Юлия Кисткина. ПРЕЗИДЕНТ ОТПУСТИЛ ВОЖЖИ

Дата:
Очередные кадровые рокировки в президентской администрации, произошедшие в конце прошлой недели, стали логическим завершением усиления позиций Кайрата Келимбетова. И реструктуризация в рамках административной реформы тут ни при чем. Очевидно, что новый глава АП реально получил гораздо большие полномочия, нежели его предшественники, что вполне объяснимо. Де-факто поняв, что до "порога экономического кризиса" осталось всего несколько шагов, власть осознала, что без реального, качественного управления экономическими процессами на пресловутом "пороге" можно оказаться гораздо быстрее. Ставка была сделана на грамотного экономиста, не обремененного иерархическими условностями.

Отформатированная АП готова к бою?
Очередные кадровые рокировки в президентской администрации, произошедшие в конце прошлой недели, стали логическим завершением усиления позиций Кайрата Келимбетова. И реструктуризация в рамках административной реформы тут ни при чем.
Очевидно, что новый глава АП реально получил гораздо большие полномочия, нежели его предшественники, что вполне объяснимо. Де-факто поняв, что до "порога экономического кризиса" осталось всего несколько шагов, власть осознала, что без реального, качественного управления экономическими процессами на пресловутом "пороге" можно оказаться гораздо быстрее. Ставка была сделана на грамотного экономиста, не обремененного иерархическими условностями.
Причем президент на этот раз сам нарушил правила игры, выступив в роли умелого хирурга, действующего по принципу "резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов",  и предоставил Кайрату Келимбетову право самому формировать под себя команду.


Оправдает ли такой кредит доверия Келимбетов, предсказать сложно, но определенные старания с его стороны очевидны. Избавляясь от проверенных и "усидевшихся" кадров АП, Келимбетов, собственно, меняет шило на мыло, ибо новый контингент навряд ли поможет в реализации той миссии, которую поручил ему президент. Столь прямолинейный вывод напрашивается после детального изучения биографий назначенцев. Бесспорно, они профи в своем деле, наверняка грамотные исполнители, но нет в них того креатива, той раскованности в суждениях, на которые, похоже, рассчитывал глава государства, отпуская вожжи управления своей администрацией.
Заведующим государственно-правовым отделом стал 43-летний кандидат юридических наук Талгат Донаков, которому уже знакома работа на этом посту: с марта 1999-го по октябрь 2000-го и с февраля 2002-го по март 2004-го он занимал должность первого заместителя заведующего этим отделом. Про таких обычно говорят: "молодой, да ранний". Уже в 1991 году он начинает работать в Институте философии и права, через год становится советником председателя Верховного Совета, чуть позже - заместитель заведующего отделом законодательства этого органа. В 1994 году Донаков приходит в администрацию президента, но занимает преимущественно должности заместителя заведующего. Только в 1997 году он становится завотделом по вопросам законодательства и судебной системы АП. Проработав полтора года (конец 2000 - начало 2002 гг.) вице-министром юстиции, Донаков вновь вернулся в АП. Несмотря на молодость можно предположить, что практически беспрерывное служение государству в стенах АП на протяжении 14 лет наложили неизгладимый отпечаток на нового заведующего. Устои и иерархические традиции за такой срок способны взять верх над амбициями, профессионализмом, любыми другими качествами. Хотя это только поверхностный взгляд. Но, думается, если бы Талгат Донаков проявлял самостоятельность в принятии решений, навряд ли бы он сумел сделать столь внушительную карьеру в АП.
Другой назначенец, завотделом документационного обеспечения Мирболат Жакупов, в АП пришел еще раньше - в 1990 году. До этого работал в управлении по охране государственных тайн в печати при Совмине. Впрочем, что касается этого отдела, то, в отличие от "юридического", маловероятно, что смена его руководителя приведет к каким-то качественным сдвигам. Здесь, можно сказать, произошла обычная техническая рокировка.
Заведовать отделом государственного контроля и организационно-кадровой работы по-прежнему будет Серикжан Канаев, человек сравнительно новый в АП. Впервые он пришел работать в эту структуру в феврале 2005 года. До этого немного занимался бизнесом, немного - научной работой, а в основном был на номенклатурных должностях в различных ведомствах, в частности, в министерствах образования и здравоохранения), работал заместителем акима Карагандинской области. Отдел госконтроля он возглавляет с марта прошлого года. Насколько успешно - сказать трудно, но, видимо, новый глава АП вполне доволен работой этого отдела.
Самым неожиданным стало назначение Ерлана Карина на должность заведующего отделом внутренней политики АП. До него этот пост занимали такие фигуры, как Бахытжан Жумагулов, Дархан Калетаев, Алтынбек Сарсенбаев и даже сам Марат Тажин. Скорее всего, столь нестандартное решение продиктовано многочисленными "жалобами и предложениями", которые за все время 16-летнего существования этого отдела сыплются на головы руководителей АП. Молодой, энергичный, достаточно амбициозный политтехнолог вполне может поставить работу этого отдела на новые рельсы. Правда, в рамках дозволенного. Впрочем, хотя Карин прошел неплохую практику в Мангыстау, в качестве советника Крымбека Кушербаева, что-то подсказывает, что долго в "прокрустовом ложе" 31-летний кандидат политических наук не усидит.
Особняком в этом списке стоит новый завотделом социально-экономического мониторинга Куандык Бишимбаев - представитель того самого нового поколения чиновников, о котором президент говорит уже не первый год. Закончив экстерном школу и отучившись по программе "Болашак", он создал своеобразный кадровый прецедент, став в 26 лет вице-министром индустрии и торговли. До этого работал менеджером в одном из крупных банков, возглавлял Центр маркетингово-аналитических исследований, попробовал свои силы в бизнесе, заняв должность руководителя шинного завода в ЮКО, был советником вице-премьера. Еще в студенческие годы он разрабатывал эффективные программы управления экономическими процессами, здравость и адекватность которых признали и за рубежом, и у нас в Казахстане. Так что это единственное назначение, которое реально может сыграть на руку руководителю АП. Не считая, конечно же, прихода 41-летнего Максата Муханова на должность заведующего центром стратегических разработок и анализа. Несмотря на молодость, в его "анамнезе": работа в Министерстве промышленности и торговли, Агентстве по стратегическому планированию и реформам, Совбезе, Институте экономических исследований при Минэкономики, "АО "Центр инжиниринга и трансферта технологий", фонде "Казына".
Впрочем, по большому счету, если учитывать, что короля, как известно, играет свита, окружение, которое подбирает под себя Кайрат Келимбетов, вызывает больше вопросов, нежели желание проанализировать конечную цель произошедших рокировок. Хотя если перетасовка затевалась лишь для того, чтобы удержать и приблизить двух последних назначенцев, то игра стоит свеч. В остальном же пока новый руководитель АП ничем не отличается от своих предшественников. С другой стороны, произошедшее изменение кадрового состава АП, как утверждают аналитики, только верхушка айсберга, и можно предположить, что такие первые шаги - лишь попытка проторить дорожку к более масштабным и интересным рокировкам.

 еженедельник Central Asia Monitor

Поделиться:

Дата: