Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин: "не убежден, что в НАТО найдутся горячие головы, которые в столь сложный момент наших с альянсом отношений пойдут на то, чтобы пригласить Украину и Грузию в свой состав."

Дата:

27 января  новый постоянный представитель России при НАТО вылетает в Брюссель, где уже на 28 января запланирована его встреча с генеральным секретарем организации Яапом де Хоопом Схеффером.

 

Что постпред-политик считает для себя главным в новой должности, какие проблемы он намерен поднимать во взаимоотношениях с партнерами, изменится ли стиль работы российского представительства?

 Дмитрий Рогозин отвечает на эти и другие вопросы в интервью корреспонденту "ИНТЕРФАКСА" Людмиле Щербине.  

Дмитрий Олегович, с чего начнете в Брюсселе?

- Со встречи с генеральным секретарем альянса. Должен в понедельник вручить ему верительную грамоту. С этого и начнем. А потом, 30 января, будет плановое заседание Совета Россия-НАТО. Думаю, сейчас самой главной задачей является обсуждение вопроса о разблокировании и принятии программы сотрудничества РФ с альянсом на 2008 год. И, конечно, предстоит обсуждение приоритетов нашего сотрудничества на новом рубеже. Уверен, эта тема интересна для наших партнеров прежде всего в связи с тем, что в России ожидаются большие политические перемены в марте 2008 года. Поэтому крайне важно дать понять им, что преемственность курса России во внешней политике будет обеспечена в любом случае. Ну и, конечно, будем знакомиться, ведь нам предстоит достаточно долго работать бок о бок.

А знакомые лица есть?

- Есть несколько постоянных представителей, с которыми я знаком еще по прошлой работе (в качестве председателя комитета Госдумы по международным делам - ИФ). Но в этом году следует ожидать определенных замен послов ряда союзнических стран при НАТО, в том числе и посла США. Насколько мне известно, постпредом США в НАТО будет назначен блестящий карьерный дипломат - Курт Волкер (Kurt Volker). Он долгое время работал помощником по вопросам международной безопасности и внешней политики известного американского сенатора-республиканца Джона Маккейна, который сейчас является кандидатом в президенты, а потом - в аппарате теперь уже бывшего генсека НАТО Джорджа Робертсона. Знает натовскую кухню более чем хорошо. Поэтому можно сказать, что в 2008 году произойдет достаточно важная смена позиций разных стран при штаб-квартире НАТО. И, мне кажется, - я надеюсь - это будет означать новое качество этих отношений. Рассчитываю, что это придаст им больше динамизма и конструктивизма.

Вы упомянули о программе сотрудничества России и НАТО, которая была заблокирована членами НАТО. Ведь это связано с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), с тем, что РФ приостановила участие в Договоре?

- Формально наши партнеры отрицают, что программа заблокирована именно поэтому. То есть не признают очевидную для нас реальность. Однако, считаю, это не метод. Программа сотрудничества между Россией и НАТО ценна сама по себе и не может зависеть от позиции России или других стран по ряду соглашений. По ним надо продолжать работу и выходить на взаимоприемлемые договоренности, а не блокировать те решения, на которых базируется наше взаимодействие.

Но как строить отношения, если партнеры не слышат аргументы другой стороны и их действия носят закрытый характер?

- Именно поэтому для России сейчас принципиально важно вообще определиться в своих отношениях с альянсом. Что будет дальше, что от него ждать - дальнейшего приближения к российским границам, "захвата" новых стран через их интеграцию в НАТО? Ситуация нас не может не беспокоить, так как, понимаем, что в любом случае речь идет о приближении к российским государственным границам организации отнюдь не гуманитарного, правозащитного характера, а военной машины, то есть определенного количества военной техники, вооружений, личного состава профессиональных военнослужащих. Совершенно очевидно, что альянс, участие в котором мы не принимаем, расширяется на Восток. Да, заявленные цели этого расширения выглядят достаточно безобидными. Но это лишь обещания - без действительно серьезных гарантий нашей безопасности. По этому поводу надо все-таки вести диалог. И при этом поднимать темы, которые давно стоят в повестке и российско-американских, и российско-европейских переговоров. Это вопросы, связанные с урегулированием конфликтов, прежде всего, в горячих точках, а также - и это очень важно - с развертыванием ( в Польше и Чехии - "ИФ") третьего позиционного района противоракетной обороны США. Есть много и других вопросов, на которые мы пока не получили ответов от своих партнеров по альянсу. Что касается невоенной проблематики, то, считаю, здесь надо скорее перейти к политике реальных дел. И свои соображения на этот счет я собираюсь изложить нашим натовским партнерам 30 января на заседании Совета.

