Выборы и модернизация.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Этот год знаковый для всего постсоветского пространства – исполняется 20 лет с момента распада Советского Союза и образования новых независимых государств. Следовательно, мы можем подвести определенные итоги государственного строительства, проследить путь эволюции партийно-политической системы Республики Казахстан.
Выборы и модернизация.

Уважаемые коллеги, наш круглый стол проходит в самый разгаризбирательной кампании по выборам президента Казахстана. Поэтому не случайно,что в центре внимания международных экспертов находятся вопросы, связанные сизбирательными процедурами, их соответствием международным стандартам. Но,безусловно, в бэкграунде этого сюжета находится вопрос о том, насколькоуспешно развивается процесс политической модернизации в Казахстане.

Этот год знаковый для всего постсоветского пространства – исполняется 20 лет с момента распада СоветскогоСоюза и образования новых независимых государств. Следовательно, мы можемподвести определенные итоги государственного строительства, проследить путьэволюции партийно-политической системы Республики Казахстан.

Хорошо известна «Формула Нурсултана Назарбаева» - «сначала экономика, а затем политика». Эта логика определяла развитие Казахстана в течение 90-х гг.

Но теперь, после того, как был достигнут необходимый уровень стабильности в обществе, прежде всего, в социальной сфере,появилась возможность для проведения более глубоких демократическийпреобразований.

Нынешний избирательный циклнельзя рассматривать изолировано от исторического контекста. Напротив, событиясегодняшнего дня являются объективным продолжение политических трендов,которые были намечены в ходе конституционной реформы 2007 года.

Институт Президентства дляказахстанской политики играет особую роль. Мы видим, что большинство странЦентрально-Азиатского региона пошли по пути создания сильной властнойвертикали, формирования пакета особых полномочий, в рамках которых реализуетсвои функции президентская власть. Исключение составляет только Киргизскаяреспублика, в которой делается попытка обрести консенсус элит черезпарламентскую форму правления. Казахстан выбрал иной путь.

Конституционная реформа 2007года – это точка отсчета новой политической реальности, в рамках которойКазахстан будет продвигаться к постепенного внедрения в ткань политическогопроцесса новых элементов, ориентированных на создание эффективной моделисдержек и противовесов через расширение полномочий Парламента, установлениеконтроля со стороны законодательной власти за деятельностью кабинета министров,расширение поля представительства политических партий в парламенте страны.

Несмотря на то, что нынешний составПарламента формируется на основе только одной политической силы НДП «Нур Отан»,поправки, внесенные в законодательство, определяют новый образ Парламента,который станет реальностью уже в ближайшем будущем. И в этом составе Мажилисагарантированно будут присутствовать альтернативные политическиесилы.

И все-таки до настоящего времени мыговорим о том, что сильная Президентская власть для Казахстана – этопо-прежнему залог стабильного и устойчивого развития, т.е. с одной стороны речьидет о расширении конкурентного пространства, а с другой стороны ключевымфактором стабильности является личностный фактор, фактор Нурсултана Назарбаева.

Нет ли здесь определенногопротиворечия? Не впадаем ли мы в искусственно созданное отсутствие альтернативы?Конечно, это очень не простой вопрос, ответ на который может быть не стольоднозначным, учитывая, те события, которые сейчас происходят в Арабском мире.

Не секрет, что многие экспертырасценивают их как сигнал для постсоветских элит. Но в то же время, очевидно,что рейтинг общественной поддержки Нурсултана Назарбаева исключительно велик. Иесли бы Президент не принял по каким-то причинам участие в нынешних выборах, токрайне трудно было бы найти в политическом классе Казахстана фигуру, обладающуюстоль же масштабной общественной поддержкой. Именно поэтому, как отмечаютмногие эксперты, выборы-2011 неизбежно превращаются в очередной вотум доверияпо отношению к тому курсу, которое проводит казахстанское руководство.

На этих выборах есть альтернативныекандидаты. Но если внимательно проанализировать их программы, то все они в тойили иной степени исходят из стратегического курса, предложенного президентомстраны. Формально альтернатива присутствует, но реальной альтернативыпрактически нет. Как не было бы ее в той ситуации, если бы основныеоппозиционные лидеры страны не стали бы их бойкотировать.

В таком случае, почему не референдум?Российские эксперты отмечают, что ни один международный документ, действие которогораспространяется на Казахстан, не обязывает проводить всеобщие выборы главыгосударства. Дословно цитирую - "Принятие такого обязательства, например, в рамках ОБСЕ,невозможно, хотя бы потому, что немалая часть развитых европейских странявляются парламентарными монархиями и не намерены менять форму правления. Такчто, с этой точки зрения, каждое государство вправе выбирать свой механизмзамещения должности главы государства".

Как отмечают российские эксперты вобласти избирательного права, если конституцией в качестве такого механизмаустановлены всеобщие выборы, они уже должны проводиться в соответствии ссоответствующими обязательствами и международными стандартами демократическихвыборов. Одну форму высшего непосредственного выражения власти народа нельзяподменять другой, даже в том случае, когда политическая конкуренция в силуестественных причин недостаточно большая.

Необходимо признать, что внеочередныепрезидентские выборы проходят в своеобразных условиях: особенностьизбирательного процесса состоит в том, что институт внеочередных выборов былвосстановлен после некоторого перерыва. Были сокращены сроки проведенияпроцедур, поскольку общий срок выборов сокращен с трех до двух месяцев. Меньшевремени выделено на выдвижение, регистрацию, агитационный период сокращен с 38до 30 дней. ЦИК также сократил время на ряд процедур. Проверка подписных листовсокращена с 10 до 5 дней, выдача подписных листов - с 5 до 2 дней. На эту частьпредвыборных процедур потребуется всего семь дней, что даст кандидатам большевремени на агитационную работу.

В тоже время, ряд пунктовизбирательного законодательства вызвал вопросы со стороны международныхнаблюдателей и экспертов.

Например, речь шла о возможномучастии представителей политических партий, не имеющих представительства визбирательных комиссиях, делегировать в них своего наблюдателя.Принципиально этот вопрос решен. Так, согласно пункту 6 статьи 20конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», политическиепартии, не имеющие представителя в составе избирательных комиссий, вправеделегировать в соответствующую избирательную комиссию своего представителя справом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательнойкампании.

Решен и спорный вопрос обиспользовании системы электронного голосования «Сайлау», которая вызывалаопределенную настороженность у некоторых международных экспертов. На этихвыборах АИС использована не будет. Также глава ЦИК подчеркнул, что графы«против всех» в утвержденной форме избирательного бюллетеня нынешних выборов небудет.

Таким образом, нынешняя кампания подосрочным выборам президента РК – важный этап в более широком процессеполитической модернизации, реформировании демократических институтовказахстанского общества. Уровень общественной поддержки Нурсултана Назарбаева внастоящий момент велик, что, безусловно, существуют возможности,опираясь на эту общественную поддержку, приступить к реализации программыпрорывных реформ политической, экономической, социальной сферы.

Причем, далеко не все этипреобразования могут быть изначально популярны. Как раз наоборот – пикобщественной поддержки – это хороший момент для осуществления далеко не самыхпопулярных реформ, но без которых дальнейшее поступательное развитие странывряд ли возможно. В то же время, сам ход краткосрочной избирательной кампанииэто тоже своего рода поле для реализации новых подходов.

Прозрачность, транспарентность, равный доступ длякандидатов в средства массовой информации, отсутствие административного нажима,подчеркнуто равное отношение ко всем кандидатам от действующего президента допредставителя КНПК. Мне кажется, что все эти моменты в последствии позитивноскажутся на самом характере политического процесса в Казахстане.

Сейчас раздаются голоса о том, что на этих выборах нетреальной конкуренции, и речь фактически идет о вотуме доверия НурсултануНазарбаеву. Возможно, что с точки зрения полученных на выборах голосов, так онои будет. Но сеть и более общие моменты, связанные с реализацией стратегииполитических реформ, которую Нурсултан Назарбаев обозначил как сочетаниеобщепризнанных закономерностей экономического развития и традиций нашегообщества. Так вот мне представляется, что именно в контексте неукоснительногособлюдения демократических избирательных процедур эта кампания можетстать реальным шагом вперед в сравнении с кампанией 2005 года ипарламентскими выборами 2007 года. Политический класс Казахстана должен почувствоватьсуть и смысл тех изменений, которые происходят в избирательном процессе.

За двадцать лет с момента обретения независимостистраны СНГ прошли путь, условно говоря, из первого класса начальных уроковдемократии к вузовской скамье. И именно сейчас, когда многие эксперты говорятоб отсутствии реальной конкуренции на выборах, нужно акцентировать внимание наболее глубоких трендах, в рамках которых закладывается следующий этаж оченьсложной и, в то же время, очень важной конструкции здания казахстанскойдемократии.

Теги: Казахстан

Поделиться: