Молодые медиаторы и эксперты в селе «Техасский Рог» - дневники уфимского этапа «Медиатории»

Дата:

В вымышленном селе «Техасский Рог» представители несуществующей компании «Индастриал-2050» и местные жители провели общественные слушания по поводу многоэтажной застройки частного жилого сектора – это только один из примеров игровых кейсов для студентов, обучающихся основам медиации. На этой неделе стартовал итоговый этап образовательного проекта «Медиатория» – Молодёжный онлайн-форум «Уфимская лаборатория медиации».

За последние полгода команда Центра «Берлек-Единство» провела занятия по медиации социальных конфликтов, информационной аналитике, противодействию манипулятивным инструментам и другим смежным темам для студентов почти десятка вузов Казахстана и Кыргызстана. На очереди студенческая молодёжь России – молодые и начинающие международники и регионоведы из Уфы.  

Старт работе форума дал Радик Мурзагалеев. Директор Центра «Берлек-Единство» отметил, что пандемия внесла значительные коррективы в реализацию проекта – все его мероприятия были переведены в дистанционные форматы взаимодействия экспертного сообщества и студентов. Однако цифровизация тренинговых занятий позволила подключить к форуму дополнительные экспертные площадки:

«Мы надеемся, что благодаря дистанционному взаимодействию у вас появится возможность познакомиться с большим числом самых разных специалистов из городов России и других стран СНГ. Целевое назначение предстоящих занятий — это выстраивание эффективной молодёжной коммуникации, в которой каждый участник одинаково понимает потенциальный конфликт, осознаёт свои интересы и может поставить себя «на место другого». Совместная работа студентов и экспертов позволит рассмотреть конфликтные кейсы под новым углом и, как следствие, сформировать навыки медиативного решения проблем в поликультурной среде».

 

Первые дни работы «Уфимской лаборатории медиации» были посвящены теоретической подготовке студентов. Так, представитель экспертной команды Артур Сулейманов рассказал молодым людям о назначении примирительных технологий, которые способны трансформировать серьезные споры различных сторон в диалог, призванный найти решение проблемы: 

«Конфликт как столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, целей и позиций является одним из повседневных явлений, свойственных обществу. Он может быть разным в зависимости от своих масштабов и различаться в диапазоне от бытовой ссоры до политического противостояния между сторонами. 

При этом сам конфликт, несмотря на негативное отношение обывателя к нему, представляет собой скорее нейтральное явление. Его положительные или отрицательные последствия связаны не столько с самим конфликтом, сколько со способом его разрешения. В свою очередь открытое противостояние в конфликте, применение силы, деструктивное разрешение конфликта неминуемо приводят к жертвам, физическому, моральному или иному ущербу».

 

Другой тренинговый блок занятий был посвящен инструментам информационной аналитики, которые также полезны в работе молодого медиатора. Алексей Чекрыжов раскрыл для студентов несколько главных навыков противодействия медиа-манипуляции:

«Несмотря на то, что все мы считаем себя образованными и грамотными людьми, мы тоже подвержены влиянию манипулятивных технологий. В свою очередь медиатор, как посредник в возможном конфликте, должен уметь выявлять эти риски. 

Если говорить о разрешении социальных конфликтов путем медиации, нам важны навыки информационной аналитики, среди которых также фактчекинг и верификация новостей. Умения аналитической работы с информацией являются основой предварительной работы общественных, политических и других медиаторов». 

 

Третий тематический блок представителей Центр «Берлек-Единство» был посвящен анализу реальных конфликтных кейсов как государственного, так и международного уровней. Булат Мурзагалеев рассказал студентам о том, как медиация применяется в урегулировании локальных общественных противоречий, и даже при разрешении политических споров государств:  

«Программа нашего проекта построена на идее, что конфликт содержит в себе потенциал улучшения и изменения ситуации, возможность нахождения компромисса между спорящими сторонами.

При рациональном течении спора даже международного уровня, к примеру, путем конструктивного медиативного диалога, он становится движущей силой прогресса отношений сторон. Примерами здесь могут являться международные переговорные процессы, призванные смягчить политические противоречия, положительно разрешить кейсы торговых войн или найти баланс в других спорных вопросах. 

Соответственно, навыки медиации являются универсальными для любого молодого специалиста. При этом далеко не обязательно разбираться в психологии для того, чтобы найти удовлетворяющее все стороны конфликта решение». 

 

Впрочем, первая неделя форума для уфимских студентов была насыщена не только интенсив-лекциями экспертного пула проекта, но и деловыми играми, моделирующими потенциально конфликтную ситуацию. Для начала молодые люди разобрали разнообразные реальные кейсы общественных конфликтов. Студенты предприняли первые попытки самостоятельного анализа причин возникновения социальных противоречий, и предложили свои модели и инструменты разрешения конфликтов и их первопричин. 

В завершении рабочей недели для закрепления новых знаний и навыков участники форума поучаствовали в нескольких игровых сценарных моделях вымышленных конфликтов, в которых каждый студент смог поучаствовать в качестве начинающего медиатора. Например, слушатели форума разрешили вымышленный конфликтный кейс в селе «Техасский Рог», где условный застройщик предложил реализовать крупный проект многоэтажного строительства. Для этого инвестор предлагал расселить людей, живущих в частном секторе. Студенты распределили роли, выявили наиболее болезненные вопросы для всех сторон спора и смогли найти компромиссное решение, которое удовлетворило всех участников сценарной игры. 

Впереди у «Уфимской лаборатории медиации» еще несколько недель работы. Уже скоро к работе форума подключатся приглашенные эксперты из городов России, Казахстана и Кыргызстана. Более того, спикерами в рамках образовательных мероприятий выступят кыргызстанские и казахстанские студенты, которые минувшей зимой уже прошли обучение основам медиации.

 

Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»

 

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Поделиться:


Яндекс.Метрика