Все-таки, на Ваш взгляд, сегодня НАТО представляет опасность для России?

- Если абстрагироваться от этой аббревиатуры из четырех букв и просто говорить о некоем военном альянсе, Россию всегда должно беспокоить нахождение рядом с ее границами таких альянсов и вообще военной организации. Особенно с учетом того, что ее потенциал превышает военный потенциал нашей страны.

И здесь особенно актуальным становится наше военно-техническое сотрудничество на западных границах, с Белоруссией? Как считаете, НАТО его опасается?

- Я всегда обращал внимание на то, что действия России по укреплению своей обороноспособности и союзнических отношений, особенно с такими братскими государствами, как Белоруссия, привлекают самое пристальное внимание наших партнеров по НАТО. Говорить, что это их не беспокоит - значит, грешить против истины. Но действие рождает противодействие. Они принимают свои решения, мы - свои. При, заметьте, блокаде программы сотрудничества, что, безусловно, сужает возможности для диалога. Но взаимовыгодные перспективы открываются лишь тогда, когда вопросы регулируются политическими, дипломатическими средствами. И когда есть доверие, готовность идти навстречу друг другу. А что сейчас? Мы, например, только можем с сожалением констатировать, что, несмотря на все наши уговоры-убеждения, несмотря на то, что президент Путин высказал интеллигентнейшее предложение встречного характера по поводу совместного использования Габалинской РЛС и создания единой системы противоракетной обороны, мы оказались неуслышанными. Это к вопросу о третьем позиционном районе, строительстве его в Чехии и Польше. За установкой там радаров мы видим обустройство "ушей" и "глаз" США в Восточной Европе. С определенным скепсисом относимся к объяснениям, что они будут наблюдать за Ираном и прислушиваться к каждому его "телодвижению". А, может, на самом деле, - бросать косые взгляды в сторону России? Понятно, что размещение ПРО вблизи от наших границ означает появление под боком у нас боевого оружия; и разве странно, что это не может не вызвать ответную реакцию и России и Белоруссии. Следует учитывать и то, что военные сидеть сложа руки не станут, они будут упрекать политиков в том, что мы находимся в тупике некоего переговорного процесса и будут предлагать свои способы защиты страны, подкрепления ее уверенности в собственных силах.

Расширение НАТО - это, возможно, и вступление в альянс Украины и Грузии. Насколько реально такое развитие событий и какими могут быть последствия?

- Строго говоря, ни Украина, ни тем более Грузия не соответствуют стандартам страны-кандидата на вступление в НАТО. Это первое. И второе: надо иметь в виду, что, когда какое-либо государство вступает в международный союз, в некую коалицию, тем более военную, это означает - оно добровольно отказывается от части своей компетенции, даже от части своего суверенитета, от суверенного права решать многие вопросы в области обороны, безопасности, военной и внешней политики и передает это право надгосударственной структуре. То есть подобный шаг чреват кардинальными изменениями, сложностями внутри самих этих государств - речь пойдет уже об их геополитическом выборе, принятии того факта, что участие в НАТО - это отказ от статуса нейтрального, независимого государства. Я очень сильно сомневаюсь, что на Украине это пройдет безболезненно для отношений между обществом и властью. Всем известно, что Конституция этой страны предполагает необходимость проведения в подобного рода случаях референдума, то есть прямого волеизъявления граждан. И, кстати, обескураживает заявление представителей "оранжевой" коалиции, которые говорят, что теперь им этот референдум уже не нужен. Это, собственно, означает, что никто народ Украины спрашивать по поводу НАТО не собирается и за граждан Украины все уже решили. Причем, судя по всему, совсем не в Киеве. И еще - я полностью согласен с нашим российским послом на Украине Виктором Черномырдиным, который сказал, что Россия не сможет сохранить военно-техническое и иное сотрудничество с Украиной - а мы очень интегрированы в этом вопросе еще с советских времен, поскольку не можем производить военную технику на территории страны, которая участвует в военно-политическом альянсе. Вступление Украины в НАТО привело бы к разрушению всех горизонтальных отношений и между промышленниками обеих стран. Я уж не говорю о последствиях психологического и гуманитарного характера. Мне видится эта ситуация как драматичная. Впрочем, я абсолютно не убежден, что в НАТО найдутся горячие головы, которые в столь сложный момент наших с альянсом отношений пойдут на то, чтобы пригласить Украину и Грузию в свой состав.

Но НАТО не та организация, которая отличается церемонностью отношений - можно не вспоминать ситуацию с Ираком, есть более свежий пример - Косово, где, судя по всему, альянс пытается перетянуть на себя право решения, тесня ООН?

- Это вообще не их компетенция. Вопросы, связанные с утверждением суверенитета государства, признанием иных государств - это исключительно компетенция ООН. Ведь государство считается существующим тогда, когда его признает ООН и когда оно приобретает статус участника этой всемирной организации, которая исповедует правила приличного поведения между странами. Что касается Косово, то уже известно, что ряд стран категорически против признания независимости этого края в ущерб суверенитету уважаемого государства, члена ООН - Сербии. Это - Россия, Китай и многие другие. Внутри Европейского союза нет единства по этому поводу. Поэтому смешно слышать, что это решение - о новом будущем Косово - является солидарным с точки зрения Запада. Выделение Косово в качестве независимого государства приведет к разрушению многонациональных государств внутри самого ЕС и к резкому росту сепаратизма в странах, где существуют национальные или религиозные меньшинства. Поэтому, если Запад собирается открыть ящик Пандоры и игнорировать суверенное право ООН заниматься теми вопросами, которые прописаны в Уставе Организации, то, конечно, на самом деле это будет выглядеть как силовой акт. Не акт мирной воли и признания Косово, а как крайне недружественный, который, конечно, оскорбит национальное достоинство сербов на долгие-долгие десятилетия, создаст на Балканах еще большее напряжение. Ну, а с точки зрения международного права создаст прецедент, который будет грозить катастрофой в целом для нынешней архитектуры международной безопасности.  

Если вернуться к вопросам сотрудничества - насколько оно возможно между ОДКБ и НАТО?

- Оно не только возможно, оно необходимо. Но сейчас его практически нет. НАТО делает вид, что не замечает реалий - давно уже заявившей о себе структуры. ОДКБ - это объединение стран, которые решают вопросы, связанные с обеспечением безопасности стран-участников, причем в той зоне, которая является сегодня наиболее чувствительной для НАТО. Ведь коалиционные натовские войска находятся в Афганистане. Без поддержки ОДКБ, без решения вопросов с этой организацией говорить о возможности эффективного участия коалиционеров в вооруженных операциях в Афганистане, да и в гуманитарных операциях, невозможно. Поэтому думаю, что 2008 год будет годом возможных подвижек - заключения ими соглашения о сотрудничестве. Я уверен, что эти две организации могут прекрасно взаимодействовать и ладить друг с другом.

Как поменяется стиль работы постпреда РФ при НАТО, что нового постараетесь привнести?

- Конечно, стиль поведения военного человека (до недавнего времени постпредом РФ при НАТО был генерал армии Константин Тоцкий- ИФ) и политика - разный стиль. И, видимо, сейчас пришло время не только обсуждать военные вопросы, но и искать с НАТО точки взаимозависимости, налаживать взаимное сотрудничество, искать взаимопонимание. Наша проблема в отношениях с Западом в том, что мы утратили взаимное доверие, открытость. Это надо восстановить. Мы обречены быть соседями, жить рядом. У нас много общих ценностей - это защита права на жизнь, человеческого достоинства, прав человека. Мы успешно взаимодействуем в экономической области, и негоже ссориться по военным вопросам. Нам надо вместе искать ответы на новые вызовы 21-го века. Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы попытаться убрать то фальшивое, искусственное, что привнесено в наши отношения, укрепить доверие. Но самой главной своей задачей я считаю - сделать безопасность Российской Федерации хотя бы чуть-чуть более прочной, чтобы обеспечить стабильность развития экономики и политических свобод в РФ.

Поделиться:

Дата: