Тезисы выступления Главы государства Нурсултана Назарбаева на расширенном заседании Правительства (в изложении) (Астана, 14 февраля 2008 года)

Дата:
Коротко хочу остановиться на важнейших задачах, касающихся исполнительной власти нашей страны – Правительства, министерств и ведомств, акиматов всех уровней.Первая и главная задача Правительства и Национального банка – совместно скоординировать экономическую политику государства и удержать инфляцию в намеченных Правительством пределах.Эта задача касается и акимов всех регионов Казахстана, потому что она напрямую задевает интересы нашего населения. Прошу всех считать себя мобилизованными на выполнение этой задачи. Коротко хочу остановиться на важнейших задачах, касающихся исполнительной власти нашей страны - Правительства, министерств и ведомств, акиматов всех уровней.

Первая и главная задача Правительства и Национального банка - совместно скоординировать экономическую политику государства и удержать инфляцию в намеченных Правительством пределах.

Эта задача касается и акимов всех регионов Казахстана, потому что она напрямую задевает интересы нашего населения. Прошу всех считать себя мобилизованными на выполнение этой задачи.

Правительство и Нацбанк также должны улучшить качество анализа мировых финансовых рынков и сформировать четкий прогноз на ближайшее время, чтобы преодолеть риски, которые могут быть.

Вторая задача. Здесь выступающие говорили о «перегреве» финансовой системы.

Правительством принимаются меры по оказанию поддержки нашей строительной индустрии. Особенно это относится к завершению тех объектов, на которых реализовано более половины объема строительных работ.

Я ожидаю от нового руководства Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций более принципиальной позиции по обеспечению финансовой стабильности Казахстана.

Поручаю Правительству укрепить АФН компетентными кадрами, в том числе, зарубежными, с соответствующей заработной платой. Надо, чтобы не только наши специалисты, но и зарубежные могли привлекаться для мониторинга финансовой системы и выработки общих предложений.

Третье. Министерству сельского хозяйства и холдингу «Каз Агро» нужно конкретно заняться укреплением собственной продовольственной базы. Именно по этому показателю мы будем оценивать работа Минсельхоза и «Каз Агро».

Возможности у нас есть, финансы имеются. Мы должны развивать сельское хозяйство так, чтобы улучшить качество и объемы переработки сельхозпродукции, сделать ее конкурентоспособным товаром.

Четвертое. Мы говорили о развитии кластеров и формировании 30-ти корпоративных лидеров. Многие отнеслись к этой задаче как к очередной кампанейщине.

Здесь докладывали об успехах - они действительно есть.

Но на местах, когда дело дошло до конкретной реализации, многие заявленные проекты столкнулись с массой различных проблем: отсутствием подготовленной инфраструктуры, доступа к электроэнергии и месторождениям, четких бизнес-планов. Я требую, чтобы подобная практика была прекращена.

На основе 30-ти корпоративных лидеров идет процесс индустриализации страны. Это только видимая часть, на базе которой будет развиваться малый и средний бизнес.

Я прошу Правительство, министерства и ведомства, местные власти взять под контроль реализацию этой программы. Начатые проекты не должны приостанавливаться даже в сложной финансовой обстановке.

Холдинги «Самрук», «Казына», «КазАгро» и акимы областей должны непосредственно задавать тон во всех производственных процессах, стимулировать отечественный бизнес к созданию современных производственных комплексов.

Пятое. В текущем году дан старт новому этапу республиканской жилищной программы.

Вчера на заседании Правительства была подробно проанализирована ситуация с государственной жилищной политикой. Изменение ее курса не означает сокращение темпов строительства жилья в стране.

В связи с тем, что банки, кредитовавшие строительство жилья, сейчас в первую заняты погашением собственных долгов, решением проблемы занялось Правительство. И это нормально.

Уверен, казахстанские банки, решив проблемы долгов, вновь начнут финансирование строительства жилья. Ничего страшного для Казахстана не произошло. Но для своевременного реагирования на негативное влияние мирового рынка соответствующие органы должны отслеживать ситуацию и принимать своевременные меры.

Поддержка дольщиков и завершение начатого строительства должны стать важной задачей всех регионов. Особенно эти проблемы касаются таких крупных городов, как Астана и Алматы.

Шестое. Я уже говорил о том, что контролирующие структуры тормозят развитие бизнеса.

Необходимо в кратчайшие сроки разобраться с этой практикой и принять меры. Мы часто возвращаемся к вопросу о всевозможных проверках, вроде бы решаем его, но количество проверок все равно растет.

Конечно, совсем отказаться от проверок нельзя, но должна быть разумная мера. Посмотрите на пример ОАЭ, Сингапура. Там предприниматели даже не догадываются о наличии проверяющих. Бизнесменам созданы самые удобные условия для работы. А у нас?

Поэтому до упорядочения всех проверок и разрешительных процедур объявляю мораторий на проверки, кроме оказывающих влияние на безопасность страны и здоровье граждан.

Поручаю Правительству проработать вопросы, связанные с порядком и сроками моратория.

По моему поручению создается Рабочая группа, которая разработает комплекс мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов.

В правоохранительной системе Казахстана за эти годы произошли значительные позитивные изменения - выросла заработная плата, укомплектованы штаты, налажено материальное обеспечение.

Теперь надо проанализировать, как правоохранительные органы выполняют профессиональные обязанности.

Один простой пример: в Казахстане запрещена деятельность игорных заведений, их деятельность разрешена только в двух специально отведенных центрах. Казахстанцы с одобрением восприняли такое решение. Однако, в настоящее время во многих областных центрах действуют подпольные казино. Об этом знают простые граждане. Уверен, что это известно и правоохранительным органам, но действенных мер по пресечению этой деятельности не предпринимается.

Нам надо поднять эффективность правоохранительных органов с тем, чтобы они служили защите прав простых людей.

В настоящее время в соответствии с Указом «О штатной численности и структуре Администрации Президента Республики Казахстан» идет совершенствование деятельности и модернизация структуры Администрации Президента Республики Казахстан.

Так же, как и в Администрации Президента, во всех аппаратах акиматов областей, городов и районов надо провести анализ деятельности всех структур. Административная реформа проводится не ради сокращения. Ее суть в повышении эффективности работы каждого госслужащего, на которого тратятся государственные деньги. Мы должны платить человеку по конечному результату - за качество его работы.

Седьмое. Налоговые службы Казахстана идут по легкому пути, концентрируя внимание на предприятиях с большими оборотами. Они проверяют их по несколько раз в год без видимых причин.

По-прежнему длительны сроки таможенного оформления товаров. Простои товаров на границе наносят ущерб, как предпринимателям, так и государству. Правительству надо принять меры.

Сейчас мы поставили цель - сделать Казахстан транзитным государством. Если мы не создадим для транзитных грузов и пассажиров условия на уровне мировых, к нам никто не будет ездить. Есть много путей в обход Казахстана.

В аэропорту Алматы пассажиры получают свой багаж через четыре часа. Поэтому юго-восточные компании выбирают в качестве транзитного аэропорт Омска.

Выяснилось, что в аэропорту Алматы терминалом управляет одна компания, за взлетно-посадочную полосу отвечает другая, ГСМ подает третья, питание на борт поставляет четвертая. Что за безобразие? Разберитесь.

Нужно привлекать к управлению нашими активами известные иностранные компании. Аэропортом Астаны управляет известная малайзийская компания. У нас авиакомпания «Эйр Астана» признана лучшей в СНГ, ею управляют английские менеджеры. И Казахстан от этого только выиграл.

Несколько вопросов для местных исполнительных органов власти.

Первое. Доходы местных бюджетов, составившие порядка 500 млрд.тенге, не изымались, а остались в распоряжении регионов и направлялись на решение их наиболее острых проблем.

Вместе с тем, в отдельных регионах до сих пор имеются факты несвоевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Люди уже обращаются ко мне. Как это понимать? Акимы направляют средства на различные мероприятия, масштабно строят, а средств на выплату заработной платы не хватает?

Я поручаю Счетному комитету, Казначейству немедленно разобраться в этой ситуации.

Средства надо направлять на строительство общеобразовательных школ, объектов здравоохранения и питьевого водоснабжения, жилищное строительство и природоохранные мероприятия.

По итогам 2007 года по республике на вышеназванные приоритетные направления местными бюджетами выделено только 37,4% средств.

Правительству надо разобраться и принять меры по исправлению ситуации. Надо принять закон, позволяющий изымать неосвоенные средства и передавать тем, кто успевает осваивать.

Второй вопрос. Как показала нынешняя зима, некоторые регионы оказались слабо подготовленными к отопительному сезону. Это дает повод для размышлений и должных выводов.

Для того, чтобы снять проблему обеспечения газом Юга страны, нам за счет бюджета придется строить газопровод. Откровенно говоря, этот газопровод не оправдает затраченных средств. Это социальный газопровод. Но его надо строить.

Точно так же много лет говорим о контррегуляторе на Сырдарье - Коксарайском водохранилище. Жители юга Казахстана живут под страхом затопления. Эти вопросы нам надо решать.

Третий вопрос, о котором я хотел сказать - это работа социально-предпринимательских корпораций. Бюрократические споры до сих пор тормозят работу и развитие этих корпораций. СПК созданы в рамках административной реформы, чтобы избавить акимов от занятия бизнесом. Именно это им и не нравится. Лучше обратите внимание на дороги.

Деятельность СПК должна способствовать исключению простой распродажи месторождений и земельных участков, стимулировать переработку сырья на местах и развития нового бизнеса.

Поручения акимам:

- обратить особое внимание на положение населения с низкими доходами;

- заняться трудоустройством людей, особенно строительных рабочих, организовать их переквалификацию;

- в срок построить 100 школ и 100 больниц;

- в здравоохранении обратить внимание на охрану материнства и детства;

- акимы должны возглавить борьбу с коррупцией и обеспечение правопорядка.

Всё, о чем я говорил, акимы должны реализовать совместно с Народно-демократической партией «Нур Отан».

И последнее. В текущем году мы отмечаем 10-летие столицы нашей страны - Астаны.

Астана по праву является символом независимости страны и модернизации Казахстана. Поэтому предстоящий юбилей - это общенациональный праздник. Но его нужно провести не как шумный праздник, а воспринимать как определенный этап реализации масштабного национального проекта.

Сквозь призму этого мы хотим показать, чего мы достигли в кратчайшие сроки, построив современный город - символ устремленного вперед Казахстана.

Я просил бы всех акимов областей принять посильное участие в подготовке этого праздника, сделать так, чтобы в столице была символика каждого региона Казахстана.

Нужно привлечь к организации праздника казахстанский бизнес. Бизнесмены, инвесторы, банки тоже должны принять участие в организации праздника.

Администрация Президента и Правительство должны оказать максимальное содействие проведению празднования на высоком уровне.

Zakon.kz

 

Поделиться:

Дата: