Чего не хватает медиа-освещению евразийской повестки – результаты исследования
Почему именно от работы СМИ в странах ЕАЭС зависит формирование Евразийской идентичности? Как сейчас отличается евразийская повестка в Беларуси от таковой в Казахстане?
На эти вопросы в рамках круглого стола «Медиа-освещение евразийской интеграции: постпандемные вызовы» ответила координатор образовательных и научно-исследовательских программ со странами ЕАЭС факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Юрьевна ВИХРОВА.
Как говорил философ и социолог Юрген Хабермас, успех Европейского проекта определяется, прежде всего, «европейским вещательным союзом» и «европейской публичной сферой», которые независимы от ЕС и его внутренних экономических сил.
Для стран ЕАЭС не менее важна работа с Евразийской идентичностью. Проводя аналогии, исследователи часто ссылаются на европейскую идентичность. Однако нужно учитывать, что в научной среде и по сей день идут оживленные дискуссии о том, какая идентичность европейцев является доминирующей – общеевропейская или национальная?
В современном мире СМИ являются наиболее эффективным инструментом, который позволяет не только сформировать ту самую идентичность, но и укрепить внутреннюю стабильность в союзе, а также влияет на его положение на мировой арене. Естественно, это характерно для всех интеграционных объединений, в том числе и ЕАЭС.
Сегодня страны-участницы Евразийского экономического союза нацелены на продвижение образа «ЕАЭС с человеческим лицом». Для того, чтобы понимать, какими темами, каким контентом необходимо насыщать нашу повестку для эффективного продвижения, мы проанализировали 4 квартал 2019 года, рассмотрев 25 ведущих общественно-политических СМИ государств ЕАЭС совместно с партнерскими нам вузами.
Результаты исследования показали, что тематическая структура материалов с упоминанием ЕАЭС в РФ крайне небогата. Основными тематиками, как показывают общие показатели по всем СМИ в российском медиа-пространстве, являются законодательное регулирование, перспективы развития стран-участниц, а также укрепление связей с внешними партнерами, в том числе создание зон свободной торговли, встречи лидеров государств ЕАЭС и кадровые назначения.
Интересно, что все участники исследования проводили его отдельно, но в Беларуси ситуация абсолютно аналогична нашей. Для онлайн-СМИ, а также телеканалов, которые мы анализировали, тематические блоки на белорусском рынке повторяются.
Мы видим те же тенденции в Казахстане. Там в повестке вокруг ЕАЭС отсутствуют кадровые назначения, которые в минимальном количестве представлены у нас. Дискурс казахстанских материалов по ЕАЭС максимально деловой, в Армении схожая тематическая структура.
В Кыргызстане, где минимальное количество материалов с упоминанием ЕАЭС среди всех стран, тематическая структура немного отличается. Там коллеги выделили отдельный блок с упоминанием таких категорий, как «экспорт», «импорт», «аграрный сектор».
Получается, что сегодня частота упоминаний ЕАЭС ведущими СМИ стран-участниц является низкой, число контекстов ограничено, и материалы зачастую представляет собой новости формата «hard news». То есть в основном предполагается информирование о законодательных актах, тех же соглашениях по ЗСТ. Не выходят в топ новостей персонифицированные материалы, статьи, которые представляют интерес непосредственно для граждан.
На эту ситуацию еще и повлияла инфодемия (аналогизм, с которым все познакомились благодаря Всемирной организации здравоохранения в феврале 2020 года – авт.). В мировых СМИ сформировался информационный шум, который сопровождают пандемию. Естественно, в шум включены не всегда адекватные инфоповоды, а чаще слухи, страхи, городские легенды. Данное явление влечет за собой два последствия: появление в каждой из стран союза т.н. fake-news, а также сужение внутренней повестки.
Наши исследователи уже получили последние данные из Казахстана и Кыргызстана. Можно сказать, что медиа-повестки в странах настолько «схлопнулись» под влиянием инфодемии, что практически сократились до исключительно новостей, связанных с COVID-19 и его последствиями.
Конечно, отметим весомый вклад агентства Sputnik и телеканала «Мир» в освещение интеграционной повестки, но страны должны привлекать больше медиа-инструментов и организаций с целью объяснения сути интеграционных идей для населения.
Круглый стол прошел в рамках международного информационно-просветительского проекта «Евразийский Мост». Организатором мероприятия выступил Информационно-аналитический центр МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (ИАЦ МГУ) | Ia-centr.ru при поддержке фонда Президентских грантов.
Поделиться: