Специалисты России и Казахстана поделились методами сохранения традиционной культуры и народного творчества

Дата:

25 июня 2021 г. в г. Оренбурге прошел Международный семинар «Проблемы методического обеспечения и развития народного творчества в многонациональном приграничье России и Казахстана». Его организаторами выступили совместно АНО «Содружество народов Евразии», Региональный центр развития культуры Оренбургской области, Ассамблея народов Оренбургской области и НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета.

Диалоговая площадка собрала для обмена опытом представителей центров народного творчества, методистов клубной системы, национальных музеев, руководителей этнокультурных объединений, самодеятельных художественных коллективов, педагогов и ученых из Актобе, Уральска (Казахстан), Оренбурга и районов Оренбургской области (Россия).

Открывая семинар от лица организаторов, председатель Правления АНО «Содружество народов Евразии» Веналий Амелин (г. Оренбург, Россия) напомнил, что еще в советское время была заложена существующая в наших странах до сих пор мощная, разветвленная система организации народного творчества и массового досуга населения, включающая методические центры, учебные заведения по подготовке кадров в сфере культуры и широкую сеть клубных учреждений на местах. Сегодня в России она объединяет более 42 тысяч клубов, а в Казахстане – свыше 3 тысяч культурно-досуговых учреждений клубного типа с самодеятельными художественными коллективами и кружками.

С распадом Советского Союза клубная сеть, с одной стороны, сократилась, а с другой стороны, обогатилась растущей популярностью фестивальных и конкурсных мероприятий, новыми форматами работы и типами учреждений (домами дружбы народов, центрами ремесел и др.), взаимодействием с национально-культурными объединениями, расширением международных связей.

Сохранив свой потенциал, система учреждений народного творчества в современных условиях все-таки испытывает определенные проблемы материально-технического, финансового, кадрового характера. Так, почти 20 % помещений клубов требуют капитального ремонта, причем 90 % из них приходятся на сельскую местность. Остро встает проблема старения кадров, низкой мотивации выпускников профильных учебных заведений к работе в клубной системе, переизбытка специалистов в городах и их дефицита в сельских территориях. Особенно это касается аккомпаниаторов, руководителей ансамблей народных и духовых инструментов, фольклорных ансамблей, специалистов осветительной и звуковой техники.

В условиях рыночной экономики культурно-досуговые учреждения клубного типа закономерно испытывают конкуренцию со стороны развлекательных центров, оттягивающих на себя молодежь. Это требует от них постоянного поиска инновационных форматов работы для привлечения аудитории: интеллектуальных игр, квестов, иммерсивных (вовлеченных) спектаклей, интерактивных тематических экскурсий и т. д. Актуальность внедрения новых информационных технологий в работу с населением особенно возрастает в условиях действующих ограничений на проведение культурно-массовых мероприятий при пандемии.

В Оренбургской области на базе 993 клубов работают 6032 самодеятельных коллектива и кружка, в которых заняты свыше 65 тысяч человек. Координацией их работы уже 80 лет успешно занимается Региональный центр развития культуры Оренбургской области, о работе которого рассказала заместитель его директора по инновационной и культурно-досуговой деятельности Ольга Помазанова (г. Оренбург, Россия). Приоритетными задачами Центра являются: сохранение и развитие нематериального культурного наследия; методическое обеспечение народного творчества и развитие любительского искусства; организация и проведение культурно-массовых мероприятий регионального и всероссийского масштаба; содействие в распространении и реализации инновационных методик организации досуга в сфере культуры.

Ежегодно Центр организует разнообразные смотры самодеятельного и народного творчества: Всероссийский конкурс «Русская песня», Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Оренбуржье – форпост России», Областной фестиваль народного творчества «Обильный край, благословенный!», Областной фестиваль детского творчества «Краски радуги», Областной фестиваль любительских театров «Огни рампы», Областной джазовый фестиваль «Рождественские встречи», Конкурс на лучшее музыкальное произведение «Мелодии степного края», Творческий проект «Лето в парке», Областную выставку изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Весна Победы» и др. Постоянными участниками многих этих мероприятий на основе взаимного обмена являются самодеятельные исполнители и коллективы из Казахстана.

Сохранение традиционной культуры близких народов России и Казахстана требует кропотливой работы по выявлению и фиксации устного народного творчества, обычаев и праздников, исчезающих бытовых и ремесленных технологий. С 2012 г. Центр выполняет государственное задание по сохранению, развитию и популяризации нематериального культурного наследия народов Оренбургской области. За это время в рамках фольклорно-этнографических экспедиций описано и внесено в областной каталог такого наследия более 300 объектов: соль-илецкое лозоплетение; бриентское ткачество на дощечках; форштадтская традиция выпечки хлеба на камнях; казахская технология хранения сливочного масла в овечьей требухе; башкирский праздник щавеля; казачий праздник первого улова; татарский праздник «Гусиное перо»; мордовская подвижная игра «Продажа лаптей»; чувашский обряд проводов рекрута в армию и др. 3 объекта от Оренбургской области включены в каталог всероссийского нематериального культурного наследия: оренбургский пуховый платок, акбулакская поющая глиняная игрушка и казахский узорчатый войлочный ковер «сырмак».

Популяризация этого достояния осуществляется посредством творческих встреч, семинаров, областных смотров-конкурсов народных обрядов и традиционных календарных праздников. По их итогам издаются методические сборники с лучшими практиками, сценариями, пошаговыми иллюстрациями для тиражирования опыта в клубной системе.

Региональный центр развития культуры Оренбургской области обеспечивает учреждения клубной системы на местах справочными материалами, оперативной информацией об инновациях в культурно-досуговой сфере, ведет переподготовку и повышение квалификации руководителей творческих коллективов и специалистов методических служб муниципальных образований. С 2015 г. в рамках областных семинаров-практикумов на 300 занятиях повысили свое мастерство более 700 работников культурно-досуговой сферы по 5 направлениям работы: методической, вокально-хоровой, хореографической, театральной и звукооператорской.

В соседней Республике Казахстан общая для нас система методических центров народного творчества и клубных учреждений дополняется уникальной в мировой практике структурой поддержки национальных культур, языков и традиций – Ассамблеей народа Казахстана.

Заместитель руководителя Государственного учреждения «Қоғамдық келісім» («Общественное согласие») Управления внутренней политики Западно-Казахстанской области Жамал Ихсанова (г. Уральск, Казахстан) рассказала, что под эгидой Ассамблеи в этом регионе открыты 4 Дома дружбы народов, на базе которых работают 54 этнокультурных объединения со своими художественными коллективами, хорами, ансамблями. Благодаря этому национальные общества могут широко пропагандировать свою культуру, обычаи, традиции, популяризировать их через искусство, массовые досуговые мероприятия.

Заведующий кафедрой Ассамблеи народа Казахстана Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова Турар Шайхиев (г. Уральск, Казахстан) добавил, что этнокультурную деятельность подкрепляет связь с наукой и образованием, поддержка специально созданных научно-экспертных советов. В регионах Казахстана обеспечивается финансирование социально значимых проектов в сфере межэтнических отношений по линии государственного социального заказа.

Практическую деятельность этнокультурных объединений при созданных в Казахстане Домах дружбы народов раскрыла художественный руководитель регионального Центра «Славяне» Актюбинской области Виктория Сурай (г. Актобе, Казахстан) на примере работы по сохранению русского языка, культуры и традиций через преемственность поколений. При Центре действует целая россыпь русских народных коллективов: хор «Русская песня», фолк-модерн группа «Купава», вокальная группа «Сударушки», детский вокально-хореографический ансамбль «Ладушки», которые объединяют солистов в возрасте от 3 до 85 лет. Ежегодно в их состав вливаются новые участники, для подготовки которых ведется обучение истории фольклора, навыкам народного пения, хореографии, игре на традиционных русских музыкальных инструментах: балалайке, дудочках, трещотках, ложках и др. Особое внимание Центр уделяет возрождению народной праздничной культуры. Ежегодно на площадках города Актобе проводится празднование Рождества, Пасхи, Масленицы, Троицы, Ивана Купалы, Дня славянской письменности и культуры. По области организуются славянские базары, на которых демонстрируется все богатство русской культуры посредством народных песен и танцев, обучения хороводам и играм, мастер-классов по выпеканию блинов, росписи пасхальных яиц, плетению купальских венков. Русские народные коллективы с большим успехом несут свою культуру в широкие массы не только на территории Актюбинской области, но и за ее пределами. Неоднократно они были участниками Всероссийского конкурса «Русская песня» в Оренбурге, фестиваля «Казачий Спас» и музыкального праздника «Играй гармонь, любимая!» в Кумертау, где познакомились с народным артистом России и популяризатором народного инструментального искусства Геннадием Заволокиным, оставившим неизгладимое впечатление.

Между Казахстаном и Россией налажено и взаимодействие в профессиональной подготовке кадров для сферы культуры. Ректор Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей Борис Хавторин (г. Оренбург, Россия) отметил, что его вуз имеет действующие соглашения о сотрудничестве с Казахским национальным университетом искусств в Нур-Султане, Актюбинским и Западно-Казахстанским государственными университетами. На музыкальном факультете Оренбургского института искусств обучаются 20 граждан Казахстана из различных регионов страны.

В современных условиях важнейшей задачей становится не только сохранение и кадровое обеспечение народного творчества, но и актуализация культурного наследия для приобщения к нему молодежи в наглядной, познавательной, игровой форме. В качестве успешных примеров использования таких инновационных методов работы главный специалист Регионального центра развития культуры Оренбургской области Эдуард Аргунеев (г. Оренбург, Россия) представил коллегам реализованные в регионе проекты «Медиа-гид по традиционной культуре народов Оренбуржья» и «Сказочное Оренбуржье». На основе оригинальных местных материалов, собранных фольклорно-этнографическими экспедициями, они предлагают профессионально снятые видеоролики с рассказами о самобытной культуре народов региона, проиллюстрированные записями песен, танцев, сказок и легенд, реконструкциями празднично-календарных и семейных обрядов, художественных промыслов и ремесел.

Начальник отдела международных связей Оренбургского государственного аграрного университета Ольга Максимова (г. Оренбург, Россия) рассмотрела возможности популяризации танцевального народного творчества, отражающего национальные, религиозные и культурные особенности, менталитет, темперамент, характер. По мнению специалиста, танец выступает своеобразным культурным мостиком, позволяющим окунуться в среду другого народа с его ритуалами, правилами и ментальными установками.

Разностороннюю культурную работу на местах, приграничное взаимодействие народов в разрезе сельских территорий показала директор Централизованной клубной системы Адамовского района Оренбургской области Сауле Дусембаева (п. Адамовка, Россия). Значительная часть культурного своеобразия этого целинного района во многом связана с казахским населением. В рамках работы по выявлению его нематериального наследия здесь описаны около 30 интересных культурных практик, составляющих общее достояние Оренбуржья: традиционные казахские зимовки «кыстау», технологии изготовления кочевой детской люльки «бесик», войлочных ковров с вваленным узором «тестемек», шитья стеганных одеял «корпе», плетения кнута-камчи, производства талкана (муки крупного помола из жареного ячменя или пшеницы), хранения сливочного масла в овечьей требухе, обряд отрезания косички у мальчика 6–7 лет «шаш алу», символизирующий переход во взрослую жизнь. Казахские народные коллективы района поддерживают активный культурный обмен с соседями за рубежом, выступая на международных фестивалях в Актобе и Нур-Султане, на Дне города Житикара Костанайской области.

Заместитель директора Централизованной клубной сети Акбулакского района Оренбургской области Наталья Крутько (п. Акбулак, Россия) также осветила живое, бурлящее взаимодействие культур на другой приграничной территории. Так, народный ансамбль русской песни «Забавушка» и мастера глиняной игрушки Акбулакского дома ремесел продемонстрировали свое мастерство на Днях Оренбургской области в Актобе. А группа казахской песни «Самал» Акбулакского ДК посетила этот город для участия в вокально-хореографическом фестивале творческих коллективов «Потанцуем и споем, соседи!». В свою очередь, на сцене Акбулакского районного культурно-досугового центра с успехом выступали камерный оркестр Актюбинской областной филармонии имени Г. Жубановой, художественные коллективы регионального Центра «Славяне». А в Сагарчинском ДК радовали российских зрителей своим искусством коллективы Актюбинского областного национально-культурного центра украинцев: народный хор «Оксана» и детский фольклорный коллектив «Барвинок».

В целом бережное, уважительное отношение к культурному богатству и самобытности народов России и Казахстана является залогом сохранения их сложившейся дружбы и добрососедства на века, заветом будущим поколениям.

Поделиться:


Яндекс.Метрика