Дружить становится сложнее, но такие отношения прочнее

Дата:

10 февраля на площадке пресс-центра «Россия Сегодня» состоялась презентация Рейтинга дружественности коммуникационных режимов стран-соседей. Это ежегодное исследование, которое проводится Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций (НИИРК).

В этом году оно проводились по 68 показателям среди 14 постсоветских государств. В ходе мониторинга эксперты НИИРК проанализировали комплекс коммуникаций, охватывающий различные аспекты взаимодействия – от внешней политики до молодёжных связей. Максимальная оценка дружественности — 100 баллов, минимальная — минус 100 баллов.

Эксперты Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» поделились своим виденьем проведённого исследования.

Директор Центра, кандидат политических наук Радик Мурзагалеев обратил внимание на геополитические триггеры в оценивании коммуникаций с Россией: 

«Важными в определении дружественности к России со стороны других постсоветских государств остаются территориальный, политический, экономический и культурный факторы, которые в комплексе формируют общую картину. В тоже время на постсоветском пространстве периодически возникают геополитические триггеры, которые вносят коррективы в эти факторы. Где-то это происходит раньше, а где-то позже. Все они опосредованы так или иначе с категориями силы, выгоды и многовекторности.

С распада СССР прошло уже более тридцати лет, но логика Холодной войны всё ещё сохраняется. И она проявляется не только на властном, но и общественном уровне. Оценка коммуникаций с Россией происходит с позиций её мощи и силы. Является ли Россия сильной или слабой? Может ли постоять за себя перед Западом? Особенно сейчас, когда жители из соседних государств следят за ходом российской военной операции на Украине.

Выгода проявляется в том, что страны ищут, прежде всего, экономических преференций на внешнем треке. И это понятно. Например, республики Центральной Азии находятся между двумя крупными государствами (Россией и Китаем), но в то же время не обделены вниманием со стороны других игроков.

Со временем становится более очевидным, что соседи России стремятся не только к повышению экономической, но и политической субъектности. И время для этого сейчас самое подходящее.  Запад дать этого им не может, но может создать проблемы. Поэтому сотрудничество с Россией оценивается и в этом контексте.  Многовекторность – это то, что в условиях поляризации мира будет утрачивать свой ресурс. Быть прагматичным и выстраивать отношения со всеми становится сложным бременем государств».   

 

По мнению руководителя сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра, кандидата политических наук Артура Сулейманова за годы суверенитета постсоветских стран их коммуникации с Россией  трансформировались:

«Вопросы, связанные с определением дружественности стран-соседей по отношению к России, получили широкую трактовку прежде всего в СМИ, тем не менее научное обоснование коммуникаций на постсоветском пространстве, является не менее важным. Поэтому проведённое экспертами НИИРК исследование, действительно, претендует быть уникальным в политологическом значении.

Одна из особенностей постсоветских стран в том, что происходит смешение внутренней и внешней политики, когда вопрос касается выстраивания отношений с Россией. И здесь можно выделить четыре модели.

Первая – «воинственная», включает в себя встраивание национализма или иной идеологической догмы во внешнюю политику страны. На практике такая модель выливается в открытую конфронтацию с Россией. Вторая – «западно-либеральная». Строится на желании продвигать экономическую (по возможности политическую) интеграцию с Западом, который в свою очередь требует разрушить связи с Россией. И такая модель, построенная на фантазиях «об европейской мечте», нередко скатывается к первому варианту. Третья модель – «прагматическая». Из самого названия понятно, что речь идёт о балансировке отношений с Россией и Западом. И, наконец, четвёртая модель – «добрососедство». Это взаимодействие сразу нескольких компонентов: политики добрососедства, общего историко-культурного опыта, географической близости. Это касается не только отношений с Россией, но и с другими странами постсоветского пространства. Т.е. когда взаимодействие с соседями определяется как приоритетное. В этом и кроется секрет стабильности постсоветского пространства». 

 

Руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Алексей Чекрыжов связал рейтинг дружественности коммуникационных режимов стран-соседей с энергетическими проектами:

«Энергетика сегодня напрямую влияет на коммуникации между постсоветскими странами. Так, например, новости о формировании тройственного газового союза России, Казахстана и Узбекистана в медиапространстве были восприняты с воодушевлением. Сама идея была озвучена по результатам переговоров Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева в Москве ещё в конце 2022 года.

Конечно, в столицах Центральной Азии принимается немало соответствующих энергетических программ. Каждое государство заинтересовано в возведении новых объектов в сфере энергетики и электрификации. Но наиболее перспективные внутренние или наднациональные проекты опять-таки связаны с Россией. Если говорить о покрытии собственных нужд Узбекистана и Казахстана, вспоминаются проекты Росатома по возведению АЭС в обоих государствах. В трансграничном отношении наиболее интересен потенциальный интегрированный энергетический рынок ЕАЭС, к которому страны-участники всё ещё идут. В связи с этим, газовый союз России, Казахстана и Узбекистана является лишь одним из потенциальных инструментов взаимовыгодного партнерства транспортного и энергетического характера». 

Руководитель сектора политических процессов и вызовов современности Булат Мурзагалеев акцентировал внимание на важности формирования на постсоветском пространстве центра силы:

«Формирование многополярного мироустройства само по себе подразумевает возникновение крупных региональных центров силы. Они же, в свою очередь, создаются на основе постоянно укрепляющихся межгосударственных связей в каждом отдельно взятом регионе. Поэтому формирование на постсоветском пространстве центра притяжения скажется позитивно на формирование коммуникаций стран-соседей с Россией.

2023 год обещает быть непростым для России и других постсоветских стран. В тоже время текущий год может стать важным в предметном наполнении повестки отношений с постсоветскими государствами и расширении евразийской интеграции. Поэтому, с одной стороны, следует ожидать активизации сотрудничества России с государствами ближнего зарубежья, а с другой, более интенсивное развитие системного диалога СНГ-ЕАЭС с ШОС, БРИКС, странами Ближнего Востока.

Те проекты, которые прорабатывались и продвигались в последние годы, могут выйти на совершено новый качественный уровень. Речь идёт о дальнейшем расширении использования национальных валют при взаимных расчётах, реализации новых транспортно-логистических, промышленных и энергетических проектов, а также повышении политико-экономических интеграционных союзов с участием России». 

 

В обсуждении Центра «Берлек-единство» принял участие научный сотрудник НИИЦ Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан Арсен Шаяхметов. По мнению эксперта:

«Исследование НИИРК впечатляет и служит научным подспорьем для выработки практических рекомендаций по развитию отношений России со странами ближнего зарубежья. Это сегодня особенно важно, когда на фоне конфронтации с Западом понимание коммуникационных режимов соседей приобретает стратегической значение. К тому же в этом году ожидается принятие новой Концепции внешней политики России, в которой, вероятнее всего, сотрудничеству со странами СНГ будет уделено особое значение».

Поделиться: