Нужна ли Баку национальная идея

Дата:



В известном советском фильме про старшеклассников педагог истории на уроке высказал мысль, которая запала в душу детям, и с которой вряд ли можно не согласиться: "История - наука, которая делает человека гражданином". От того, в какой интерпретации события прошлого дойдут до умов и сердец наших детей, зависит, в конечном счете, судьба всей страны, ее честь и достоинство. Активную гражданскую позицию воспитывает эта древнейшая наука, поэтому на плечи ученых-историков ложится колоссальная ответственность за правдивое и достоверное изложение, объективную оценку и анализ исторических событий.

В обществе давно идут споры о корнях азербайджанского народа. Некоторые ученые придерживаются мнения, что наш народ еще до конца не сформировался и представляет собой смесь разных народов. Другая категория считает, что мы потомки древних албан, тогда как третьи утверждают, что албаны - это кавказские племена, происхождение которых пока неизвестно. Существует и иная точка зрения на этот счет, что мы больше привязаны к иранской культуре, и наши корни скорее связаны с Атропатеной и Мидией, т.е. что мы, по сути, и есть иранцы. Их оппоненты считают нас теми же турками. Споры вокруг не прекращаются.

Сегодня на вопросы "Эхо" отвечает заведующий отделом перевода и информации Института рукописей НАНА, доктор филологических наук, профессор Фарид Алекперли. Читатели знают его как автора нашумевшей статьи о национальной идеологии.

- Ваши статьи вызвали большой резонанс в обществе, причем отмечу, что сторонников было гораздо больше, нежели оппонентов. Что послужило толчком для того, чтобы коснуться столь актуальной темы, как национальная идеология? Хотя я понимаю, что предпосылок и проблем, возникших по причине отсутствия этой самой идеи, у нас предостаточно.

- Есть определенные силы, которые заинтересованы в том, чтобы азербайджанский народ не чувствовал себя сформировавшейся и цельной нацией с корнями, они-то и культивируют идею о том, что, не являясь нацией, мы не можем иметь нормальную государственность. Т.е. должны быть под чьим-либо влиянием, поскольку не имеем традиций государственного строительства, истории, ведь ни в одном источнике нет слова "азербайджанцы".

- До 1936 г. мы официально именовались тюрками, т.е. и в документах людей, и в Конституции, и в паспортах того периода нация упоминается как тюрки. Все эти разговоры ведут к тому, что широкая публика, не разбирающаяся в глубинах истории, впадает в некую растерянность относительно своей истории и корней.

- Мы азербайджанцы по гражданству, но этнически мы - тюрки. Древние источники также свидетельствуют об этом. Нынешнее поколение забыло об этом, именно поэтому Азербайджан не совсем отождествляется с этим. До конца XIX в. слово "азербайджанец" очень редко упоминается в качестве значения жителя страны Азербайджан, а что касается нашего народа, то он фигурирует во всех древних источниках под названием "тюрк".

- Скажите, а кому выгодно не принимать или искажать исторически обоснованную версию, если это - очевидная истина?

- Это настолько очевидно, что спорить с этим просто абсурдно. Ведь формирование и укрепление полноценной азербайджанской нации практически мало кому, кроме самих тюрков Азербайджана, нужно, а фактически не нужно никому, потому что для одних мы конкуренты, другие зарятся на наши земли, третьи хотят, чтобы мы ослабли настолько, чтобы установить над нами контроль и распоряжаться нашими природными богатствами. Именно поэтому эти силы пытаются сформировать у нашего народа чувство неполноценности, чтобы он служил чьим-то интересам и забыл о своем великом прошлом. А народ с великим прошлым достоин иметь великое будущее. Не умаляю значения других народов, проживающих в нашей стране, все они имеют достойную историю, которую мы уважаем. Но наш народ должен вспомнить свои собственные корни, ведь государственность Азербайджана все-таки зиждется на наиболее многочисленном народе этой страны, который и создал ее, и без него само существование этой страны стало бы ненужным. Безусловно, азербайджанский народ - большой народ, и психология его является психологией большого народа.

Азербайджанские тюрки расселены на огромной территории Ирана, Ирака, Средней Азии, Афганистана, они всегда играли большую роль в политической жизни региона, создав большие империи, начиная от государства Сельджуков, Атабеков, Каракоюнлу, Агкоюнлу, Сефевидов, Каджаров и т.д. Именно поэтому некоторые пытаются запустить механизм амнезии, чтобы народ забыл, кто он есть: отуреченный албанец или отуреченный мидянин, а может об этом вообще не стоит думать? Очень часто говорят, что он не тюрок, он смешанный, а посему не чисто тюркский. Скажите, а разве другие народы не смешаны? Каждый народ имеет свое название, независимо от того, смешанный он или нет. Разве русские не смешаны или французы? Все смешаны. В формировании азербайджанских тюрков принимали участие различные элементы наряду с тюрками: есть примесь арабская, есть кавказская, есть иранская, есть группа полностью ассимилированная. Каждый народ себя как-то называет, идентифицирует. Если наш народ забыл, что он тюрок, надо ему об этом напомнить.

- О забывчивости нашего народа говорят много: мы забыли, что происходило в 1905 г., в 1918 г., когда были уничтожены тысячи тюрков, но в результате история повторилась, и теперь уже мы имеем кровоточащую рану - Карабах, миллион беженцев в собственной стране, потерянные земли и оскверненные национальные святыни. Не кажется ли вам, что этот процесс исторически обоснован и искусственно насаждается?

- Здесь несколько факторов, почему это не происходит, скажем, у армян или других христианских народов. Безусловно, в этом кроется историческая обоснованность. Есть и элемент давления, который оказывался на нас, но есть и объективные факторы. С одной стороны есть люди, которые наводят тень на плетень: в учебниках истории можно встретить совершенно абсурдные утверждения, которые приводят в замешательство юных граждан. Сама концепция, по которой были составлены учебники истории советского периода, ошибочна. И это была целенаправленная политика советского руководства для того, чтобы оторвать азербайджанцев от обширного тюркского региона, чтобы они забыли свое родство с тюрками других стран.

Однако советское руководство потворствовало в какой-то степени и национализму тоже, с целью противопоставить азербайджанцев иранцам, туркам и другим народам и вырвать их из-под влияния ислама с одной стороны и влияния тюркской культуры, с другой. В оторванном состоянии этот народ уже будет легче ассимилировать в пределах Союза. Но в отличие от грузинского и армянского малых народов, наш народ большой и имперский народ, которому нужно было внушить, что тюрки к нам не имеют никакого отношения, что это были всего лишь завоеватели, которые навязали нам свой язык. А азербайджанцы - это потомки древних зороастрийцев или албан. Однако скажу, что не было никакого албанского народа. Были 26 племен Кавказской Албании. Другая объективная причина заключается в том, что азербайджанский народ, будучи большим, населяет колоссальный по протяженности ареал и принадлежит огромному мусульманскому миру, его страна расценивается как одна общая родина. Именно это формировало у нашего человека некое спокойствие и уверенность в незыблемости этих устоев. Скажем, у армян и грузин всегда присутствовал страх исчезновения, они ощущали себя подобно маленькому островку в море тюркского и исламского мира. Именно по этой причине они цеплялись за свой язык и обычаи, религию и традиции. Наши же всегда были в себе уверены, им не могло прийти в голову, что они могут исчезнуть или потерять свой язык или религию. И это ощущение присуще многим большим народам. В-третьих, будучи мусульманами, в средние века в нашем народе религиозное сознание преобладало над национальным, в отличие от тех же армян или грузин. Ведь очень часто на вопрос, какой ты национальности, мы слышим ответ, что я мусульманин. И в этом особенность мусульманской религии.

- Это чрезвычайно тонкая материя, грани которой настолько неуловимы, что довольно легко увести мысль в другую сторону и внушить то, что выгодно.

- В том-то и дело. Скажем, в Турции происходило то же самое: подъем национального самосознания связан с формированием национального турецкого государства, провозглашенного М.К.Ататюрком. А до этого была Османская империя. Понятие нации это все же продукт буржуазного периода. Мы всегда знали, что мы этнически тюрки, персы также называли нас. Те же афшары, каджары, шахсевани, наряду со своим этнически-племенным названием, отлично знали, что они тюрки, и все называли их только так. Но как нация азербайджанские тюрки начали формироваться с развитием капиталистических отношений, она оформилась с провозглашением национальной государственности в 1918 г. Как сказал М.Э.Расулзаде, это было первым тюркским государством, до этого тюркские государства базировались больше на династическом или религиозном принципе.

Настоящее национальное государство, которое реализует право азербайджанских тюрков на свою собственную государственность - это АДР - первое национальное государство в тюркском мире вообще. Именно оно провозгласило конституционно, что основное население - это тюрки, и только позже Ататюрк закрепил это в Конституции Турецкой Республики. Мы близки к туркам Турции, но, имея собственное государство, мы являемся другой нацией. Есть еще другой аргумент, который часто приводят: что слово "тюрк" - это название языковой группы, объединяющей народы, входящие в тюркскую семью, и поэтому отдельный народ не должен так называться. Узбеки или казахи, скажем, себя тюрками не называют. Этнонимом "тюрк" называли себя только тюрки Азербайджана и турки Турции. Потом этот этноним использовался как общее название всех народов тюркской группы.

- Кстати, Мурад Аджи признается, что для него понятия "турок" и "тюрок" - совершенно разные.

- В русском языке есть разница между словами "турок" и "тюрок". Но в нашем тюркском языке этой разницы нет. Путаница возникает потому, что в русском языке произошло такое разделение: слово "тюрок" используется как название общности, а слово "турок" - как название народа, живущего в Турции. А тюркские народы - это все народы, входящие в эту группу. Зная свои корни, народ себя идентифицирует, он ощущает свою причастность к великому тюркскому прошлому, он понимает, что должен соответствовать памяти своих великих предков.

Если человек знает свои корни, знает, какими достоинствами обладал его отец, или дед, или прадед, он всегда будет ориентироваться на эту линию и перед именем своих предков воздержится от совершения неблаговидных поступков.

А если он не знает всего этого, если нет никого, на кого он может равняться, он никогда не будет вести себя достойно. Человек должен возводить себя к какому-то одному стволу, он не может распылиться, ведь у каждого есть определенная линия происхождения. Это составляет целый архитип народа, - национальный менталитет, свои ценности, история, герои, на которых можно равняться, чувство национальной гордости и т.д., - т.е. все это надо воспитывать.

- Как, по-вашему, нужно ли переписывать те же учебники истории, которые до сих пор не раз переписывали, и всякий раз с уклоном в ту или иную сторону?

- Думаю, общество должно мобилизоваться, но само по себе оно мобилизоваться не сможет. Когда сложатся условия, при которых неким волевым решением будет выработана какая-то программа, ведь мы можем говорить об этом сколько угодно, от этого не будет толку, поскольку национальная идея должна проводиться на национальном уровне и осуществляться на государственном плане. Идея азербайджанизма должна присутствовать во всем, но при этом нельзя забывать о своих тюркских корнях. Без возрождения этого великого пласта невозможно создать полноценное государство, невзирая на то, что, говорят, в эпоху глобализации все смешается, это не так. Во Франции огромное количество алжирцев или марокканцев, однако французское государство держится на французах, как бы мало их не было.

- Мы подошли к самому главному - национальной идее... Нужна ли она вообще?

- Судя по тому, что наше государство предпринимает большие шаги по благоустройству нашей страны и укреплению ее мощи, в этом нет сомнения. Руководство, без сомнения, желает процветания нашей стране, однако все граждане не должны ожидать от него каких-то шагов, а сами должны активно включаться в строительство новой жизни, надо помогать правительству. А что касается граждан или ученых, скажу, что мало кто не согласен с тем, что азербайджанцы - это тюрки. Исключение составляют единицы, которые или сами не тюрки и не любят тюрков, или тут кроятся причины религиозного свойства. Говорить "азербайджанец" и отрицать тюркские корни могут лишь продукты советской системы образования, которая затуманила мозги народу, внушая ему его неполноценность и стирая его генетическую память.

- Сейчас растет поколение, более свободное и открытое миру, но, к сожалению, характер нашего образования приводит к тому, что молодежь не знает элементарных вещей исторического плана, что, скажем, в паспорте дедушки или прадедушки стояло слово "тюрк".

- Актуальность этих вопросов не ослабевала с того момента, когда наш народ начал в какой-то степени забывать свои тюркские корни, то есть после того, как название "тюркский народ" было переделано и слово "тюрк" было изгнано из нашего лексикона, а само упоминание того, что азербайджанский народ был тюркским, каралось в годы сталинизма. Но сейчас иное дело: ныне интересы нашего народа и государства стоят во главе угла, и мы должны сконцентрировать наши усилия на то, чтобы реанимировать генетическую память нашего народа. Мы должны осознать себя как самоценную нацию, уважать себя, проявлять это уважение путем отстаивания своих интересов и путем демонстрации уважения гражданам собственной страны в первую очередь. Только тогда нас будут уважать в мире. В этом плане подобные беседы на страницах столь популярной газеты чрезвычайно важны.

А.ИСЛАМ

Источник - Эхо

Поделиться:

Дата: