сапера Б.Булкышева «Я хочу жить!», «Письмо сыну Востока», «Жизньпри­надлежит нам», «Слушай, Кавказ!». В них он разоблачает звериное лицогитлеровского фашизма, призывает не отождествлять коричневую чуму XX века свеликим наследием Бетховена, Гете, Гейне, Шиллера. Размышления Б. Булкышеванашли горячие отклики во всех уголках Советского Союза, а сам автор геройскипогиб на поле брани.

В отличие от судеб публицистики Б. Булкышева,принесшей ав­тору славу и известность, чуть ли трагедией не обернулись для поэ­таД.Абилева гуманистические идеи его поэмы «Майданбек», опу­бликованной в 1943 г. на страницах фронтовой газеты «Аттанжауга карсы». Сверхбдительные критики обвиняли автора в ненужном, даже вредномгуманизме, якобы порождающем неуверенность и раскол в солдатской среде. Отнеприятностей, может быть и от смерти, поэта Д.Абилева спасло решительноевмешательство Героя Советского Сою­за М.Габдуллина и его профессиональныйанализ поэмы.

«Не было бы счастья да несчастье помогло», гласитнародная му­дрость. Война - это беда, горе, слезы. Однако в условиях Казахстанаона дала мощный толчок развитию науки и художественной культу


ры. Ибо в республику прибыла по эвакуациинаучно-художественная элита мирового уровня. Совместная творческая работа с академикамии член-корреспондентами АН СССР и народными артистами СССР, выдающимисямастерами пера и слова еще ярче раскрыла талант К.Сатпаева, М.Ауезова,А.Маргулана, А.Жубанова, Е.Брусиловского, Б.Ерзаковича, А.Бектурова,Е.Бекмаханова, Л.Хамиди, А.Кастеева. В 1943 г. коллектив научных сотрудников Институтаистории АН СССР и Институт языка, литературы и истории КазФАН закончил работунад «Историей Казахской ССР с древнейших времен до наших дней», где системноизложено прошлое казахской земли. За годы войны 130 ка­захстанских ученых сталидокторами и кандидатами наук.

В борьбе за жизнь бойцов блестящих успехов добиласьмедицин­ская наука. Врачи и медицинские сестры добились возвращения в стройсвыше 72% раненых и 90% больных бойцов и офицеров Крас­ной Армии и флота, тогдакак в период первой мировой войны было возвращено в строй лишь 40-45%. Вотстроки горячей благодарности воинов к своим спасителям. В газете «За Родину»капитану медицин­ской службы Сейдалиной Гульнур они писали: «ТоварищСейдаллина! Благодаря Вашей заботе и условиям не только вылечились, но и ещебольше вдохновились на борьбу для скорейшего разгрома фашистской Германии. Мыникогда не забудем Вашей скромности и человечности по отношению к нам - раненымвоинам. Желаем крепкого здоровья, дорогая сестра, Гульнур». В годы войныказахстанские профессора А.П. Полосухин и А.И. Сызганов получили хорошиерезультаты в ле­чении шоковых болезней, осложнений при ранениях, а также в делелечения инфицированных ран и обморожений.

Трудно переоценить значение вкладапроизводственно-технической и сельскохозяйственной интеллигенции Казахстана вобеспечение Ве­ликой победы. Инженеры, механики, агрономы и зоотехники днем иночью несли трудовую вахту. Смысл и назначение их деятельности вы­раженылозунгом «Все для фронта, все для победы». Небезучастными оставались дажеузники ГУЛАГа. В годы войны только в системе Кар-лага сельскохозяйственнымпроизводством занималось около 20 тыс. узников. В 1942 г. они собрали 320 тыс. ц. зерновых, чтосоставляло 117,5% к плану, в 1943г. государству сдали 4,8 тыс. тонн мясаживым весом, тогда как все совхозы и колхозы Карагандинской области сдали всего7,9 тыс. тонн.

Словом, интеллигенция икультура Казахстана достойно выдержа­ли всю трагедию войны. Конечно, былитяжелые потери, но были и приобретения. Страх, предательство, измена, безкоторых не обойдется ни одна война, оказались ничтожными перед союзоминтеллекта и муз. Этот союз укрепил в сознании и сердцах воинов чувствосамосохра­нения, человеколюбия, солидарности и справедливости, стал прочнымфундаментом многих достижений послевоенного Казахстана. Ветера­ны войны,строители культуры, образования и науки все еще в строю. Их ум и талантзаложили интеллектуальные и духовно-нравственные устои нашей независимости.Яркий пример тому - государственная деятельность Героя Советского Союза,генерала армии С. Нурмагамбетова - первого Министра Обороны РеспубликиКазахстан, первого кавалера звания «Хальщ каЬарманы». Духовный подвиг нашихотцов и дедов были и остаются вечными ценностями и немеркнущим достоя­ниемистории, современности и грядущих эпох.

История - мудрый и строгийучитель. Ее уроки и итоги важны не только для научного изучения, но и дляправильного решения совре­менных проблем. Считаем, что празднование юбилеевВеликой Побе­ды будет способствовать конструктивному осмыслению нашего про­шлого,в котором есть чем гордиться и о чем сожалеть, адекватному определению путейдвижения вперед и социального прогресса.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение