Жанна Куштова. Узбекистан: Месяц до выбора.

Дата:
20 сентября в Узбекистане стартовала активная фаза избирательной кампании по выборам президента страны. Пять кандидатов совершают запланированные поездки в регионы, готовятся к проведению телевизионных дебатов.

Информационное поле страны между тем остается спокойным, новости о ходе кампании подаются в нейтрально-сдержанном ключе. Попытки кандидатов от «Адолат» и «Миллий тикланиш» несколько встряхнуть публику обвинениями в плагиате предвыборных программ особого эффекта не дали.

Естественно, что повестка главного кандидата – действующего президента страны Ш.М.Мирзиеева выстроена максимально широко, с акцентом на безусловный успех реформаторского курса. Но эта широкая повестка включает, прежде всего, отклик на конкретные проблемы каждого гражданина Узбекистана. Т.е. заметно сочетание «образа будущего» и акцента на интересы человека. Поэтому очень важным компонентом первых предвыборных выступлений стал акцент на глубокое понимание специфических проблем каждого региона страны.

Свою предвыборную кампанию президент начал в Бозатауском районе Караклпакистана, регионе с крайне сложной экологической ситуацией. Ш.Мирзиеев в своем выступлении привел шокирующую статистику наследственных и генетических заболеваний, которая до настоящего момента не стала объектом открытых публикаций. Например, в результате проведенного мониторинга стало известно, что 70 000 человек из группы высокого риска в Каракалпакстане страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, 42 000 - эндокринными, 35 000 - респираторными, 33 000 - желудочно-кишечными и 19 000 - хроническими заболеваниями почек.

Сразу же после этого кандидат УзЛиДеП обозначил комплекс мер, направленных на исправление данных проблем в максимально сжатые сроки. Прежде всего, планируется, что «медицинские бригады» и семейные поликлиники, прикрепленные к каждой махалле, будут обеспечены необходимыми средствами для раннего выявления хронических заболеваний. В сжатые сроки будет построен современный онкологический центр на 175 коек, полностью соответствующий международным стандартам.

Более 500 молодых врачей из Каракалпакстана будут направлены на повышение квалификации в зарубежные клиники за государственный счет. Для региона, который исторически страдает от плохих экологических условий, это будет реальный прорыв.

Очевидно, что основной тренд нынешней кампании – сравнение потенциала кандидатов через масштабирование предложений.

Как конкретный пример – недавнее выступление представительницы Экологической партии, предложившей ограничить деятельность торговых точек, использующих метод приготовления пищи на открытом огне. Да, в Ташкенте такие технологии приготовления пищи на открытом огне применяют более 10 тысяч точек общепита, но в сравнении с уровнем понимания и решения проблем экологии в масштабах целого региона, подобный подход смотрится слишком местечковым.

Именно на таком сравнительном масштабировании и будет в дальнейшем строится развитие президентской кампании, которая как бы автономна от остальных четырех претендентов.

Что же касается главного «бунтаря» узбекской политики – Алишера Кадырова, то его рекламные плакаты стали одной из самых обсуждаемых тем в социальных сетях. Слоган кампании обыгрывает фамилию кандидата – Кадыров – «Алишер Кодир» - «Алишер способен». Нестандартно выбран и фон билбордов – в соответствии со слоганом «Мы называем белое белым, а черное – черным. Смотрим правде в глаза». Стильно, но крайне расплывчато.

Похоже, что из четырех остальных кандидатов именно лидер «Миллий тикланиш» старается выйти за пределы традиционных рамок узбекской избирательной кампании, что сразу же вызывает эмоциональный накал в социальных сетях. А этого он, судя по всему и добивается. Понимая, что программой, реально конкурентной по отношению к стратегии реформ Ш.М.Мирзиеева не обладает никто, ставка делает на личную узнаваемость, разумный эпатаж. А именно это и может привлечь часть молодежной аудитории, для которой имидж «Бунтаря» привлекательнее образа «мудрого Правителя».

Поделиться:


Яндекс.Метрика