Расширение ШОС: новые горизонты сотрудничества

Дата:

В мероприятии приняли участие посол Ирана в Кыргызстане, дипломаты, журналисты, учёные, политики, общественные деятели, политические аналитики, эксперты по вопросам безопасности, военные эксперты из Кыргызстана, России, Казахстана, Узбекистана.

В ходе дискуссии эксперты обсудили следующие вопросы:

1. Какие новые горизонты сотрудничества открывает расширение ШОС?

2. Способен ли военно-политический потенциал ШОС купировать угрозы для Центральной Азии, исходящие из Афганистана?

3. Каковы перспективы взаимодействия ОДКБ и ШОС в плане противодействия вызовам и угрозам? 

4. Каковы перспективы создания в Центральной Азии международных транспортных коридоров на фоне расширения ШОС?

Делимся основными тезисами выступлений.

Артур Сулейманов, кандидат политических наук, эксперт-аналитик Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», замзавкафедрой международных отношений, истории и востоковедения УГНТУ (Уфа, Россия):

« Самаркандский саммит — не рядовое международное мероприятие.  Эту встречу нельзя рассматривать в отрыве от текущих международных процессов. Здесь, в первую очередь, нужно говорить про специальную военную операцию России на Украине и обострение китайско-американских отношений из-за Тайваня. 

Для России ШОС является элементом архитектуры Большой Евразии и рассматривается в контексте евразийской интеграции и некого сопряжения с ЕАЭС. Для Китая ШОС открывает дорогу к инициативе «Один пояс - один путь». Для центральноазиатских республик – это новые экономические возможности и активизация прежде всего российских и китайских бизнес-проектов, инвестиций. Да и в целом повышается экономическая и политическая субъектность Центральной Азии. 

ШОС – это одна из интенсивно развивающихся организаций в политическом, экономическом и научно-техническом плане. На государства ШОС приходится примерно половина населения планеты и четверть мирового ВВП. В глобальном значении происходит формирование нового порядка мироустройства. Это не только перелом в международных отношениях и их глобальная перестройка, но и ответ на усиление политической и экономической турбулентности в мире, активизация реального сотрудничества по взаимовыгодным направлениям».

Саид Харази, Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Кыргызской Республике:

«Предстоящая встреча глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, намеченная на 15-16 сентября в Самарканде, является важной по различным соображениям. Эта встреча проходит в условиях, когда прошёл год с момента безответственного вывода вооружённых сил США из Афганистана. Террористические группировки в Афганистане активизировались больше, чем в прошлом, и сегодня они считаются серьёзной угрозой для стран региона, в том числе Центральной Азии. Влияние и последствия украинского кризиса и санкций против России так же повысили значимость предстоящего саммита. Это первый саммит Шанхайской организации сотрудничества после начала украинского кризиса. Поэтому решения этого саммита сыграют важную роль в дальнейшем сотрудничестве стран-членов и в том, как они справятся с текущими вызовами в регионе. Несомненно, последние события на острове Тайвань, усилившие размах напряжённости в Азии, станут одной из главных тем предстоящего саммита. 

Исламская Республика Иран, как страна, которая всегда делала и делает упор на укрепление регионального сотрудничества, оценивает Шанхайскую организацию сотрудничества как важную региональную организацию с большими возможностями и чёткими перспективами сотрудничества. Поэтому с первых лет создания организации вопрос заявления Ирана о постоянном членстве поднимался и ставился в повестку дня и постоянно обсуждался на различных встречах. Очень рад, что усилиями правительства Исламской Республики Иран начало процесса постоянного членства Ирана в ШОС было одобрено на саммите организации, прошедшем в прошлом году в городе Душанбе, при поддержке всех членов, в том числе Кыргызстана. Этот процесс в течение прошлого года набирал темпы, а соответствующие юридические процедуры осуществляются ускоренными мерами, что позволяет сделать ещё один шаг к постоянному членству Ирана в Шанхайской организации на предстоящей встрече.

На сегодняшний день Исламская Республика Иран, проявив свою серьёзность в переговорах об отмене жестоких американских санкций, а также сопротивляясь максимальному давлению США в течение нескольких лет, добилась наилучших достижений в борьбе с экономическими санкциями, опираясь на отечественное производство. Геополитическое положение Ирана в Персидском заливе и Оманском море даёт возможность странам-членам организации пользоваться преимуществами портов Бендер-Аббас и Чабахар для доступа к морю и мировым рынкам. А многочисленные возможности Ирана внутри страны в сложившейся ситуации вполне могут быть доступны к использованию их странами региона, в том числе странами-членами ШОС».

Бахтиёр Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (Узбекистан):

«ШОС превращается в серьёзную и большую организацию, объединяющую крупнейшие глобальные и региональные евроазиатские державы (КНР, Индия, Россия, Пакистан, Иран). И роль ШОС будет только усиливаться. 

ШОС будет вынуждена заниматься всё более плотно Афганистаном. Пока Афганистан был под западной коалицией, работать ШОС с Афганистаном  было почти невозможно. После бегства американцев из Афганистана появилось окно возможностей для активизации работы ШОС в афганском направлении. 

Учитывая, что ОДКБ по своим целям и задачам -  военно-политический блок, а ШОС - это организация, направленная на решение проблем в основном политическими и экономическими мерами, трудно найти прямые механизмы их взаимодействия. У них различные цели. Но учитывая, что четыре страны-члены ОДКБ являются одновременно членами ШОС, у них есть возможность обеспечить некоторое сопряжение деятельности двух организаций».

Елена Кузьмина, завсектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, эксперт Российского совета по международным делам, кандидат политических наук (Россия):

 «Самые сложные вопросы в рамках ШОС – экономические. Если вопросы безопасности в ШОС более-менее решены, то с экономикой всё значительно сложнее. Главный вопрос - торговля в национальных валютах. Что будет мерилом этой торговли – юань, рубль, рупия? Или что-то похожее на европейское экю до введения евро? Этот сложный вопрос, задевающий национальные интересы всех государств, а также  политические и геополитические амбиции крупнейших игроков на мировой арене, ещё предстоит решать. 

Расширение ШОС - это усложнение системы, и многие вопросы решать станет ещё сложнее.  Но их необходимо решить, чтобы можно было говорить, что ШОС -  организация экономическая. Учитывая, что сегодня меняется не только политическая, но и экономическая системы мира, мы должны  выработать собственные правила. Особенно, если учитывать, что Евразия не ограничивается 12 странами, которые на сегодняшний день в разных форматах являются участниками ШОС. Чем эффективнее будет работа, тем больше будет желающих работать с этой организацией и внутри неё».

Кубатбек Рахимов, исполнительный директор Центра стратегических решений «Аппликата», доктор философии по экономике (Кыргызстан):

«Риск для ШОС - это риск аморфности, риск превращения организации в дискуссионный клуб. За повторяющимися из года в год декларациями о борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом мы не видим экономики. Поэтому важные моменты следующие:

1. Банк ШОС, о котором много говорят, должен был открыться ещё вчера, перенос финансовой архитектуры на азиатское направление должен был сделан давным-давно.  Если бы не сопротивление ряда прозападно настроенных экономистов в Центробанке, Минэкономразвития, Минфине РФ, мы бы давно перешли к практическому обсуждению Банка ШОС. 

2. Второй момент - перенос столицы ШОС в одну из стран Центральной Азии. Тот клубок противоречий, которые есть между Китаем и Индией, Индией и Пакистаном, будет давать токсичность в отношении организации, штаб-квартира которой располагается в Китае. Поэтому Центральная Азия - выбор идеальный. Давайте перенесём столицу ШОС в Кыргызстан. Думаю, что для Бишкека это будет высокая честь, мы сможем перестроиться, сможем обеспечить организацию логистическими возможностями. 

3. Нам надо возродить «шестёрку», но другую: Иран, Россия плюс четыре страны Центральной Азии. Эту связку мы должны делать отдельно и перехватывать инициативу. Вот этот транспортный коридор, который мы 25 лет обсуждаем: Китай - Кыргызстан – Узбекистан, стыкуется с трансафганским коридором, который как раз-таки идёт от Узбекистана с Афганистаном на Иран и на Пакистан. Кыргызстан может выступать здесь точкой сборки». 

Айнур Курманов, сопредседатель Социалистического движения Казахстана:

«Многие эксперты, как и главы всех стран мира, сейчас внимательно следят за приготовлениями к саммиту, так как сейчас главным бенефициаром организации становится Пекин, который придаёт этому объединению более чёткие очертания и цельную структуру. Поэтому наблюдается стремление целого ряда государств непременно усилить взаимодействие с ШОС и даже вступить в неё, поскольку подобное даёт возможность стать не просто членом клуба друзей, но и деловым партнёром КНР. Ведь именно Поднебесная сейчас имеет все шансы в ближайшей перспективе превратиться из второй экономики мира в первую.

Уже сейчас входящие в ШОС восемь стран – Китай, Россия, Казахстан, Узбекистан, Индия и Пакистан, Киргизия и Таджикистан – составляют 60% территории Евразии, где проживает половина населения планеты - 3,4 миллиарда человек. На первом же этапе будет повсеместный отказ от доллара как платёжного средства в совместной торговле в рамках Шанхайской организации. И уже даже это приведёт к тектоническим сдвигам и ускорит экономическое ослабление США, так как лишит их рычагов финансового контроля и диктата. Отказ от доллара и переход на взаиморасчёты в национальных валютах только укрепит внутренний рынок и финансовую систему государств, в том числе и республик Центральной Азии.

Происходит явное смещение точки опоры российского влияния в Центральной Азии. Так, можно наблюдать, что более близким для Москвы партнёром становится Узбекистан, а не Казахстан, правящая элита которого усиленно цепляется за многовекторную политику, стремясь нарастить экономическое и военное сотрудничество со странами Запада и игнорируя свои союзнические обязательства. В связи с этим возникает резонный вопрос: может, именно поэтому 1-2 июля британскими и американскими спецслужбами была предпринята попытка инициировать волнения в Каракалпакии, чтобы раскачать ситуацию в целом в Узбекистане и поджечь всю Центральную Азию? Выходит, что Запад не случайно пытается всячески выбить Узбекистан в качестве пазла из новой создаваемой конструкции, поскольку Ташкент неминуемо в перспективе станет настоящим лидером региона при поддержке России и Китая.

В связи с этим неизбежны изменения и в бывшей советской Средней Азии, так как ни Москва, ни Пекин не допустят появления здесь для себя очередного «южного фронта». Поэтому результаты и значение предстоящего Самаркандского саммита ШОС вообще очень трудно переоценить».

Фаридун Усмонов, директор фонда «Диалог цивилизаций» (Таджикистан):

«Вступление Ирана в ШОС можно рассматривать через призму балансирования сил в квадрате Китай-Индия-Пакистан-Иран (КИПИ). Иран играет немаловажную роль в структуре безопасности Южной Азии и традиционно имеет хорошие связи с Индией, а Китай является крупнейшим торговым партнёром этой страны.  В ближайшей перспективе одной из задач ШОС станет обеспечение взаимной терпимости в квадрате КИПИ.

Членство Ирана в ШОС даёт возможность более активно использовать и Каспийское море, так как только транзит через Иран позволяет связать каспийское побережье с Индийским океаном. Для того чтобы у стран ШОС появилась возможность активно развивать торгово-экономические отношения, очень важно, чтобы транскаспийский маршрут заработал в ближайшие сроки».

Таалайбек Джумадылов, эксперт по вопросам национальной безопасности, ветеран спецслужб (Кыргызстан):

«Считаю, что два взаимоисключающих, антагонистических тренда мирового развития говорят о том, что рано или поздно возникнет новый военно-политический блок в противовес НАТО. Он возникнет на основе ШОС и ОДКБ, а, возможно, в каком-то новом формате. 

Своими действиями коллективный Запад во главе с США толкает другие страны (в т.ч. членов ШОС) в объятия Российской Федерации. В эти дни на восточных границах России начинаются военные учения с участием, в частности, Китая и Индии. Думаю, это первая ласточка – в последующем именно страны, участвующие в учениях, могут объединиться в военно-политический союз». 

Павел Дятленко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КРСУ (Кыргызстан):

«Что даёт расширение ШОС странам Центральной Азии? Странам ЦА выгодно наращивание экономического и военного сотрудничества в рамках ШОС, так как Россия и Китай, ключевые игроки в ШОС, являются основными партнёрами государств нашего региона. Расширение ШОС подтверждает естественный процесс «сшивания Евразии» с помощью международных транспортных коридоров Север – Юг и Восток – Запад и крупных инфраструктурных проектов. «Сшивание Евразии» постепенно решит проблему доступа к морским портам для стран Центральной Азии. 

Продолжающееся расширение ШОС повышает субъектность ЕАЭС и стран Центральной Азии, поможет сближению стран постсоветского пространства и преодолению их зависимости от Запада. В перспективе большинство постсоветских республик присоединится к ШОС».

Эдил Марлис уулу, политик, общественный деятель, президент международной общественной организации «Конгресс тюркских народов» (Кыргызстан):

«На Самаркандском саммите ШОС-2022 одним из приоритетных направлений должна стать борьба с новой мировой угрозой, а именно - защита от биологического оружия массового поражения, разрабатываемого США в лабораториях, расположенных по всему миру.

По количеству стран, желающих вступить и сотрудничать с ШОС, мы можем видеть тех, кто не согласен с нынешним миропорядком и политикой США и коллективного Запада. Обратив внимание на список стран-членов, наблюдателей и желающих присоединиться к ШОС, мы можем сделать вывод о формирующемся Коллективном Востоке».

Материал полностью доступен по ссылке: 

https://pikir-klub.kg/events/1802-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%88%D0%BE%D1%81-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.html

Пресс-служба дискуссионного клуба «Пикир».

Поделиться: