Российские вузы обменялись опытом привлечения иностранных студентов из стран Центральной Азии

Дата:

24 июня 2022 г. в г. Оренбурге российские университеты и загранучреждения сравнили подходы к привлечению иностранных абитуриентов в рамках Международного семинара «Современные формы рекрутинговой деятельности российских вузов в странах Центральной Азии». Его организаторами стали АНО «Содружество народов Евразии», Факультет подготовки иностранных граждан и НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета.

Открывая работу международной площадки, руководитель АНО «Содружество народов Евразии» Веналий Амелин отметил, что за последние 10 лет число иностранных граждан, обучающихся в России, увеличилось в 2 раза и в 2022 г. достигло 354 тысяч человек. Важными конкурентными преимуществами российской системы образования являются ее высокий авторитет и качество, многолетняя общая история и исходная близость с образовательными системами постсоветских государств, наработанные тесные связи между их учебными и научными заведениями, практика взаимного признания дипломов, упрощенный порядок въезда и пребывания в странах СНГ, сохранение в них русского языка как средства межнационального общения. Все это, безусловно, облегчает процессы привлечения, адаптации, обучения иностранных студентов из постсоветских государств в России, их последующее трудоустройство и карьеру на Родине. Не случайно, на долю стран СНГ приходится 54 % всех иностранных граждан, обучающихся в российских вузах. При этом их основной контингент традиционно прибывает из стран постсоветской Центральной Азии с тенденцией к постоянному росту. Отвечая на широкий запрос российских образовательных услуг, наша страна в текущем 2022 г. увеличила квоты на бесплатное обучение иностранных студентов за счет федерального бюджета на 5 тысяч человек до 23 тысяч вакансий. Вместе с тем, для успешной конкуренции на международном рынке, поддержания заданных высоких темпов развития российским вузам как никогда необходимо овладение современными формами рекрутинга иностранных обучающихся в перспективном регионе Центральной Азии на основе обмена опытом, изучения и внедрения лучших практик привлечения абитуриентов.

Проректор по научной работе Оренбургского государственного университета Сергей Летута напомнил, что этот вуз ставит своей целью увеличение числа иностранных студентов к 2030 г. до 5 тысяч человек, а потому расширяет географию и инструменты привлечения новых обучающихся.

Со своеобразными мастер-классами по рекрутингу абитуриентов перед слушателями семинара выступили специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета, который в 2019 и 2021 гг., дважды был удостоен премии «За лучший набор иностранных студентов» среди вузов СНГ. Специалисты международного блока университета Екатерина Джаим и Ольга Дорофеева показали высокую эффективность заново открытых при пандемии дистанционных форм работы за рубежом: изложили четкие алгоритмы по проведению консультационных вебинаров для иностранных абитуриентов, предварительному «прогреву» аудитории в соцсетях, организации онлайн-выставок вплоть до создания виртуальных 3D-туров с элементами игры и встроенным видеочатом, использования PR-технологий и продвижения положительных инфоповодов о вузе в СМИ стран Центральной Азии. Директор Центра международного рекрутмента и коммуникаций Санкт-Петербургского политеха Мария Бочарова поделилась и свежим опытом объединения всех международных служб университета на общей площадке по принципу «одного окна» с электронной очередью и системой навигации по кампусу для набора и сопровождения иностранных студентов на всех этапах обучения.

В свою очередь, сотрудники загранучреждений РФ в странах Центральной Азии дали российским вузам ряд полезных советов по работе на местах.

Так, руководитель Представительства Россотрудничества в Таджикистане Иван Ивановподчеркнул, что эта республика отличается высоким приростом населения и долей молодежи: из 10 миллионов таджикистанцев более 52 % составляют люди в возрасте до 20 лет. Каждый год число школьников в стране прирастает на дополнительные 40 тысяч человек и, соответственно, увеличивается количество потенциальных абитуриентов на выходе, что открывает российским вузам широкие возможности для набора студентов. При этом жители Таджикистана традиционно тяготеют к авторитетной, проверенной временем и опытом знакомых российской системе образования. Об этом свидетельствует самый высокий в Центральной Азии конкурс на бесплатное обучение в России: в текущем году он составил более 5 тысяч претендентов на 750 бюджетных вакансий. Только что прошедшую в Таджикистане образовательную выставку-ярмарку российских вузов посетили более 9 тысяч человек в Душанбе и 2,5 тысячи в Худжанде. Вместе с тем, Иван Сергеевич обозначил возможности набора абитуриентов не только в этих двух крупнейших городах республики, но и в меньших по размерам Бохтаре, Кулябе и Турсунзаде, где для этого есть подходящие помещения, а главное, высокий запрос на российское образование со стороны выпускников и их родителей. Важным подспорьем для проведения профориентационных встреч, выставок и презентаций станут 5 новых школ на 6120 мест с просторными конференц-залами, которые возводятся в указанных городах Таджикистана за счет российского бюджета и откроются уже 1 сентября текущего года.

Атташе по образованию и науке Посольства РФ в Кыргызстане Роберт Федоров также отметил огромный спрос на русскоязычное образование в республике. Русскоязычные школы в стране переполнены, а в школах с кыргызским языком обучения родители нередко добиваются открытия дополнительных классов на русском. Дипломат порекомендовал российским вузам выбирать в Кыргызстане базовые школы для постоянной работы, оборудовать и открывать в них свои аудитории в качестве механизма продвижения образовательных услуг. Также он предложил вузам двух стран на основе уже опробованного формата активнее выстраивать международные образовательные цепочки, сопряжение учебных программ, чтобы после окончания бакалавриата в Кыргызстане студенты могли сразу продолжить обучение в российской магистратуре.

Координатор образовательных программ Представительства Россотрудничества в Узбекистане Татьяна Колоколова пригласила российские университеты к участию в крупной образовательной ярмарке, которая пройдет в республике с 22 по 24 сентября 2022 г.

И. о. Представителя МИД России в г. Оренбурге Андрей Хибаков обратил внимание на необходимость развития региональными университетами такого перспективного направления как довузовская подготовка иностранных абитуриентов по русскому языку для дальнейшего получения на нем профессионального образования.

Региональные вузы уже используют широкий спектр современных инструментов для привлечения иностранных обучающихся: оптимизацию и перевод своих сайтов на иностранные языки, контекстную рекламу, открытие страновых каналов в Телеграме, участие в образовательных выставках и др. Но со временем на них все больше начинает работать завоеванная высокая репутация. 

Например, декан факультета иностранных студентов Оренбургского государственного медицинского университета Антон Мирончев рассказал, что в его первом выпуске 87 % успешно сдали в Индии национальную аккредитацию на звание врача, а многие оставшиеся трудоустроились в Австралии, США и других странах мира. 

Начальник отдела международных отношений и связей с общественностью Оренбургского государственного аграрного университета Ольга Максимова на данных соцопроса показала, что 28 % иностранных студентов поступают в этот вуз по совету обучающихся там земляков. Это вторая по значимости причина выбора учебного заведения после информации в интернете (36 %).

Декан факультета подготовки иностранных граждан Оренбургского государственного университета Ирина Радошнова сообщила, что вуз только что пополнил свою «копилку» абитуриентами еще из двух новых стран: Ливана и Бенина.

Неослабевающий интерес к российскому образованию в мире позволяет надеяться, что даже в непростых геополитических условиях отечественные вузы продолжат наращивать свое присутствие на традиционных и новых географических направлениях, используя самые передовые формы рекрутинга иностранных студентов.

Поделиться: